Нужна ли многодетным помощь добровольцев?

Публикуем расшифровку передачи из цикла «Спешите делать добро», посвященной теме помощи многодетным семьям, прошедшей в прямом эфире радио «Радонеж» 19 октября

Публикуем расшифровку передачи из цикла «Спешите делать добро», посвященной теме помощи многодетным семьям, прошедшей в прямом эфире радио «Радонеж» 19 октября. В студии присутствовали протоиерей Аркадий Шатов, главный редактор журнала «Нескучный сад» Юлия Данилова, координатор службы добровольцев при Комиссии по церковной социальной деятельности Марина Васильева и Анастасия Отрощенко, мама четверых детей.

Цикл передач «Спешите делать добро» обращен тем, кто учится делать добро и тем, кто нуждается в помощи. Если вы знаете, что кому-то нужна помощь, позвоните по телефону 107-70-01 (круглосуточно, без выходных). Можно также звонить в прямой эфир радио «Радонеж» каждую пятницу с 21 до 22 часов по телефону 959-59-39 или присылать смс-сообщения на номер 8.916.968-07-08.

Многодетность – подвиг, норма, буржуазное излишество?

Юлия Данилова: – Батюшка, раньше Церковь призывала женщин рожать много детей, и всячески подчеркивалось, что это даже в каком-то смысле долг христианской семьи, а теперь некоторые священники высказывают такое мнение, что многодетность – вовсе не обязательно идеал христианской семьи и даже говорят, что в Житиях Святых вообще практически нет житий многодетных. Так ли это?

Прот. Аркадий Шатов: – Я думаю, что эти батюшки глубоко неправы. Иметь многодетную семью – это тяжелый крест. Но с другой стороны, чем должна быть жизнь христианина на Земле? Разве не несением креста? И разве это не самое высокое призвание, разве это не счастье? Трудное счастье, тяжелое счастье, счастье, которое не сразу чувствуется, счастье через крест? Разве это не самое главное призвание женщины, разве не об этом говорится в Библии? Почему не канонизировали раньше за многодетность – потому что это было нормой. Канонизировали особых людей, исключительных. Кроме того, многодетные семьи, крестьянские семьи, они не все были грамотные. И житие этой женщины не все могли потом описать. Сколько таких безвестных святых женщин, которые жили на Руси. Я знал таких женщин. Они не канонизированы. Канонизировали обычно монахов. Почему? Потому что в монастырях жили люди книжные, которые могли записать то, что происходило с этими людьми. Вот у святой праведной Иулиании Лазоревской был грамотный сын, который записал ее жизнь. Я думаю, что если бы были такие сыновья у других, то таких женщин мы знали бы тысячи. Так что это не аргумент, что, раз Церковь не канонизирует многодетных, то и не надо к многодетности стремиться. Канонизация вдохновляется, с одной стороны, Духом Святым, а с другой стороны, в процессе все таки участвуют люди. Вот известно об этом человеке что-то – его канонизируют. Но вот, например, мы знаем отца Павла Троицкого. Мы знаем, что он святой человек. Он не канонизирован церковью, он сам не хочет, чтобы его канонизировали. Знаем про отца Арсения, все читали книжку. Он не канонизирован. И сколько еще таких неканонизированых святых! И сколько таких женщин!

Ю.Д.: – Часто многодетные родители ощущают, что как воспитатели они очень далеки от идеала, не обладают какими-то особыми педагогическими талантами. И получается, что детей много, а вот как их воспитать, чтобы они были хорошими людьми, хорошими христианами, многодетным родителям как-то не очень понятно. И они впадают в уныние.

о.А.Ш. – Не надо унывать ни в коем случае. Мне вообще кажется, что педагогика в какой-то степени – лженаука. Потому что в педагогике нет каких-то общепринятых принципов, общепринятых правил, таких как заповеди Божии, церковные правила. А правила общечеловеческой морали и так вообще-то всем известны.

Педагогика всегда имеет дело с конкретным ребенком, она всегда индивидуальна и личностна. И, кроме того, инструментом педагогического воздействия является сам человек, сам педагог. И он своим влиянием может изменить ребенка. Если он сам стремится к святости, то его влияние будет огромным. Какая-нибудь неграмотная женщина в семье, которая любит Бога, которая любит молиться, своим примером показывает пример своим детям.

Ю.Д.: – То есть не нужно беспокоиться, что вот не хватает времени дойти до каждого, чтобы разобраться?

о.А.Ш. – Беспокоиться, конечно же, нужно. Нужно не только посвящать себя хозяйству, нужно думать о воспитании детей. Но главное – нужно себя воспитывать. И это обязательно отразится на детях.

Звонок радиослушательницы Елены:
– Я – топ-менеджер, достаточно обеспеченный человек, и общаюсь с богатыми людьми. Я вижу, как они вкладывают в своих детей, как они их воспитывают, как они их возят, обучают языкам. И мне все время кажется, что все остальные готовят просто прислугу для их детей. Мне кажется, что простые люди не могут дать ни образования достойного, ничего.

о.А.Ш. – Вы знаете, Господь говорит: «Тяжело богатому войти в Царствие Небесное», потому что Царствие Небесное не в знаниях, не в деньгах, не в удобстве, не в комфорте, не в языках, не в изучении музыки, ни еще в чем-то, а в любви, в умении любить. А в многодетной семье человек как раз этому учится. Многодетная семья – это школа любви. Ребенок в такой семье учится уступать другим, заботиться о других, и человек, в воспитанный немногодетной семье, в каком-то смысле, простите меня, неполноценный. Вот я сам воспитывался в немногодетной семье, и свою неполноценность очень остро чувствовал. Оттуда эгоизм, самолюбие, замкнутость на себе… А в многодетной семье этого намного меньше.

Анастасия Отрощенко: – Я хочу добавить. Я сама тоже из многодетной семьи, нас четверо у родителей. И в детстве, хотя это были советские времена, меня окружали много многодетных семей – по четыре, по шесть и даже по одиннадцать человек в семье было, потому что уже тогда мои родители ходили в храм. И практически все дети из этих многодетных семей, получили высшее образование. Причем в лучших вузах нашего города – МГУ, Консерватория. Мой самый младший брат поступил в МГУ в этом году. Моя сестра, тоже младшая, в прошлом году поступила в Санкт-Петербургскую Консерваторию.
Я не хочу сказать, что дети в многодетной семье более талантливые и способные. Но я думаю, что у них тоже есть возможность учиться и получать образование и хорошие профессии.

Люди уважают, Бог помогает

Ю.Д.: – Мне бы хотелось рассказать такой интересный факт. Оказывается, знаменитый композитор Иоганн Себастьян Бах был сам из многодетной семьи. И более того, он сам был многодетным отцом, у него было десять детей. И все его сыновья стали музыкантами. А дома из детей Иоганн Себастьян Бах организовал настоящий оркестр, который первым исполнял его новые сочинения. В связи с этим – вопрос к Насте. Вот у Баха было десять детей. А сейчас в России многодетной считается семья с тремя детьми. И я знаю, что у Насти четверо детей, и последняя ее дочка родилась совсем недавно. Чувствовала ли она себя многодетной и что изменилось с рождением четвертого ребенка?

А.О.: – Вы знаете, мой третий ребенок родился шесть лет назад. И тогда в обществе существовала устойчивая модель, что трое детей – это многодетность. И поэтому, чисто психологически, как меня воспринимали окружающие, так и я ощущала себя. При этом, когда я приходила в магазин, в поликлинику, в собес или еще куда-то, в первую очередь мне приходилось объяснять, почему это у меня так много детей. Но с тех пор в Москве произошла совершенно разительная перемена: с рождением четвертого ребенка я ни разу не столкнулась с недоброжелательным отношением. Все соседи по лестничной клетке, ЗАГС, поликлиника, собес, на улице какие-то бабушки, все вообще говорят – «какие вы молодцы»!

Ю.Д.: – В чем главные практические трудности у многодетных?

А.О.– Главная трудность – не с кем детей оставить. Современный большой город очень плохо приспособлен к жизни многодетных. Если один заболел, то все остальные сидят дома, потому что не с кем их отправить гулять. Если нужно добраться из одного конца города в другой, то приходится брать всех с собой.

У меня дети разного возраста. Старшие уже самостоятельно сейчас ездят из школы и в школу. А когда у меня третий ребенок родился, а старшим было соответственно четыре и шесть, то это было сложновато. Вплоть до того, что если некому было забрать старшего ребенка из школы, то мы туда просто не ходили какие-то дни, писали записку, что по семейным обстоятельствам. Ну а как быть, если дети болеют?

о.А.Ш.: – Я слышал, что в таких случаях многодетные охотно помогают малодетным семьям: принимают к себе детей из тех семей, где один ребенок. А вот семья, где один ребенок, не так помогает многодетной.

А.О.: – Да это так и это очень легко объяснимо. Потому что если у тебя сидят три человека и едят гречневую кашу, то четвертого посадить вообще не проблема.

Ю.Д.: – А как вы относитесь к распространенной сейчас идее, когда люди думают – «вот, мы не можем позволить себе еще одного ребенка»? Или по финансовым причинам, или потому что тесное жилье, или еще что-то.

А.О.: – В любом случае осуждать этих людей я не могу, потому что действительно бывает тяжело придумать, куда же поставить еще одну кроватку. Конечно, надо всегда уповать на помощь Божию. Я много знаю примеров того, как решаются чудесным образом и финансовые проблемы, и жилищные. У меня ближайшим друзьям сейчас действительно было некуда уже ставить кроватку, и в течение месяца они совершенно чудесным образом получили квартиру. И тоже самое – с нашей семьей. С рождением каждого ребенка мой муж находил какую-то новую работу, имел гораздо больший заработок, чем имел до рождения ребенка.

Ю.Д.: – То есть вы не беспокоились, что вам нечем будет прокормить детей, что будут трудности?

А.О.: – Голода, наверное, не боюсь. Конечно, бывают какие-то сложности. Та же теснота. И, конечно, зная, сколько стоит сейчас подготовка в вуз, непонятно как готовить столько детей.

Ю.Д.: – А вообще в многодетной семье дети обделены в материальном смысле по сравнению с семьей немногодетной?

А.О.: – В нормальной семье, где работает один отец, конечно же, денег на всех членов семьи приходится меньше, чем когда ребенок один. Но я не думаю, что они обделены. Потому что на самом деле бывает очень много помощи, несвязанной с зарплатой. Например, когда у меня родился четвертый ребенок, то мои друзья мне подарили подарочный сертификат в магазин Банана-мама. Я пошла и всех детей к школе одела на этот сертификат. И такие ситуации часто очень бывают.

о.А.Ш.: – А что можно было бы сделать в храмах чтобы помочь многодетным?

А.О.: – Самое элементарное – организовать какую-то комнату, где можно было бы ребенка покормить. А то я сейчас столкнулась с тем, что у нас все мамы жмутся по каким-то углам, заворачиваются в какие-то невероятные платки, чтобы покормить ребенка или по машинам прячутся, чтобы кормить ребенка или пеленать. А еще мне кажется, что при храме было бы эффективно организовать группу временного пребывания, где, скажем, раз в неделю на два-три часа в определенное время, в определенный день можно было бы привести детей, оставить и сделать какие-то свои дела, например, вылечить зубы сходить.

о.А.Ш.: – Есть приходы, которые многодетным помогают. Например, храм Николы в Заяицком. Там есть комната матери и ребенка. В храме Косьмы и Домиана на Маросейке выделено много места для детских колясок, есть пеленальный столик. В храме Преображения в Новопеределкино есть папа – водитель Газели. Многих многодетных детей возит летом на дачу и обратно забирает. Я знаю, что в одном из московских приходов сейчас создается служба юридической помощи именно многодетным. И помощь оказывается не только в Москве. В Амурской области вот уже несколько лет действует программа помощи многодетным семьям, живущим на селе, им дарят коров. В этом году участие в этой программе приняла Благовещенская епархия. От епархии две многодетные семьи из села Мухинское Шимановского района получили в подарок двух телочек Марсу и Милку. Для Москвы, конечно, такой опыт мало применим. Но мне кажется, что это прекрасно, что где-то так конкретно помогают многодетным.

Ю.Д.: – Не кажется ли вам, что многодетные семьи часто считают, что им многие обязаны? Вот, например, я знаю многодетного отца, который считает, что работодатель обязан отпускать его с работы в любое время, когда у него проблемы с детьми, некому посидеть и так далее. Как вы думаете, батюшка, это правильная позиция?

о.А.Ш. – Я думаю, что можно просить – молиться, просить у Бога, просить у Церкви, просить добровольцев. Требовать и обвинять нельзя.

О чем просят добровольцев?

Звонок радиослушательницы Юлии: – Я не считаю, что мы многодетные – у нас трое детей, младшей девочке год и три месяца, мальчикам четыре и семь лет.

о.А.Ш.: – Вы начинающая многодетная семья.

Ю.: – Мы живем без родителей, снимаем жилье и проблем, конечно, хватает. Я сама с детьми сижу, никто не ходит в садик. И есть трудности с организацией времени, с прогулками. Надо заниматься со старшим, он первоклассник. Надо детей куда-нибудь водить, в кружки, в музыкальную школу, и надо уделять внимание младшим. Но Господь не оставляет. Мы на своем опыте видим, что помощь приходит неожиданно и в нужный момент. Конечно, приходится потерпеть какое-то время, но вобщем-то все проблемы решаются с Божьей помощью.

о.А.Ш.: – Главный вопрос нашей передачи – нужна ли многодетным помощь от добровольцев. Вам нужна?

Ю.: – Честно говоря, нужна. Например, чтобы с детьми кто-нибудь погулял.

о.А.Ш.: – Вам надо позвонить по телефону 107-70-01 и оставить свои координаты, рассказать, какая помощь Вам нужна.
А ты как думаешь, Настя, нужна ли помощь добровольцев?

А.О.: – Конечно. В первую очередь, это помощь в сопровождении, надо забрать ребенка из школы, надо сходить с детьми погулять, надо водить на какие-то кружки, занятия или в ту же поликлинику. Но для меня в этом заключается и некая сложность, потому что добровольцы – они люди, мне незнакомые. То есть, когда я ищу какого-то помощника по хозяйству, например, няню, я опираюсь либо на рекомендацию своих знакомых, либо на рекомендацию агентства. А кто может порекомендовать мне добровольца? Если вы, батюшка, возьмете на себя такую ответственность и скажете: «Вот, я рекомендую многодетным семьям пользоваться услугами этого добровольца» – я буду полностью доверять ему. А если такой рекомендации нет, то моих детей, самое дорогое, что у меня есть, мне сложно оставить незнакомому человеку.

Но дело в том, что помощь добровольцев может быть связана не всегда только с детьми. Например, многодетная семья сталкивается с оформлением огромного количества бумаг. Зарегистрировать ребенка в ЗАГСе, прописать его, сходить оформить в пособия собес, сходить оформить путевки. Очень серьезная проблема – сходить собрать документы на получение новой квартиры. Я часто вижу, как сидят в бесконечных очередях мамы с двумя, тремя, четырьмя детьми, дети плачут, люди в очередях раздражены.

о.А.Ш.: – Сегодня у нас в студии координатор добровольцев Марина Васильева. Марина, а как же все-таки добровольцы могут помочь многодетным и в частности как наши добровольцы помогают конкретно каким-либо семьям?

Марина Васильева: – Сейчас у нас 320 человек добровольцев. Активных из них – порядка 240. Добровольцы помогают пока четырем многодетным семьям в разных округах. И помощь чаще всего действительно связана с тем, чтобы с ребенком или погулять или посидеть. С детишками и играют, с некоторыми учат уроки. Отношения между добровольцами и этими семьями складываются очень хорошие.
К сожалению, часто помощь нужна в будни и в дневное время, а у нас добровольцы в основном – люди, которые либо работают, либо учатся.
Одна из семей наших подопечных живет в районе метро Выхино. У них семеро детей. И они просят, чтобы добровольцы гуляли с почти трехлетним ребенком два-три раза в неделю соответственно часа по два. Вторая семья живет в районе метро Фили. Там сейчас пятеро детей. И помощь требуется, чтобы отводить их в школу, в детский садик, потому что там довольно сложная ситуация: папа очень много работает и маме сложно справиться со всеми этими детишками, учитывая что помощь бабушек и дедушек не всегда доступна. Поэтому если нас слушают и слышат будущие и настоящие добровольцы, которые могут в будние в дневное такое время помогать – милости просим.

о.А.Ш.: – А доверяют семьи этим добровольцам?

М.В.: – Наверное, нам звонят уже тогда, когда вокруг уже исчерпан ресурс людей, кому они доверяют. Они звонят потому, что уже действительно очень нужна помощь. Но мы знаем тех добровольцев, которых посылаем в многодетные семьи.

Оказалось, кстати, что и среди наших добровольцев есть люди из многодетных семей. У одного добровольца четыре брата и три сестры, у другого целых шестнадцать братьев! У нас есть и мамы, у которых по трое детей. Они помогают очень активно. Мне кажется, что по крайней мере некоторым из добровольцев должна быть понятна проблема многодетных семей.

Ю.Д.: – А как же они отрывают время от своих детей, чтобы помогать кому-то еще? Это вообще хорошо, батюшка?

о.А.Ш. – Я слышал, что энергия мамы возрастает по мере появления детей, что у многодетной мамы просто кладезь энергии. Это люди, которые могут сделать очень много сами. Они звонят друг другу, помогают друг другу. Очень часто многодетные мамы делают гораздо больше, чем мама, у которой один ребенок или чем какая-нибудь субтильная девушка, у которой нет пока ни детей, ни мужа.

Звонок радиослушательницы Нины Сергеевны: – Здравствуйте, я из Раменского звоню. Почему в Московской области я не слышала, чтобы у нас была такая служба помощи?

о.А.Ш.: – Нина Сергеевна, это все потому, что вы никак не решили это организовать. Учитесь организовывать, а мы вам поможем. Знаете, как лепят снежную бабу? Берут маленький кусочек снега, потом его катают-катают, один шар получился. Потом другой. И получается целая снежная баба. Давайте объявим, что вот есть Нина Сергеевна, вы оставите координаты и будете первым координатором-добровольцем. Один в поле воин, один человек может многое сделать. Может, если вы начнете этим заниматься, может что-то и получится.

Приглашаем всех стать нашими добровольцами! Для этого можно позвонить по телефону 107-70-01 или прийти на встречу добровольцев, которая проходит по воскресеньям в храме св.благоверного царевича Димитрия без пятнадцати двенадцать. Можно присоединиться к движению добровольцев и на сайте Милосердие.ру.

Postscriptum

Ю.Д.: – Наши добровольцы избрали своим небесным покровителем святого чудотворца Иоанна Шанхайского. Не могли бы вы объяснить, почему именно его?

о.А.Ш.: – Так получилось, что в нашем храме есть икона святителя Иоанна Шанхайского с частичкой мощей, подаренный клириками Зарубежной Церкви. Мы всегда почитали святителя Иоанна, но этот подарок заставил нас перечитать его житие, литературу о нем. И вот, например, мы узнали, что святитель Иоанн, когда был архиепископом в Сан-Франциско, то распределил все больницы этого города между своими клириками для обязательного посещения. И сам ходил в больницы, служил в тюрьмах, причащал больных… Бывало так, что дозвониться до святителя Иоанна Шанхайского не было возможности, или, например, в госпиталь – еще в Шанхае, – прийти было нельзя из-за особенностей военного времени, и, тем не менее, святитель Иоанн приходил, преодолевая все эти трудности. И даже неопознанный никем, разве только больным, который хотел его увидеть, он появлялся там, где это было нужным. Нередко при виде владыки душевнобольные успокаивались и с благоговением причащались. Однажды владыку Иоанна пригласили причастить умирающего русского в больнице в Шанхае. Владыка пришел туда и увидел молодого жизнерадостного человека, играющего на гармошке. Этого юношу должны были выпустить из больницы на следующий день. Мы, скажем, в больнице таких обычно не причащаем, говорим: «Вы лучше постарайтесь прийти в храм, все-таки в храме лучше». А владыка Иоанн предложил ему сразу причаститься. Священник, сопровождавший Владыку, его спросил, почему он не пошел к умирающему, к которому пригласили, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Владыка ответил, этот человек, которого он причастил, умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, будет жить еще много лет. Так и произошло.

И вот в трудах добровольцев, мне кажется, очень важно знать, какому человеку нужна помощь именно сейчас. Потому что иногда бывает так, что нам звонят с просьбой о помощи, добровольцы приходят, а оказывается, что помощь не нужна. А о людях, которым нужна помощь, мы иногда узнаем случайно или вообще не узнаем, к сожалению. И мы бы хотели, чтобы святитель Иоанн Шанхайский вразумлял наших добровольцев и помогал им определить, кто же нуждается в помощи, помогал нашим координаторам правильно распределить всех, кто помогает нуждающимся по округам города Москвы. Задача эта гораздо более тяжелая, чем та, что стояла перед святителем Иоанном: во-первых, у него были священники, которые его слушались, а у нас добровольцы, которые хотят – приходят, а хотят – не приходят. И, кроме того, Москва –гораздо больше, чем Сан-Франциско. И здесь найти достаточное количество добровольцев бывает очень сложно. Вот поэтому, наверное, мы и обращаемся за помощью к святителю Иоанну Шанхайскому и просим его помочь нам сделать в Москве то же, что он сделал в Сан-Франциско, в Шанхае и в других городах, где он жил. Чтобы он вразумил нас и вложил в нас любовь.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?