Общество перестает жалеть курильщиков. Пора бросать.

Вчера в «РИА-Новости» прошел круглый стол, посвященный новому антитабачному законопроекту. Что ждет курильщиков, если закон примут, и как сегодня выглядит ситуация с курением в России?

Вчера в «РИА-Новости» прошел круглый стол, посвященный обсуждению проблемы табакокурения в России и, в частности, новому законопроекту, запрещающему курение в общественных местах и вводящему многие другие антитабачные меры. Что ждет курильщиков, если этот закон будет одобрен, и как вообще сегодня выглядит ситуация с курением в России? В круглом столе приняли участие знаменитый детский врач Леонид РОШАЛЬ, председатель правления Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» Дмитрий ЯНИН, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр ОСИПОВ и другие.

«От некурения никто не умирал»

Открыл круглый стол Леонид Рошаль вопросом к собравшимся: «Кто курит?». – Курящих оказалось трое. – «Вы читали законопроект? Что вас в нем не устраивает?».

«Если я попаду в больницу на две недели, я что, все это время не смогу курить? Это же мое право!» – спросил один из журналистов.

«Если вы попадете в больницу на две недели и все это время не будете курить, вы бросите курить!», – сказал Рошаль.

«Тогда я просто умру!», – попытался парировать журналист.

«От некурения еще никто не умирал! Приведите хоть один пример!», – ответил Рошаль и предоставил слово специалистам, которые решили, что цифры здесь будут ярче слов.

«В международном рейтинге здоровья Россия – на 97 месте, – начал Дмитрий Янин, – рядом с Мадагаскаром и Индией». Рейтинг составлялся по параметрам продолжительности жизни, детской смертности и многим другим. В частности учитывался фактор курения. «В России курит 60 % мужчин и 22% женщин, – продолжил Янин. – Изо всех этих людей курить после 20 лет начали только 15%». Одна из главных причин этого – рекламные кампании производителей сигарет. По словам Янина, в России ни одна из них не ориентирована на взрослое население. «Вы не увидите ни одной рекламы, где какой-нибудь старик курит «Беломор». Все – для молодежи». В доказательство эксперт привел фотографии пачек сигарет, ориентированных на молодежь и апеллирующих к желаемому стилю жизни. «Россия – второй в мире рынок для рекламных компаний. Первый – Китай».

Старый закон нелеп, что будет в новом?

«Сегодняшний закон о курении нелеп, – продолжил Янин. – Он требует от главврачей больниц, в том числе детских, оборудовать курилку. Требует того же от директора школы. В совокупности мы имеем то, что имеем». Антитабачное законодательство в России тормозится с 2000-го года. Во многом — благодаря усилиям табачных компаний, ведущих подкоп под все возможные государственные ведомства и отдельных чиновников, от решения которых зависит, пройдет этот закон или нет».

Именно поэтому назрела необходимость в новом законе, переработанном и обновленном. Он уже есть. Первый его вариант бурно обсуждался прошлым летом. Новый вариант на днях появился в интернете. Обсуждаться он будет до начала октября. 18 октября закон будет рассматриваться в Правительстве РФ и после одобрения – в Госдуме.

Янин рассказал, какие меры подразумевает предлагаемый общественности и чиновникам законопроект. «Это полный запрет курения в городском транспорте пригородного сообщения, вокзалах, аэропортах, портах, станциях метрополитена, во всей транспортной зоне, во всех университетах, музеях, театрах, учреждениях спорта, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, в социальных учреждениях, на детских площадках и пляжах, ресторанах и барах». Полный запрет курения согласно законопроекту должен произойти 1 января 2015 года, составляющие этого запрета будут вводиться поступенчато. Плюс ко всему – «повышение акцизов до уровня 60% в цене пачки сигарет, полный запрет рекламы табака и страшные картинки на пачках. Также – запрет на открытую выкладку сигарет в магазинах. А не как сейчас – красочно и на самой кассе», – рассказал Янин.

Эффективность подобного закона подтверждается конкретными примерами того, насколько эффективно это было в других странах. «Вот конкретный пример того, как боролся с курением город Нью-Йорк, – рассказывает Янин. – С 2002 года город снизил потребление табака взрослым населением на треть благодаря повышению акцизов и запрету на курение в общественных местах». И такой положительный опыт есть у всех городов и стран, вставших на путь борьбы с курением. Причем гнушаться тем, что это чужеродный опыт, который наверняка, не подойдет нашей стране, по мнению Янина, не стоит. «Есть конкретные, всем известные меры, и они действуют, – сказал эксперт. – Пример тому – десятки самых разных стран». Кстати, буквально на днях австралийский верховный суд одобрил закон, согласно которому сигаретные пачки должны быть оформлены максимально лаконично — и с картинками, изображающими последствия курения.

А вот некоторые из обязательств России, вытекающие из принятия ей Конвенции ВОЗ по борьбе с курением: ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак, борьба с рекламой табака, защита от табачного дыма, просвещение и информирование населения, борьба с незаконной торговлей. Новый закон вполне вписывается в рамки этих обязательств.

Кстати о незаконной торговле. Как объяснил Александр Осипов, тезисы противников антитабачного законодательства о том, что повышение цен на сигареты даст плодородную почву для незаконного табачного производства, — не соответствуют действительности. На самом деле крупные игроки табачного рынка, и так ужатые в налогах и рекламе, будут просто душить любой контрафакт и делать это рьяно.

В клинике Рошаля – только один курящий сотрудник

Кроме того, антитабачное законодательство, по словам Осипова, решит множество проблем в сфере труда. «Сегодня многие российские компании имеют систему контроля доступа, – рассказывает Осипов. – Это карточка, на которой фиксируется время приходов и уходов сотрудника. И простой подсчет показывает, что обычный курильщик в году не работает примерно месяц. Этот месяц он курит. Работодатели платят за одно рабочее время, а человек работает другое». Так, компания «Уралсиб» подсчитала потери, связанные с курением сотрудников. В году это 16 рабочих дней на одного курильщика. И общие финансовые потери всей компании за год — 117 миллиардов рублей.

Кроме того, что человек подставляет работодателя, он подставляет и государство, которое оплачивает ему лечение, дает пособие по нетрудоспособности или даже инвалидности. «Далее — государство оплачивает создание центров высокотехнологичной помощи больным, оплачивает лечение больных детей, рожденных курильщикам. На все это тратятся огромные деньги. Откуда они берутся? Из налогов работодателей. То есть цена свободы курильщиков — чужие деньги», – объясняет общий механизм Осипов.

«Мы сейчас обсуждаем повышение пенсионного возраста для мужчин, – продолжает он. – А наши подростки — первые в мире по курению. Они просто не доживут до этого возраста! То же самое с повышением пенсий».

«Многие хотели бы избавиться от этой привычки и говорят об этом открыто. – комментирует Осипов. – И здесь важный фактор — отношение к такому жалению курильщиков со стороны общества. В то время, когда я бросал курить, меня все отговаривали и предлагали закурить и бросить эту затею. Сейчас же обратная ситуация. В обществе назрело другое отношение. Бросающих курить, наоборот, поддерживают. И это отношение, когда люди уже понимают, что хватит, оно очень важно. Так люди быстрее придут к пониманию, что за свою свободу надо отвечать. В том числе оплачивая расходы, связанные с последствиями этой свободы».

Так, к примеру, в Великобритании большинство страховых компаний не оплачивают расходы курильщиков на лечение, если проблемы со здоровьем вызваны курением. А пенсионные взносы курильщиков меньше — все равно до пенсии не доживут.

Кстати, бывшим курильщиком оказался и Леонид Рошаль. «Бросил 20 лет назад, – сказал врач. – До сих пор хочу. Но знаю, что одна сигарета быстро приведет к двум пачкам в день». Кстати, в НИИ Рошаля есть только один курящий сотрудник — профессионал высокого класса, с которым расстаться невозможно. Со всеми остальными врачами-курильщиками Рошаль расстался уже давно и на работу зависимых от табака не берет.

Пессимизм экспертов

«Мы по-прежнему имеем дефицит пенсионной системы и системы здравоохранения, – говорит Осипов. – И постоянно обсуждаем, что делать. Надо с кого-то еще взять деньги. И на табак здесь нужно смотреть и как на источник проблем и как на источник закрытия этих проблем. Я говорю об акцизах на сигареты. Такой опыт есть уже у многих стран».

«Сейчас табачные компании в России отделываются 10 рублями с пачки сигарет. В Европе минимум – 70. Если поднять акцизы на европейский уровень и направить эти деньги в здравоохранение, то за год можно будет, к примеру, полностью закрыть проблему детский онкологии в России. Это 100 миллиардов рублей». – проиллюстрировал финансовые масштабы Янин.

К сожалению, все эксперты пессимистичны в вопросе принятия этого закона. Слишком уж сильное влияние оказывают на чиновников табачные компании. В том числе логическими доводами о том, что повышением акцизов проблема курения не решается. Хотя обратное доказано мировым опытом. Ну и прямым финансовым влиянием. Не говоря уж о том, что многие представители власти сами курят и едва ли будут рады, если выходить покурить теперь придется на улицу. Тем не менее все участники круглого стола уверены — радикальное снижение табакокурения в России возможно только вместе с принятием большинства мер, изложенных в законопроекте. Что ж, будем ждать октября, когда решится судьба антитабачного закона.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?