Невозможно забыть о Холокосте: что надо читать и смотреть об одной из главных трагедий ХХ века

27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Мы попросили Святослава Костенко, редактора телеграм-канала «На память», рассказать о важнейших и не самых очевидных источниках, посвященных Холокосту

Только что освобожденный Будапешт. Фото: Евгений Халдей/ТАСС

Ужасающие события Холокоста и принципиальная возможность таких событий в, казалось бы, образованном, развитом и просвещенном XX веке стали предметом многочисленных общественно-политических, научных, художественных рефлексий. Выбрать что-то наиболее значимое в этом огромном корпусе, как мне кажется, невозможно; тем более невозможно уместить эти знаковые произведения в небольшой список.

То, что мы предлагаем читателям, нисколько не претендует на универсальность и является исключительно выбором субъективных предпочтений. Однако этот список составлялся с оглядкой на несколько соображений, которые не будет лишним сформулировать.

Во-первых, мне кажется важным почтить память жертв Холокоста тем, чтобы услышать их индивидуальные, частные голоса. Из-за этого мной отдавалось предпочтение тем материалам, в которых эти личный голоса можно услышать.

Во-вторых, я старался, чтобы в списке были представлены как истории Холокоста в Западной Европе, так и его последствия на территории Восточной Европы и СССР.

В-третьих, мне было важно показать различные способы разговора о Холокосте; различные медиумы, в которых этот разговор возможен.

Документальные фильмы

«Шоа» Клода Ланцмана

«Шоа» («Шоа» – слово, аналогичное в иврите термину «Холокост») – монументальное девятичасовое кинополотно Клода Ланцмана, рассказывающее историю Холокоста. Фильм состоит из множества интервью с выжившими евреями, прошедшими через гетто и концентрационные лагеря.

В фильме практически полностью отсутствует официальная кинохроника, вместо нее Ланцман дает слово живым людям, позволяет им рассказывать свои частные истории. В интервью Юрию Дудю Антон Долин называет «Шоа» величайшим кинофильмом о Холокосте, и я согласен с этой оценкой. Советую разделить фильм на несколько частей и просмотреть его за оставшиеся вечера недели памяти.

«Вспоминая Анну Франк» Джона Блэра

Анна Франк. Фото: United Archives/Globallookpress.com

Дневник Анны Франк – один из самых известных и пронзительных текстов, рассказывающих о повседневной жизни евреев во время Холокоста. С момента его издания в 1947 году, во многом благодаря стараниям отца Анны, дневник стал объектом множества научных исследований и художественных интерпретаций, новые сведения о котором продолжают появляться вплоть до сегодняшнего дня.

«Вспоминая Анну Франк» – документальный фильм 1995 года, в котором во всех подробностях рассказывается история жизни Анны и ее семьи, а также судьба дневника после смерти Анны. За этот подробный рассказ фильм был удостоен многих кинематографических премий, в том числе и «Оскара».

Воспоминания

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна», 1997, реж. Роберто Бениньи. Фото: https://www.afisha.ru/

«Черная книга» под редакцией Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана

«Черная книга» – пример уникального произведения; того, что можно было бы назвать «монтажом текстов». Это концептуально соединенные документы и рассказы свидетелей Холокоста, которые Илья Эренбург и Василий Гроссман начали собирать еще в 1943 году, будучи военными корреспондентами. В книге рассказывается о преступлениях нацистов против евреев на территории СССР и Польши и об организации еврейского сопротивления на этих оккупированных территориях.

Эти рассказы, записанные практически синхронно с событиями, о которых в них рассказывается, создают уникальное ощущение прикосновения к живой, изменяющейся истории.

Проекты Бориса Забарко. «Живыми остались только мы», «Жизнь и смерть в эпоху Холокоста», «Мы хотели жить»

Борис Михайлович Забарко, почетный украинский историк, член и организатор многих международных исследовательских и общественных проектов, в детстве сам прошел через опыт жизни в Шаргородском гетто. Неудивительно, что многие его проекты направлены на сбор, сохранение и публикацию личных историй выживших жертв Холокоста.

Начиная с 2000 года, Борис Михайлович издал три крупных подобных проекта. К сожалению, их достаточно трудно получить в России. Тем не менее информация, собранная в книгах, незаменима.

Медиапроекты

Лодзинское гетто. Фото: ushmm.gov

«Бабий Яр»

Бабий Яр – место массовых расстрелов в Киеве в период его нацисткой оккупации. Силами «Новой газеты» и «Российского еврейского конгресса» в этом году был запущен интернет-проект, собирающий всю возможную информацию об этом пространстве. На сайте можно ознакомиться с воспоминаниями киевлян, посмотреть фильмы об этом месте, послушать тринадцатую симфонию Шестаковича, посвященную расстрелянным, ознакомиться с научными работами о нем.

Собрание видеохроники в «Энциклопедии Холокоста»

«Энциклопедия Холокоста» – большой просветительский проект мемориального музея Холокоста Соединенных Штатов Америки, на котором представлено множество совершенно разнообразных материалов как первоисточников, так и научных работ. Специализированная Википедия.

Мы бы хотели отметить подборку видеохроники, в которой находятся как немецкие видео, так и видео освобождавших гетто и лагеря союзников. Документальная съемка, как ничто другое, оживляет события почти вековой давности и позволяет нам взглянуть в глаза умершим и убитым людям.

Онлайн-фотоархив «Яд Вашем»

Проект, схожий с предыдущим, был создан Мемориальным комплексом истории Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме. Это собрание огромного количества фотографий евреев, сделанных в период Холокоста, а также старательно прокомментированных научными работниками центра. В этом архиве вместе встречаются фотографии узников концентрационных лагерей и гетто, что делает его особенно эмоциональным.

Карта транспортации жертв Холокоста в концентрационные лагеря

Другой проект «Яд Вашем» – электронная карта, на которой показаны места выселения евреев и расположение концлагерей. Внешне не самый привлекательный сайт дает представление о масштабе Холокоста.

Книги

Ханна Арендт. Фото: https://www.jewish-museum.ru/

«Маус» Арта Шпигельмана

Начинавший с радикальных и андерграундных комиксов Raw Арт Шпигельман в 1986 году опубликовал первый из двух томов комикса «Маус», личную историю своего отца, прошедшего через Варшавское гетто и Освенцим. Комикс принес Шпигельману всемирную известность и престижную Пулитцеровскую премию в 1992 году, после публикации второго тома. До сих пор «Маус» – единственный комикс, удостоенный этой награды.

Уникальность «Мауса» в той особой авторской интонации искренности, которую удается создать Арту Шпигельману.

Рассказывая параллельно о двух исторических периодах – молодости своего отца, польского еврея, в 1930-е и 1940-е годы и собственной молодости в Нью-Йорке конца 1970-х, Шпигельман избегает глорификации своего отца Владека.

Он изображен как предприимчивый и хитрый человек, который использует эти свои качества для выживания в ужасающих исторических условиях и который под влиянием этого опыта превращается в очень нервного и неприятного человека в старости.

«Маус» – произведение, которое рассказывает трагичную и подлинную историю любви и выживания во время Холокоста и одновременно является автофикшном человека из поколения детей выживших, людей, физически не затронутых Холокостом, но чья жизнь во многом определяется памятью их родителей.

«Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме» Ханны Арендт

Потрясающая работа, рассказывающая о человеке, участвовавшем в Холокосте с другой, нацисткой, стороны. Адольф Эйхман – оберштурмбанфюрер СС, человек, контролировавший транспортировку евреев в концентрационные лагеря. После окончания Второй мировой войны ему удалось скрыться от правосудия в Аргентине, однако в мае 1960 года он был похищен агентами израильской разведки «Моссад» и доставлен в Иерусалим, где начался его обвинительный процесс.

Редакция американского журнала The New Yorker отправила освещать этот процесс философа Ханну Арендт, которая чудом спаслась от нацистских преследований, эмигрировав из Германии в США, и чьи небольшие статьи, написанные во время Второй мировой войны, мы также горячо рекомендуем.

Блестяще справляясь с корреспондентской задачей протоколирования процесса и описания Эйхмана, Арендт не останавливается на этом и формулирует важные философские высказывания о природе зла XX века. Итог ее размышлений – новый этический императив, основанный на возможности человека мыслить и рефлексировать.

Работы Яна Томаша Гросса

Для работ о Холокосте характерно возложение вины за ужасающие события исключительно на немцев. В своих книгах польский историк еврейского происхождения Ян Томаш Гросс исследует то, какую роль в уничтожении евреев сыграли поляки и как антисемитизм продолжал существовать в Польше после окончания Второй мировой войны.

Его самая знаковая работа «Соседи. История уничтожения еврейского местечка» рассказывает о еврейском погроме в небольшом городе Едвабне в 1941 году, в ходе которого были убиты почти все евреи города, составляющие большинство его населения. Вплоть до выхода книги Гросса ответственность за погром возлагалась на немецкие войска, однако историку удалось показать, что погром был полностью инициирован исключительно польским населением города.

После выхода книги в 2001 году польский президент Александр Квасьневский принес официальное извинение представителям еврейского народа.

Специальная номинация: художественный фильм о Холокосте

Кадр из фильма «Сын Саула». Фото: https://lechaim.ru/

«Сын Саула», режиссер Ласло Немеш

События Холокоста не раз ложились в основу высококлассных художественных фильмов (сразу же вспоминаются «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна», «Пианист» и другие), поэтому хотелось бы порекомендовать что-то менее знакомое.

Венгерский фильм 2015 года «Сын Саула», безумно некомфортный и тяжелый (вряд ли возможны другие фильмы о Холокосте), рассказывает историю еврея, члена зондеркоманды, то есть группы евреев, занимающейся обеспечением и поддержанием работы концентрационных лагерей.

Режиссер исследует это двойственное положение главного героя, конформизм во время трагических событий, чем невольно перекликается с проблематикой «Банальности зла».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?