Особое искусство: акриловый Чернышевский, Настасья Филипповна и другие

Выставка «Настасья Филипповна и другие» – самое яркое событие нынешней московской осени. Тем, кто увидел работы особых художников, привычные картины кажутся блеклыми и вялыми

Выставка «Настасья Филипповна и другие» – самое яркое событие нынешней московской осени. Тем, кто увидел работы особых художников, привычные картины кажутся блеклыми и вялыми.

Галерея «73 улица», Нелли Уварова и Проект «Наивно? Очень» представили выставку работ особых художников.

Это не первая выставка, работы особых художников презентовались на «Винзаводе» и в галерее Артнаив. На выставке «Настасья Филипповна и другие» – картины четырех авторов, зовут их Николай Бондаренко, Роман Горшенин, Андрей Демин, Маркус Мартинович.

Маркус Мартинович – младший из четверых, ему всего восемь лет. Эта выставка, где его творчество представлено рядом с работами взрослых – его дебют. Работы этого автора не менее удивительны, чем названия, которые он им дает.


Маркус Мартинович. «Маркус, закрывающий лицо рукой с носком»


Маркус Мартинович. «Не стойте на моем японце!»

А вот – человек, без которого выставка не состоялась бы, художник Татьяна Чемоданова занимается с ребятами из 21 колледжа, как педагог:
«Начала я три года назад с одним художником – Николаем Бондаренко. Работа индивидуальная: сначала я пыталась понять, что интересует автора, чем можно “зацепить” его внимание и интерес и, исходя из этого, предлагала тему.


Татьяна Чемоданова

С Колей Бондаренко мы завершили серию по Чернышевскому, создали галерею персонажей романа “Что делать?” Книга была знакома Николаю со школы, он ее очень любит. Поначалу его выбор меня немного удивил, но потом я поняла, что книга созвучна выразительной манере Коли. И мы решили попробовать.


Н. Бондаренко. «Семейный портрет в интерьере. Вера Павловна.»

Это был немножко безумный проект. В образовательную программу 21-колледжа, где мы начинали, живопись не входит. Ребята занимаются керамикой, немного рисуют, делают аппликации. Но выделить средства на холсты и краски бюджет нам не позволил бы. Это – довольно дорогое удовольствие. Первые материалы я покупала на свои деньги, потому что было очень интересно попробовать.

А потом к нам присоединился проект “Наивно? Очень”. То, что делает Коля, очень понравилось Нелли Уваровой, и мы стали работать вместе, из средств проекта оплачивали материалы. Сначала ребята работали в помещении колледжа после занятий, а потом появилась возможность снять собственную мастерскую. Результатом наших совместных усилий стала эта выставка.

Я не могу определить ценность работ, в это вложено много душевных сил и старания, для меня они бесценны. Серию по Чернышевскому мы писали почти два года. Как оценить эти работы – покажет время. Мы пока не собираемся их продавать, но уже есть люди, которые готовы их купить.

После того, как мы закончили писать серию по Чернышевскому, Коля мне сказал, что у него есть еще один любимый автор, Достоевский, роман “Идиот”. И я поняла, что мы будем писать Достоевского.

“Портрет Рахметова” – первая Колина работа на холсте, швейная мастерская Веры Павловны.


Н. Бондаренко. «Портрет Рахметова»


Н. Бондаренко. «Швейная мастерская»

А вот там очень интересно, там – сны. Яркий и нежный сон Веры Павловны о любви к людям художник увидел небесным и ярко-желым.


Н. Бондаренко. «Первый сон Веры Павловны»

А вот – знаменитый четвертый о мире всеобщего равенства – с ярким электрическим светом, с одинаковыми пальмами в пустых окнах и огромным, размером с дом апельсиновым деревом. Жителей прекрасного далека Николай рисовать отказался: “Людей там нет!”


Н. Бондаренко. «Четвертый сон Веры Павловны»

А вот – третий сон, в котором Вере Павловне приснилась певица. В этом сне Вера Павловна признались себе, что не любит мужа и должна сделать выбор. Посмотрите, как напряжение и драматизм этого эпизода переданы в картине».


Н. Бондаренко. «Третий сон Веры Павловны»

Александра Володина, заместитель директора музея наивного искусства:
– Авторы, которые здесь представлены, нам давно знакомы, их работы выставлялись и в нашем музее. Это направление в России еще недостаточно изучено, но я надеюсь, что все впереди.


Участник выставки Роман Горшенин и его работы

Эти работы позволяют нам выстроить цепочку ассоциаций, о которых автор, возможно и не подозревал. Этот вид искусства называют маргинальное искусство, наивное искусство, аутсайдер-арт, оно уходит корнями далеко в прошлое. Собственно, весь ХХ век вдохновлялся работами непрофессиональных художников, произведениями примитивистов, и это был мощный эстетический посыл, который восприняли профессиональные художники».

Проект «Наивно? Очень» создан актрисой Нелли Уваровой для социализации и трудоустройства людей с особенностями развития метального характера. Поддерживают проект Марк Розовский, Юрий Грымов, Александр Феклистов, Чулпан Хаматова, Елизавета Арзамасова, Юрий Норштейн. В рамках проекта проводятся выставки, презентации, ярмарки-продажи и другие мероприятия.

21 колледж – Технологический колледж №21, г. Москвы. На сегодняшний день это – единственное учебное заведение, где человек с ментальными нарушениями может получить профессию.

Автор благодарит галерею и куратора выставки Елену Комаренко (галерея «73 улица») за помощь в работе над материалом.

Выставка «Настасья Филипповна и другие» продлится до 6 ноября 2014 года (включительно). Приходите!
Режим работы: воскресенье-четверг с 12.00 до 20.00, пятница с 12.00 до 15.00, суббота – выходной день.
Адрес: Москва, ул. Образцова 11/2, площадка ЕКЗ «180 м²» (Еврейский музей и центр толерантности).

Фотографии предоставлены галерей «73 улица», фотограф Игорь Дремин.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?