Нет полиса – сам виноват

С 1 января скорая помощь стала частью системы обязательного медицинского страхования. Теперь для тех, у кого нет полиса, вызвать такси и самому доехать до больницы будет гораздо дешевле

Без шума и разъяснений, но уже окончательно и по закону – с 1 января служба скорой помощи стала частью системы обязательного медицинского страхования. Это означает, что расходы скорой теперь будет покрывать ее страховая компания соразмерно оказанной помощи. И платит страховая за конкретного пациента, которому была оказана конкретная помощь. А как платить за пациента, у которого нет полиса? А никак. Предлагаем вам вместе с нашими экспертами поразмышлять о том, что в ближайшем времени изменится в медицинском обслуживании россиян.

Елена Валерьевна Данилевская, фельдшер скорой помощи:

– Да, я знаю, что с нового года мы полностью переходим на работу по полисам. Но мы же все равно будем обслуживать людей, которым нужна помощь. Мы должны сделать для человека все возможное.

Другой вопрос – это оплата нашего труда, потому что работаем мы по определенным стандартам и делаем ровно то, что этот стандарт говорит. Если с человеком то-то и то-то, то мы делаем то-то и то-то. Мы заполняем карту вызова, в которой оценивается, насколько далеко мы отошли от стандарта. Если мы обслужили пациента не по стандарту – это нужно обосновать. Если нет обоснования – страховая штрафует. А если у пациента еще и полиса нет – тогда я не знаю…

Как будет выглядеть все это – мне пока непонятно, ничего конкретного руководство еще не говорило. Но, как я понимаю, нам будут платить за каждого человека. И человек с полисом будет оплачиваться иначе, чем человек без полиса. Также есть какая-то зависимость от экстренности вызова. Потому что есть скоропомощной вызов, когда у человека инсульт или инфаркт, а бывает просто температура сорок, человеку просто завтра идти на работу, хочет получить больничный. И такие вызовы нам будут оплачиваться копеечно. Хотя, согласитесь, это не наша печаль. Мы в обоих случаях делаем свою работу одинаково.

А людей без полиса, которым требуется больничная помощь, мы как возили, так и будем возить. Возможно, с этих людей уже в больнице будут брать какие-то деньги или выставлять счет за лечение. Но чтобы мы прямо в машине скорой брали какие-то деньги, официально или нет, я не могу такого представить. По логике нас не могут наградить такими инкассаторскими функциями.

Аркадий Львович Верткин, руководитель Национального научно-практического общества скорой помощи профессор МГМСУ:

– Да, скорая помощь теперь стала частью ОМС. Но это ничего не меняет. Скорая помощь по-прежнему должна и будет оказывать услуги тем людям, которые в этом нуждаются. Понять, что с человеком, может только врач, не диспетчер скорой помощи, и тем более – сам человек. Поэтому врачи скорой как приезжали и помогали заболевшему, так и будут. И точка.

Давид Мелик-Гусейнов, директор некоммерческого партнерства Центр социальной экономики:

– Люди, живущие в России, имеют полис или обязательного или добровольного страхования. Приезжие тоже оформляют свой полис. Наподобие туристического, какой мы с вами делаем, когда едем за границу. Короче говоря, на случай болезни человек должен иметь полис. Каждый.

Так как скорая полностью перешла в систему ОМС, откуда и получает финансирование, то она имеет право отказать человеку в медобслуживании. За исключением тех случаев, когда человек находится в состоянии, угрожающем жизни, например, если у человека инфаркт или инсульт.

Поэтому для тех, у кого нет полиса, уже утверждаются тарифы за транспортировку в больницу и оказание помощи. В каждом субъекте – свои тарифы. Правда, те цены, которые я видел по Москве, лично у меня вызывают недоумение. Потому что просто вызвать такси и доехать до больницы стоит в несколько раз дешевле.

Еще очень часто люди вызываю скорую, что называется, чтобы поговорить. Нет полиса – не будет обслуживания. Или – за деньги. То же самое касается, кстати, и просьб отвезти в нужный человеку больницу или роддом. То есть не тот, где есть места, а какой-то конкретный. Тоже придется платить.

Кстати, во многих странах доставкой пациентов в больницы занимаются такси-компании, которые заключили договор со страховой компанией. Я столкнулся с этим недавно в Доминикане, когда моему ребенку стало плохо. Просто такси до больницы, а расходы покрывает страховая. При наличии полиса, естественно.

Я пока не совсем понимаю, как будет происходить расчет. Вряд ли пациент будет расплачиваться прямо в машине скорой. В этом случае это будет как раз не официальный платеж. Я думаю, что это будет какая-то общая больничная касса, из которой деньги будут идти в том числе и врачам скорой. А платиться эти деньги будут, скорее всего, как счет по ЖКХ, как квитанция. Понятно, что в этом случае нет гарантии, заплатит человек или нет. Но так же ее нет и в случае с оплатой телефона или электричества.

Есть еще один момент. Дело в том, что по закону в первые сутки пребывания человека в больнице ответственность за его здоровье несет бригада скорой помощи, которая его доставила. Странно, но факт. Соответственно она заинтересована, чтобы у него был полис, потому что уже в больнице врач не сможет сделать никаких процедур без полиса. Врачу же тоже платят за процедуры, оказанные по стандарту человеку с полисом. У человека нет денег на процедуру, ее не делают, ему становится хуже, виновата – скорая.

Кстати, человеку с полисом тоже в каких-то случаях придется доплачивать за лечение. Например, в стандарте, по которому лечат его болезнь есть УЗИ, но нет МРТ или КТ. Это так называемые комплиментарные процедуры, то есть те, которые хорошо бы сделать, но не обязательно. Эти процедуры можно также провести за деньги. Просто так, для общего развития, нельзя, потому что врачу платят за конкретную проведенную по стандарту процедуру. То же самое, кстати, касается и скорых. Есть у человека определенные симптомы какой-то болезни – ему окажут помощь, которая прописана в стандарте лечения этой болезни.

Это, конечно, бухгалтерский подход, который, естественно, влияет на качество лечения.

Мы и вообще врачебное сообщество, пытаемся донести, что лечить по стандартам врач не должен. Из-за этого на пути лечения слишком много преград. Из-за этого врач почти лишен возможности диагностировать, потому что ему уже сразу надо лечить. А провести процедуру, выходящую за рамки стандарта, врач может только собрав консилиум, который примет решение о том, что это целесообразно.

Я противник калькуляции стоимости лечения по стандартам. Врачи должны лечить, а не считать. Считать надо бухгалтерам. Но сейчас у нас такая ситуация. К сожалению.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?