О чем расскажут наивные слоны?

О том, что слабость оборачивается силой, а наивный художник видит мир так, словно живет в раю. И еще – о способах открыть самого себя.

Суворов Александр Васильевич (1913 – 1999), «Грибники» (коллекция Богемской-Турчина). Александр Васильевич Суворов окончил один класс школы. Работал в колхозе, на железной дороге: сцепщиком, стрелочником, кондуктором. Рисовать любил с детства, писать картины стал в 1970-е годы. Картинам Суворова присуще наивное идиллическое изображение старой русской деревни.

5 августа в московском Парке Горького откроется выставка «Мир в наших глазах. Наивное искусство и искусство особенных людей», организованная фондом Владимира Смирнова.

Выставка интересно придумана. Она – о сопоставлении и открытии. Картины выставляются парами.

Сопоставлены 10 работ наивных художников, уже получивших признание, чьи работы вошли в знаменитую коллекцию наивного искусства Богемской-Турчина, и 10 работ начинающих художников, которые живут в психоневрологическом интернате № 3 в Петергофе, и занимаются в арт-студии благотворительной организации «Перспективы» (Санкт-Петербург).

Колузаев Виталий Александрович, «Город Пушкин» (коллекция арт-студии «Перспективы»). Виталий Колузаев родился в 1967 году. В ПНИ № 3 Петергофа живет с 1985 года. Он человек с практическим складом ума. Возможно, поэтому он выбирает темы для картин из окружающей действительности — предметы привычного обихода, изображения природы.

В чем смысл такого сопоставления? Показать, говорят организаторы, что творчество — дорога равных возможностей, когда слабость оборачивается силой, а личные особенности восприятия мира подчеркивают своеобразие художника.

Не все, что рисует самоучка, — искусство

Абрамова Галина Анатольевна, «Розовый слоник» (частное собрание). Галина Абрамова родилась в 1968 году. В ПНИ живет с 1986 года. Галина — невероятно жизнерадостный человек. И темы для рисования выбирает жизнеутверждающие: цветы, бабочки, звери, дома, предметы утвари, фрукты.

Белых Александр Александрович (1941-2012), «Слон и удав» (коллекция Богемской-Турчина). Александр Александрович Белых родился в семье геологов, учился в школе-интернате, затем работал механиком по ремонту телевизоров. Его излюбленные жанры – портрет (как правило, по фотографии), пейзаж с животными или просто животные. Звери Белых своей естественностью  напоминают зверей в картинах Анри Руссо.

Наивные художники и художники с особенностями (их еще называют аутсайдерами — от англ. outsider art; художники-аутсайдеры — маргиналы не только с общественной, но и с психической точки зрения) творят для себя, потому что не могут иначе.  У них, как правило, нет профессионального художественного образования, они самоучки. Наивное искусство иногда называют самодеятельным.

Наивные художники не обременены желанием вписаться в канон, в какой-то принятый и восхищающий всех образец. Нет у них цели стать обязательно понятым или во что бы то ни стало прославиться — они просто хотят выразить то, что у них внутри, то, что их по-настоящему волнует.

Выражать себя художественно позволено любому человеку, не имеющему специального образования. Но это не означает, что он, коряво малюя дом с трубой или огромного великана рядом с крошечной травинкой, автоматически становится наивным художником.

Пластинин Василий Васильевич (1907-1983), «Не сердись, мой красавчик» (коллекция Богемской-Турчина). Василий Васильевич по профессии — железнодорожник. К рисованию обратился, когда ему было за шестьдесят. Автор картин на сюжеты из истории древнего города Владимира, где жил всю жизнь. Изображение людей, особенно всадников, напоминает о древнерусской иконе.

Соколов Михаил Юрьевич, «ОНАМВЯТРЕЪЖЧ» (коллекция арт-студии «Перспективы»). Михаил Соколов родился в 1983 году. В ПНИ Петергофа живет с 2002 года. Картины Михаила Соколова – это концентрат цветов, «энергетические» коктейли из колористических комбинаций, невероятных существ, букв и узоров.  Михаил не говорит, но названия работ он пишет сам на оборотной стороне картин. И часто в наборе букв внимательный зритель обнаруживает наполненные смыслом тексты

Наивный художник удивляет непосредственностью, которая исходит изнутри него, лишь условно опираясь на внешние обстоятельства. Его внутренний мир, его собственный взгляд на мир — главный источник вдохновения для него. Он простак, чудак, он вне социальных приоритетов и подчас он — вообще вне социума и бывает ментально отличен от большинства. Тогда его могут называть художником-аутсайдером.

 Не все, что рисуется психически нездоровыми пациентами, — искусство. Но искусство то, что делает художника свободным и помогает понять его уникальность.

Выставка как повышение социального статуса

Алексей Турчин. Фото с сайта mozgovoyshturm.ru

Но зачем все-таки сопоставлять работы художников? Оправданно ли это с художественной точки зрения? Алексей Турчин, переводчик, журналист, хранитель коллекции наивного искусства Богемской-Турчина, считает, что это сопоставление ценно именно с позиции исследователя.

— Мы проводим параллели между классическим русским наивным искусством и современным, — говорит он.

Как и любое искусство, наивное можно поделить на периоды, по времени его создания. На визуальное восприятие наивного художника тоже влияет то, в какую эпоху он живет.

— У современных художников преобладает клиповое сознание, они не могут так, как мастера старшего поколения долго размышлять над своими творениями, — говорит Турчин.

Классическое русское наивное искусство советского периода питалось фольклором, мифологическими сюжетами — и общеизвестными, и личными. Так, художница Елена Волкова рисует так, словно вся жизнь ее — праздник, а художник Павел Леонов творит с эпическим размахом, фантастическим — и вот у него Пушкин встречается с Гоголем в Михайловском и читает его роман «Мертвые души»…

Бутин Дмитрий Борисович, «Дом» (коллекция арт-студии «Перспективы»). Дмитрий Бутин родился в 1983 году. В ПНИ Петергофа живет с 2002 года. Дмитрий всегда работает только локальными (то есть чистыми, несмешанными) цветами. Самый распространенный сюжет картин Дмитрия – это дома, море с рыбами и кораблями или абстрактные формы. Его картины отличаются лаконичностью и наивным минимализмом

Медведева Катя (Екатерина Ивановна) (р. в 1937), «США» (коллекция Богемской-Турчина). Катя Медведева в 10 лет осталась сиротой, воспитывалась в детском доме в городе Шуша (Азербайджан). Сменила много профессий, с 1980 года живет в Москве, занимается живописью и рисунком. Основные сюжеты картин Кати Медведевой — балет, портреты друзей, исторических персонажей, автопортреты и пейзажи.

Есть отличия в мировосприятии разных наивных художников. По словам Алексея Турчина, есть творцы, создающие целые миры, где есть свои взаимосвязи, за сюжетами которого интересно наблюдать. А бывает, что мир может и не создаваться, развития в нем может и не происходить — так часто бывает у художников-аутсайдеров, более изолированных от внешней среды.

— Художник-аутсайдер может рисовать какую-то поразившую его деталь мира: ружья, коров, слонов и так далее, — объясняет Алексей.  У него может и не быть единой истории, с помощью которой могут быть связаны все работы.

Да, одни художники, признанные на выставке, известны, а другие — пока нет.

— Но для аутсайдеров такое сопоставление будет повышением их социального статуса, — говорит Алексей Турчин.

Разомкнуть границы

Леонид Цой. Фото: Вадим Лурье

Выставка наивного искусства в Парке Горького — одно из событий, которые могут разомкнуть границы закрытого учреждения, к которым относится любой ПНИ. Так считает Леонид Цой, психолог арт-студии «Перспектив», гештальт-терапевт.

— «Традиционная» арт-терапия, как ее обычно понимают психологи, имеет мало смысла в стенах закрытого учреждения, так как для ее эффективности необходимы комфортные жизненные условия, которых наши резиденты, к сожалению, лишены. Наша арт-студия нацелена на производство качественной арт-продукции, — объясняет Леонид.

Он считает, что в терапии нуждается, прежде всего, не психика авторов, а системная ситуация, когда люди оказываются «в закрытых учреждениях по туманным диагностическим и правовым критериям. Это болезнь общества — и именно общество в целом нуждается в терапии».

Шмырков Кирилл Станиславович, «Океанария» (коллекция арт-студии «Перспективы»). Кирилл Шмырков родился в 1983 году. В интернате живет с 2002 года. Кирилл — веселый, остроумный и невероятно активный человек.  Картины Кирилла так же насыщены энергией и радостью, как и сам автор. Очень интересно в работах Шмыркова компонуются предметы.

Волкова Елена Андреевна (1915 – 2013), «Рыба» (коллекция Богемской-Турчина). Елена Андреевна Волкова родилась в семье, где было восемнадцать детей. Семья жила на островке Северского Донца, поэтому тема воды и всего, что с ней связано впоследствии стала одной из главных в творчестве художницы. Исследователи неоднократно обращали внимание на то, что именно в творчестве Волковой раскрывается такая важная особенность наивного творчества как стремление запечатлеть образы праздника, своего рода рая на земле.

— Наиболее эффективной терапией будут действия, направленные на размыкание границ закрытого учреждения, такие, как, например, выставки. Создание изобразительных произведений и выставки являются для наших художников единственной доступной возможностью высказаться. Для некоторых из них — единственной в буквальном смысле, безо всяких преувеличений, так как они не говорят вообще.

Коллекция наивной живописи Богемской-Турчина — частная коллекция наивного искусства и художников-аутсайдеров. Она была основана в 1986 году в Москве искусствоведом и художественным критиком Ксенией Георгиевны Богемской (1947-2010), автором множества книг о наивном искусстве. В коллекции Богемской-Турчина около 1000 работ 30 авторов. В ней хранятся произведения классического наивного искусства, которое сформировалось в советское время. К сожалению, сейчас большинство наивных художников уже умерли. Коллекцию Богемской-Турчина в данный момент поддерживает сын Ксении Георгиевны писатель, переводчик, общественный деятель Алексей Турчин. Картины из коллекции регулярно экспонируются. Также Алексей поддерживает сайт о коллекции Богемской-Турчина, который призван популяризовать русских наивных художников среди англоязычных ценителей.  Цель коллекции — сохранение наследие наивного искусства СССР и России, а также поддержка молодых художников. Еще одна задача — научные исследования в области творчества наивных художников и аутсайдеров, публикация материалов о них. Коллекция Богемской-Турчина входит в ТОП-60 европейских коллекций в области маргинального искусства.
Арт-студия благотворительной региональной общественной организации «Перспективы» (Санкт-Петербург) в психоневрологическом интернате № 3 в Петергофе была создана психологом Юлией Пахомовой и художником Ольгой Конышевой в 2001 году. Для людей с тяжелой инвалидностью занятия в ней — «настоящее чудо, вспышка света и цвета среди серых будней интерната», сказано на сайте благотворительной организации. Сейчас в студии работают психолог Леонид Цой, художник Наталья Петухова и Павел Кроль. Арт-студию посещает около 40 человек. Многие художники уже выработали свой узнаваемый стиль и приобрели известность за пределами интерната. Выставки картин художников арт-студии проходили на различных площадках России и Европы, главным образом, в Санкт-Петербурге. Их работы находятся в коллекции английского «Музея всего» (The Мuseum of Everything).

Мы опубликовали только несколько пар-сопоставлений работ наивных художников и художников арт-студии «Перспектив». Больше работ можно будет увидеть на выставке «Мир нашими глазами» в московском Парке культуры и отдыха имени Горького (левая косая аллея). Она открыта для посещения до 19 августа.  

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?