На прошлой неделе на сайте Минобрнауки вывесили проект стандарта дошкольного образования. Уже с сентября этого года в экспериментальном режиме некоторые детские сады начнут обучать детей в соответствии с новым стандартом

То, чего ждали и одновременно боялись учителя и родители, наконец, свершилось. На прошлой неделе на сайте Минобрнауки вывесили проект стандарта дошкольного образования. Создатели документа надеются, что уже с сентября этого года в экспериментальном режиме некоторые детские сады начнут обучать детей по-новому, в соответствии со стандартом.

Новый детский стандарт

Подобный проект был разработан впервые. С учетом того, к каким катастрофическим последствия привели эксперименты министерства с правилами для школ и вузов, ничего хорошего от инициатив родители не ждали. Впрочем, создатели документа, представляя его на днях на суд широкой общественности, успокоили, что руководствовались принципом «не навреди» при составлении документа и пытались написать документ, который оградит детей от раннего взросления.

Написанием особенного стандарта для детства министерство озаботилось по формальным требованиям. Дело в том, что 1 сентября этого года вступает в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принятый в конце прошлого года, он закрепил отношение к дошкольному образованию как к полноценной ступени развития ребенка – наравне со школой и вузом. Чтобы выполнить требования закона, в конце января этого года была создана группа разработчиков из более чем 30 человек во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. Они начали в спешке разрабатывать документ. Дата обнародования стандарта все время сдвигалась, однако 14 июня проект стандарта наконец вывесили на сайте министерства.

По мнению авторов стандарта, дошкольное образование должно измениться. В основе воспитания детей будет положено не простое натаскивание на определенные знания, а всестороннее развитие личности. Развивать ребенка они предлагают в четырех областях: коммуникативно-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом аспектах. Для этого воспитатель будет рассказывать сказки, петь, конструировать, лепить, учить кататься на велосипеде и лыжах.

В целом, как сказано в стандарте, на завершающих этапах обучения в садике ребенок должен будет удовлетворять описанных в документе целевым ориентирам. Среди них такие качества ребенка, как проявление инициативы, уверенность в своих силах, способность фантазировать. Также у дошкольника должна быть развита крупная и мелкая моторика и потребность бегать и прыгать. Вот что пишут в стандарте об идеальном ребенке: «Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности».

При этом в документе нет ни слова о требованиях к уровню знаний ребенка. Их просто нет. То есть, по стандарту уметь читать и писать к моменту поступления в первый класс дошкольник не обязан. «Главное, что он подойдет с мотивацией – “хочу учиться”. А не бессмысленно будет отличать букву “а” от буквы “б”, поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе», – объясняет один из разработчиков стандарта, директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

В новом документе особенное значение придают развитию индивидуальности ребенка. Только уделяя внимание особенностям ребенка, можно добиться наилучшего результата, выявить сильные стороны воспитанника и развить их, считают создатели. «Самое важное, что проходит через весь стандарт, – подчеркивается поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник», – говорит ученый секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ им. Ломоносова Ольга Карабанова.

Развивать инициативу ребенка воспитатели должны будут, кстати, по программе. Разработкой новых программ смогут заняться сами детские сады. Ориентируясь на закрепленные в документе целевые ориентиры, воспитатели должны будут уделять 60% времени пребывания детей в садике на освоение обязательной программы и 40% – на факультативную часть. При этом авторы специально подчеркиваю, что среди дошкольников нельзя будет проводить какую-либо аттестацию, поэтому ни о каком ЕГЭ для детсада речи не идет. Диагностировать динамику развития ребенка они предлагают только по просьбе родителей, чтобы в нужный момент при необходимости корректировать развитие ребенка. «В этом стандарте было наложено вето на образовательные результаты, которые получатся после введения этого документа», – объясняет Виталий Рубцов, председатель совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Опубликованный на сайте Минобразования документ открыт для общественной дискуссии. В течение ближайших двух недель на него будут приниматься замечания и добавления. Если же их не будет, то в сентябре в качестве эксперимента он будет введен в регионах в детских садах, а потом и распространиться повсеместно. Впрочем, критические отзывы уже появились. «Очень сложно будет реализовать индивидуальную программу: грамотных воспитателей-психологов не хватает. Без увеличения зарплаты просто неоткуда будет взять талантливых педагогов, которые пойдут в садик», – комментирует гештальт-терапевт Ольга Лабзина.

Но, главное: стандарт никак не решает их проблему с подготовкой детей к школе, где требуют умения писать и читать от будущих первоклассников. Так что, по-видимому, им придется по-прежнему из своего кармана доплачивать за развитие ребенка. Хотя тесты в школах и запрещены при приеме в первый класс, но, как известно, почти везде проводятся. «Я пошла в гимназию рядом с домом, узнать, что нужно для поступления в первый класс. Мне там прямо сказали, что настоятельно рекомендуют ходить на подготовку к ним, так как иначе ребенок не осилит тест на поступление и вообще программа для него будет в диковинку и сложной», – жалуется Наталья Д., мама дошкольника.