Безобидный на первый взгляд квест может закончиться на столе у хирурга. Девочка пробила насквозь щеку и губу, мальчику отрубили ухо, кто отвечает за безопасность? Часто — никто

Квест «Игры разума». Фото с сайта questfinder.ru

Виртуальная реальность переползла в нашу действительность. Так появились квесты, которые в последние годы набирают популярность. В Москве насчитывается уже несколько сотен квестов, а играть приходят и взрослые, и дети. Интерес к этим играм понятен: это уже не сделанное «на коленке» 3D или 5D изображение, а напичканная спецэффектами реальность, можно попасть и в космос, и в лес, кишащий страшными чудищами. Все это ощущается как подлинная реальность.

Однако гонка за «реальной нереальностью» все чаще становится опасной для участников квестов.

Жестокие игры

Недавно в соцсетях мама 12-летней девочки разместила пост, где рассказала о неудачном посещении квеста. Семья уже имела опыт таких развлечений, и всегда все проходило удачно. Но теперь Полина, мама Ксении, сомневается, стоит ли ходить на подобные мероприятия.

Девочка упала с полутораметровой высоты в темноте, оступившись, и получила сквозные раны подбородка и губы. Пострадавшая провела в больнице несколько дней, на лицо наложили швы.

«После случившегося игру остановили и детей просто выставили из помещения. Максимум, что было сделано, это выдан кусок бинта, смоченный перекисью водорода. Ни о каком соблюдении правил безопасности и оказания помощи организаторы даже не подозревают!» – возмущена мама.

Кстати, перед началом игры организаторы квеста предложили участникам подписать бумаги о том, что вся ответственность лежит на них, хотя игрокам не было 18 лет.

Это не первый случай получения травм во время прохождения квестов. В конце прошлого года пострадал участник игры в «маньяков».

Актер, изображавший маньяка, так увлекся, что задел одного из молодых людей топором. Ухо пришивали в больнице.

В другом квесте девушка рассекла в темноте ногу торчавшими крючками. Кстати, замечают жертвы этих адреналиновых игр, обычно после инцидента медицинская помощь не оказывается, максимум, что предлагают организаторы – какой-нибудь бинт и перекись водорода.

Серьезные компании за качество отвечают

Сергей Кузнецов, основатель компании «Клаустрофобия»

Официальной сертификации квестов по уровню опасности, возрасту участников и другим параметрам пока не существует. А это создает серьезные препятствия на пути привлечения к ответственности организаторов подобных мероприятий в случаях, когда их участники получают травмы различной степени тяжести.

«Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время нет и каких-либо нормативно-правовых актов, которые бы регулировали ответственность организаторов квестов за безопасность их участников, – подчеркивает юрист Изабелла Атласкирова. – Это прекрасно знают организаторы квестов, и с помощью различных ухищрений пытаются оградить себя от возможного привлечения к ответственности за опасные последствия организованных ими игр».

Сергей Кузнецов, основатель компании «Клаустрофобия», одной из крупнейших профессиональных компаний-создателей квестов, отмечает, что сейчас на рынке есть и профессиональные игроки, и мелкие компании, которые действительно могут оказаться фирмами-однодневками и халатно отнестись к подготовке игр.

«Я бы не рекомендовал заказывать квесты через компании-агрегаторы («Мир Квестов», «Гильдия Квестов» и прочее), – советует Сергей Кузнецов. – Они просто размещают любой квест у себя на сайте, минуя все этапы контроля качества. То есть единственное, что нужно, чтобы попасть в такой агрегатор, – это просто подписать договор. В таких случаях нельзя говорить не только о безопасности, но и прочих составляющих хорошего и качественного квеста».

Несмотря на то, что пока данный вид деятельности не требует лицензирования, серьезные компании (та же «Клаустрофобия») разрабатывают свои внутренние требования качества и имеют департаменты качества. «Например, мы не допускаем игроков даже до тестовых игр (этот этап предшествует коммерческому запуску продукта), если нет визы департамента качества».

По мнению Сергея Кузнецова, в «правильном» квесте нет ничего опасного. «Это развлечение по уровню опасности не превышает просмотр фильмов. Надо понимать, что хороший и качественный квест – это продукт, который создается месяцами, а иногда и годами (средний срок создания одного квеста около 6 месяцев). Будет достаточно странно для создателя подобного продукта рисковать здоровьем игроков», – считает эксперт.

Сложность еще и в том, что такой профессии, как оператор квестов, пока не существует, и приходится обучать специалистов, которым предстоит воплощать в жизнь идеи создателей игры. Однажды инженеры забыли провести вентиляцию в квестовой комнате, и игрокам стало не хватать воздуха в закрытой комнате.

Отвечать придется

Квесты несут в себе определенную опасность для участников, особенно если они проводятся в условиях с потенциально высокими факторами риска. Типичный пример – заброшенные или недостроенные здания, в которых часто проводятся подобные мероприятия.

«Проведение квестов в таких местах должно подразумевать либо возрастные ограничения (например, 16 или 14 лет), – замечает Изабелла Атласкирова. – Либо должен быть повышенный контроль за участниками квеста со стороны организаторов».

Но все же к ответу создателей квестов призвать можно. Бездействие организаторов можно подвести под ряд действующих законов, подчеркивает юрист. «Во-первых, это статья 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». За совершение этого преступления предусмотрено наказание – от штрафа до обязательных работ или даже лишения свободы до нескольких лет».

А что же с теми самыми «бумажками», которые подписывают участники квестов, беря на себя ответственность за получение адреналина в опасной игре? Изабелла Аласкирова напоминает, что ребенок такой договор подписать не может.

«Согласно статье 26 Гражданского кодекса РФ, договоры за детей до 14 лет подписывают от их имени их родители или законные представители. Таким образом, подпись двенадцатилетнего ребенка под договором не имеет юридической силы, и организатор мероприятия не сможет сослаться на то, что ребенок якобы был предупрежден о возможных последствиях и сам подписал данный договор».

Так что в случае пострадавшей 12-летней Ксении ответственность должен нести организатор квеста, а ее подпись под бумагой недействительна.

И еще. Даже если участник квеста достиг возраста 14 или даже 18 лет и собственноручно подписал договор, это еще не значит, что организатор освобождается от ответственности за травматические последствия для участников мероприятия. «Например, в Ульяновске 2 года колонии общего режима получил организатор квеста, во время которого от удара током погиб юноша, – рассказывает Изабелла Атласкирова. – Поэтому если участие в квесте повлекло за собой травматические последствия, особенно для несовершеннолетнего ребенка, то необходимо собрать все доказательства, грамотно изложить ход событий и подать заявление в правоохранительные органы». А еще попутно можно подать и гражданский иск к организаторам подобного мероприятия – потребовав выплатить компенсацию морального и физического, а также материального ущерба.

«Основное ограничение, которое влияет на возрастные ограничения в квесте – контент, – поясняет Сергей Кузнецов. – Если в квесте присутствуют какие-то вещи, которые запрещены или не рекомендуются для определенной группы людей, то будет выставлен тот или иной возрастной ценз».

Есть и совсем редкие случаи, рассказывает Сергей Кузнецов. Например, использование стробоскопов может являться причиной эпилептических припадков. В таких квестах должно быть предупреждение для людей, страдающих эпилепсией. Второй опасный момент – использование приборов с сильным электромагнитным полем, в этих случаях должны быть предупреждения для людей с установленными кардиостимуляторами. Но других опасных для здоровья ограничений, считает эксперт, в квестах не существует.

Специалисты рекомендуют выбирать те игры, которые связаны не с агрессией (что можно понять уже по их названиям), а с поисками чего-то, приключениями, направленные на развитие интуиции, предполагающие проявление смекалки, логики и командного мышления.