Неупиваемая Чаша – не та, из которой пьют и не напиваются. Точный перевод – нескончаемая. Вино в ней — новое, которое Господь обещал нам в жизни вечной. Память иконы 18 мая

Икона Божией Матери «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Изображение:  wikimedia.org

Не ругайтесь на Бога

История иконы «Неупиваемая Чаша» берет начало от ранневизантийского образа «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Этот образ стал известен со времени осады Никеи (Малая Азия). Как говорит церковное Предание, оставленное отцами Первого Вселенского собора (325), «Некто Константин, защищавший стены города, отчаялся в победе и обвинил в неудачах Бога.

Увидев недалеко от себя икону Богоматери, он в ожесточении разбил ее, бросив камень, а затем начал топтать ногами святой образ.

На следующий день воин погиб во время защиты никейских стен, пораженный камнем в голову».

Прошли века. На Руси появилось множество списков чтимых Византийских икон, среди них была и Никейская икона Богоматери. А в конце 19 века произошло явление иконы Богоматери, давшее начало всеобщего почитания образа «Неупиваемая Чаша».

Когда действительно хочешь – на карачках доползешь

Серпухов. Введенский Владычний монастырь в начале ХХ века. Фото: wikimedia.org

В записи историю открытия образа «Неупиваемой Чаши» найти не удалось, хотя и есть  предположения, что они были. Устное же народное предание говорит так:

Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, горько пил. Пропил все в доме, дошел до побирания, от пьянства отнялись ноги, но остановиться солдат не мог.

И однажды видит он сон. Некий старец-схимник говорит ему: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы, там есть ее образ «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Но как идти? Ноги не ходят, денег нет, — доводы очень разумные. Погоревал солдат и продолжил прежний образ жизни.

Сон повторился – безрезультатно. И только на третий раз, когда уже не ласковым, а грозным стал старец-схимник, солдат, перепугавшись, немедля на четвереньках отправился в путь. Он прополз весь день и на ночь остановился в одном селе. Сердобольная старушка-хозяйка, чтоб облегчить его боль, омыла и растерла окровавленные ноги паломника.

Наутро солдат почувствовал, будто ноги окрепли и смог встать. Так, на палках-костылях, он добрался до Серпухова. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, солдат рассказал о своих снах и попросил отслужить молебен. Стали искать икону с таким названием, и нашли висевшей где-то в проходе, в месте самом незаметном.

«Нашелся» и старец-схимник, им оказался святой Варлаам, строитель Серпуховского монастыря, икона которого в нем пребывала. Перед образом «Неупиваемой Чаши» отслужили молебен, и с тех пор солдат больше не испытывал тяги к вину. И ноги сделались здоровыми.

Как водится, рассказ о чуде быстро вышел из монастырских стен.

К иконе «Неупиваемая Чаша» пошло множество богомольцев, ведь мало кто не пьянствовал на святой Руси. Молились сами винопийцы, но чаще, конечно, молились их близкие. Приходили и с благодарением.

Старый образ утрачен, но милость Божия нескончаема

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» письма Александра Соколова. Изображение: wikipedia.org

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. С иконы «Неупиваемой Чаши» сделали восемь списков. Но в 1929 году многие иконы и святыни городских храмов и монастырей Серпухова были уничтожены — большевики сожгли на берегу Нары. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1992 году московский иконописец Александр Соколов написал новую икону, известную во всем православном мире как «Неупиваемая чаша». Тогда же впервые была составлена ей служба и издан акафист.

Александр Соколов: «По словесному описанию, икона была «старого греческого письма», а сохранившиеся списки были живописные, то есть удерживали иконографию, но никакого отношения к стилю иконы не имели. «Старое греческое письмо» – подразумевалось, видимо, письмо поствизантийское, ХVI-ХVII веков.

Не стараясь точно стилизовать под это время, а просто пытаясь восстановить иконографию по словесному описанию, мы эту икону и восстановили.

Как избежать языческого духа, почитая икону?

Москва. 2003 год. Верующие прикладываются к чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», которая была принесена в Троицкий собор московского Свято-Данилова монастыря из Высоцкого монастыря в Серпухове. Фото Виктора Великжанина (ИТАР-ТАСС)

Почему кто-то молится перед иконой и получает помощь, а кто-то остается «не услышан»?

Молитва – не договор с обязательным условием исполнения. Не обмен «услугами» — я тебе акафист, ты мне – исцеление. Молитва – это путь от своей немощи – к Божией милости. И душа должна быть готова к тому, что на этом пути могут произойти вещи, меняющие ее.

«Смысл иконы – литургический. «Неупиваемая» – это не та чаша, из которой пьют, пьют и не напиваются. Точный перевод – «нескончаемая», Чаша вечная. Та Чаша, в которой каждый день в храмах вино и хлеб преобразуются в кровь и плоть Господа».

Алкоголизм, наркомания – болезнь или грех?

Высоцкий монастырь, Серпухов. Фото: ТАСС

Люди молятся перед образом Богоматери «Неупиваемая Чаша» о помощи в избавлении от пьянства и наркомании – новой напасти со старым содержанием. Оба недуга – смертельны, если человек не хочет с ними бороться.

В церковной среде часто возникают споры: пьянство, наркомания, — болезнь или грех?

В современной православной антропологии есть мнение, что алкоголизм и наркомания – это болезни, ставшие грехом.

Православная антропология учит, что человек состоит из души и тела. На телесном уровне алкоголизм, наркомания проявляется как химическая зависимость: в организме человека из-за дефицита дофамина и других подобных элементов, нередко генетически обусловленного, возникает серьезный химический дисбаланс.

Дефицит требует удовлетворения. Поэтому на физиологическом уровне включаются механизмы компенсации, призванные заглушить химический голод. Выражается это в тяге, постоянной потребности в алкоголе (наркотике). Само наличие такой химической потребности не зависит от воли человека.

Поэтому алкоголик (наркоман) не виноват, что родился таким. Но он ответственен за то, что делает со своим алкоголизмом.

Здесь уже возникает тема греха, потому что все, что человеком осознанно и сделано, совершено либо в векторе блага, либо не блага.

Здесь уже участвует воля человека, выбирающая: лечиться или продолжать пить (употреблять), а значит, грешить против себя, своих близких, против Бога, создавшего тебя, чтобы вместе с Творцом искать путь жизни, а не смерти.

На уровне психики, души, любая зависимость также проявляется как внутренний голод. Почему же способы его «насыщения» — алкоголь, наркотики, игры, гаджеты, неуправляемые привязанности, все, к чему возникает неуправляемая тяга, не дают удовлетворения? Чем больше пьешь (употребляешь), тем больше хочется.

Потому что подлинная потребность и успокоение души — не в алкоголе, наркотике и пр., а в любви, доверии, правде, то есть в Боге. Не чувствуя (или отвергая) такую потребность, душа обманывается подменами, она находит фантомы вместо того, что даст ей подлинную жизнь. Она пьет из чаши обмана и смерти. И только Господь может дать ей Чашу жизни.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша», глас 4

Днесь пpитеце́м ве́pнии/ к Боже́ственному и пpечу́дному о́бpазу Пpесвяты́я Богома́теpи,/ напоя́ющей ве́pных сеpдца́/ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́pдия/ и лю́дем ве́pным чудеса́ показу́ющей./ Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пpа́зднуем и те́пле вопие́м:/ Влады́чице пpеми́лостивая,/ исцели́ на́ша неду́ги и стpа́сти/ моля́щи Cы́на Твоего́ Хpиста́ Бо́га на́шего// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня обратимся, верующие, к Божественному и пречудному образу Пресвятой Богоматери, наполняющей сердца верующих Своим милосердием из небесной Неиспиваемой Чаши и показывающей верующим людям чудеса, видя и слыша о которых, мы духовно празднуем и горячо восклицаем: «Владычица премилостивая, исцели наши болезни и страсти, моля Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наши».