Один день благотворительности: газетные дискуссии как предтеча Фейсбука

Сегодня, 30 октября, благотворительные круги были взволнованы: в 1890-ом году – спорили; в 1868 – морализаторствовали, а в 1891– дамы волновались по поводу новой моды на шляпки

.

«Страсть к развлечениям развивается у нас не по дням, а по часам …»

В октябре–ноябре 1890 года между Москвой и Петербургом разгорелась полемика  о налоге на благотворительность с публичных зрелищ. Речь шла не только об оперных и балетных спектаклях (самых дорогих зрелищах своего времени), но о концертах, гуляньях с музыкой, цирковых представлениях, распродажах.

Не все были согласны с идеей введения налога! Почему?Как отмечал журнал «Детская помощь» (№ 22 1890), «определенные газеты с негодованием упоминали «увеселительные оргии» в виде концертов, базаров и пр., не соответствующие, по их мнению, «богоугодному делу милосердия».

В защиту налога на зрелища высказались в Москве «Московская иллюстрированная газета», в Петербурге «Петербургская газета».

Безплатный спектакль для воспитанников учебных заведений в Императорском Мариинском театре. «Иллюстрированная газета», 60-е годы 19 века

«Петербургская газета» жгла глаголом: «В настоящее время страсть к развлечениям развивается у нас не по дням, а по часам. Лучшим тому доказательством служит масса зрелищ, концертов и всяких увеселительных мест…  За одно летнее время в «Аркадии», Зоологическому саду, «Аквариуме» и пр. перебывало 700 000 посетителей… Положивши налог от 5 до 10 копеек на билет, сумма в пользу бедных достигнет до 50 000 р. за лето.

Да и в сущности, можно ли назвать это налогом? Нет.  Это доброхотная копейка, которую каждый будет вносить безропотно, в сознании, что за право веселиться он дает лепту в пользу несчастных, лишенных этой возможности. Платя 100 рублей за ложу «на Патти» – гривенник или двугривенный не составляет уже никакого расчета. А из этих копеек, между тем, составлялось бы ежегодно  150 000 рублей на содержание приютов, хроников и пр. и пр.! Это право бедных должно распространяться на все места, где Петербург веселится».

«Московская иллюстрированная» вторила:

«Этот налог (если его только можно назвать налогом) самый почтенный, самый симпатичный и при том такой, какой нимало не отражается на бюджете городского обывателя. Заплатить рубль или рубль десять копеек – безразлично потому уже, что от воли антрепренера зависит назначение входной платы

Вопрос этот настолько назрел, что он должен быть возбужден в нашей Думе, которая, надеюсь, на этот раз не отзовется тем, что он не предусмотрен в законе, а потому и следует его отклонить».

Исторический контекст: Аделина Патти ( 1843-1919) оперная примадонна, между 1869 и 1877 годами с огромным успехом выступала в России. Оперные спектакли того времени были частью гламурной жизни; верхние цены на билеты не фиксировались и иногда взлетали до космических высот. В 1890 году за 100 рублей, уплаченных за право послушать концерт Аделины Патти, можно было год учиться в Московском университете.  «Аквариум» – увеселительный театр-сад, созданный Г.А. Александровым в 1886 году на Каменностровском проспекте. Театр-сад «Аркадия» в Новой Деревне принадлежал оперному певцу И.Я. Сетову.

Золотошвейки и дамы

Модные шляпки 90-х годов девятнадцатого века

А «Новое время» в 1890-ом году интересовалось прикладными вопросами – благотворительными школами для девочек, склонных к рукоделию.

«28 октября в помещении мастерской дамских нарядов попечительства Человеколюбивого Общества для сбора пожертвований состоялось открытие воскресной школы для девочек. Школа эта открыта как для учениц мастерской Общества, так и для тех девочек, которые определены попечительством для обучения ремеслу в другие частные заведения и мастерские…День для учащихся начинается с 12 часов: они получают праздничный обед и затем слушают уроки по Закону Божию, русскому языку и арифметике. Кроме того, для них устраиваются подходящие чтения с туманными поясняющими картинами. Цель попечительства – привлечь на эти собрания как можно больше детей, отданных в обучение в мастерские частных лиц»

Исторический контекст: «Туманные картины» – одно из названий «волшебного фонаря» (Laterna magica) – устройства для проецирования изображений на экран (иногда – на клубы пара). С 1864 года «туманные картины» использовались преподавателями Сорбонны для чтения лекций. С 1878 года в Петербурге издавался журнал «Волшебный фонарь» (с приложением «Детский волшебный фонарь»), который рассказывал лекторам и педагогам, как использовать этот инструмент. Девочкам, будущим мастерицам дамских нарядов, давались уроки в сопровождении «туманных картин» для развития воображения, чувства цвета и формы.
«Волшебный фонарь». Фото с сайта wikipedia.org

«Новости» в 1891-ом году тоже писали о школе для девочек:

«11 октября Александровский детский приют отпраздновал 25- летнюю годовщину своего основания.  В 1866 году графиня Е.Ф. Тизенгаузен, графиня Корф (ныне покойная) и несколько их друзей, составив кружок, положили основание приюту для бедных девочек. В настоящее время приют дает полное содержание, воспитание и обучение кройке, шитью белья и платья,  вышиванию, деланию цветов и прочим рукодельным работам 49 девочкам от 7 до 17 летнего возраста. Образование дается настолько хорошее, что бывают примеры, как в данное время,  что некоторые из питомиц приюта проходят затем курсы женских гимназий; обучение же рукоделию доведено здесь до совершенства».

Исторический контекст: Девочки и девушки готовятся работать в индустрии моды, которая бурно развивалась в России в 90-е годов 19 века. Эпоха модерна изменила  отношение к ручным ремеслам: бедная портниха, кружевница, вышивальщица, мастерица по изготовлению цветов и фигурок, украшающих дамские шляпы той эпохи, перестали восприниматься как прислуга. Отныне образованное общество  склонно относиться к ним как к художницам. Занятие вышивкой (для платьев и белья) или изготовлением цветов (для шляп) на переломе 19 и 20 веков могут обеспечить бедной девушке не только  достойное существование, но и общественное признание. Недаром дамы-благотворительницы ориентируют самых способных учениц на то, чтобы прослушать гимназический курс: в будущем этим девушкам предстоит не только заниматься рукоделием, но и общаться с богатыми и образованными заказчицами.

Объявления

Объявление Общества распространения практических знаний  между образованными женщинами.

В непродолжительном времени открываются:

Кулинарная школа. Курс практический и теоретический. Число учениц ограниченное.
Курс для образования учительниц рукоделия.

Возобновились занятия по изящным рукоделиям:

  • Рисование по атласу, бархату, фарфору и дереву. Выжигание.
  • Отдел фантазии: тиснение по коже, гуттаперчевые цветы и пр.
  • Цветы восковые и батистовые.
  • Вышивание гладью по новым и древним образцам.
  • Филе-гипюр, аграмант, вязанье.

Желающие обучаться приглашаются заявлять от 10 до 4 часов дня, в квартире 4, дом Лопыревского, Козицкий пер, Тверская улица, Москва. («Детская помощь», 1890)

О разном

30 октября газеты писали:

–В Саратове открываются народные чтения от духовнопросветительного Союза братства св. Креста. Чтения будут сопровождаться туманными картинами и пением хора архиерейских певчих («Саратовский дневник»,1891)

–13 летний мальчик Иван Рожнов бросился под маневрирующий железнодорожный поезд на Московско-рязанской станции, был вытащен из-под вагонов и на допросе объяснил, что решился на самоубийство вследствие частых побоев, наносимых ему в портновской мастерской, где он служил учеником. Избитый накануне, он ушел на Девичье поле, там переночевал в балагане и затем был на двух вокзалах, где по многолюдству не мог исполнить свое намерение и, наконец, на Рязанском выбрал удобную минуту, чтобы покончить с собой». («Русские ведомости», 1891)

–В октябре праздновалось 25-летние Общества попечительства о воспитательницах и учительницах в России. Общество открылось при весьма скромных средствах, которые, однако, с каждым годом увеличивались. Спустя три года были открыты дешевые квартиры для временного помещения учительниц, ищущих места; кроме того, устроена библиотека из книг педагогического содержания, стали выдаваться денежные ссуды и пособия и предоставлена членам бесплатная медицинская помощь.  В 1874 году положено начало пенсионному капиталу, а в 1877 году организована сберегательная касса. С этого года Общество решило начать выдачу пенсий в размере 120 р. тем членам, которые имеют не менее 45 лет от роду и состоят в Обществе в продолжении 25 лет. («Новости», 1891)

 Высший класс морализаторства, или почти идеальный возмущенный пост в Фейсбуке

А в 1868-ом году возмущенный зритель писал в журнал «Отечественные записки»:

«…Вы не видали даже «Елены Прекрасной» –ни французской, ни немецкой, ни русской. А мы видели, всех трех видели!

Слева – Огюстина Девериа в роли Елены в спектакле Жака Оффенбаха. Карикатура того времени. Справа – сцена из спектакля «Прекрасная Елена» Александринского театра. В главной роли Вера Лядова

…Театр постоянно полон, билеты достаются с величайшим трудом, за них платят вдвое, втрое, впятеро против настоящей цены (один барышник уверял меня, что если бы у него был пятирублевый билет в бель-этаж на 3 представления, то он сейчас же продал бы его за 50 руб!).

… Безнравственно? Может быть… И у нас многие говорят то же самое, хотя в то же самое время и сами идут и детей своих пускают смотреть эту безнравственность (я видел в одной ложе Александринского театра целую кучу детей 7-10 летнего возраста, и все эти дети хлопали «Елене Прекрасной» самым восторженным образом). Что для детей не только 7, но даже 15 и 17-летнего возраста «Елена Прекрасная» зрелище несколько преждевременное, с этим я совершенно согласен…

Чему смеются и от чего приходят в восторг 7-10 летние дети, занимающие с папашами и мамашами некоторые ложи бель-этажа, я не знаю; но во всяком случае, это слишком не педагогически начинать воспитание детей с таких зрелищ, как «Прекрасная Елена», и со стороны той части публики, которая понимает это, было бы очень не лишне высказать свое громкое негодование при виде того, как глупые родители привозят на представление подобных пьес своих 7-10 летних детей».

Исторический контекст:Веселая оперетта Жака Оффенбаха (1819-1880) «Прекрасная Елена» (премьера – парижский театр Варьете 1864 год), пародирующая школьное изложение античных мифов о Троянской войне, была одним из самых блестящих европейских музыкальных проектов своего времени. В России она исполнялась в трех  редакциях – французской, немецкой и русской. Коммерческую успешность этого проекта поддерживал миф о якобы безнравственной музыке Оффенбаха. Несмотря на столь суровые  заявления, жизнерадостность и мудрость музыки Оффенбаха продолжали очаровывать слушателей. Поколение спустя, на рубеже 19-20 веков, сцены и арии из его оперетт,  в особенности из «Сказок Гофмана» (Les Contes d’Hoffmann, премьера посмертно 1881) станут любимыми номерами благотворительных вечеров и спектаклей.

 

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?