«Неподвижники»: 7 мыслей о том, как современному человеку оставаться с Богом

«Я давно поняла, что есть подвижники – это те, кто подвизается, двигается, – а мне бы быть «неподвижником» – тем, кто не сваливается обратно, не отступает»

«Я всю жизнь удивляюсь, что есть люди, у которых путь веры, церковности ровный и они не теряют на нем достигнутого (по крайней мере, так кажется со стороны), – говорит Елена Викторовна Тростникова, которая пришла в Церковь еще в конце 1980-х. – Но мне думается, что я не единственная, у кого есть периоды запустения, внутреннего оскудения, потери искренней связи с Богом и глубины церковной жизни.

О Елене Викторовне Тростниковой

Елена Викторовна Тростникова – дочь православного философа и писателя Виктора Тростникова, руководитель одного из первых православных благотворительных фондов «Человек и его вера», писатель, редактор, автор-составитель популярных книг о православии для детей и взрослых.

У меня был период серьезного внутреннего кризиса, когда до почти полного исчезновения ослабевала молитва. Причем внешне, для окружающих, ты можешь быть активным деятелем, заниматься полезными делами, а внутри у тебя состояние, как у расслабленного, который совсем не может пошевелиться и у него нет четырех друзей, чтобы раскопать крышу и спустить его ко Христу. Расскажу, что помогало как-то держаться и выплывать. Это советы недисциплинированного человека и упрямого к тому же».

«На этот разговор я согласилась не как человек, который может рассуждать о духовной жизни, – о духовной жизни рассуждать может лишь человек, ею живущий, – но как человек, у которого, как и у всех, есть внутренняя, сокровенная жизнь, – предупреждает Елена Тростникова. – А в этой сокровенной жизни есть постоянная проблема взаимоотношений с Богом (собственно, это совесть)».

1. Прочитать две молитвы, но осознанно

Когда кажется, что ты ничего не можешь, то все-таки есть простые вещи, которые ты сделать в состоянии. Если тяжело концентрироваться, удерживать внимание на молитве, то это не значит, что вообще не надо работать в этом направлении. Когда человек стареет, у него угасают мнемонические и когнитивные функции, врачи ему говорят: решай кроссворды, учи иностранные языки, а не просто лежи. Так же и здесь.

Не можешь прочитать полное молитвенное правило – прочти «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся».

Молитва Господня действительно содержит всё! Другое дело, что нам очень сложно входить каждый раз в ее смыслы – мысли разбежались, ум уплыл. Однако ты осознал хотя бы «да будет воля Твоя» – уже живешь!

У меня был друг, который когда-то работал в авиации. У них в глубоко советское время было понятие «Отченаш»: так называлась инструкция, которую прочитывали, по пунктам проверяя состояние самолета. Очень правильный перенос названия: молитва Господня именно такую функцию несет, в ней проговаривается, без чего твой самолет не сможет полететь. А каждый день ты отправляешься в полет.

А в молитве к Богородице – чистое благодарение и хвала, самые великие вещи.

Молитвенное правило сейчас у меня короткое (иногда я его с радостью удлиняю, но – только когда с радостью): обычное начало, благодарственные тропари. Иногда добавляю тропари празднику или святому, память которого празднуется в этот день, или просто по желанию, а дальше «Богородице Дево…» и «Спаси, Господи, люди Твоя…», обращаюсь к любимым святым. У многих есть святые, с которыми чувствуется связь, но эта связь тоже может теряться, как и с людьми.

Мысль о том, что можно прожить без дисциплины, совершенно дурацкая. Без дисциплины можно только скатываться и скатываться. Но она тоже должна быть посильной.

Мне кажется, должен быть необходимый минимум, можно сказать, гигиенический, для гигиены души. Я вхожу в дом – здороваюсь, мне подарили подарок – я говорю «спасибо». Без этого мы перестаем быть порядочными людьми, а порядочность – необходимый минимум человечности.

2. Учиться покаянию

Сегодня часто жалуются: а зачем мне каждый раз на исповедь, если я одно и то же из себя вытягиваю? Мне каждый раз стыдно идти и повторять одно и то же. Но это не означает, что грехов нет, вот в чем дело! Я исповедаю свой главный грех и беду: у меня нет видения моих грехов.

В последнее время стали вспоминаться грехи, совершенные много лет назад – когда я кого-то из близких оставила без должной поддержки, чего-то детям не додала. Это мучительно, и этого уже не исправишь человеческими силами. А я ведь понимаю: наверняка может быть, что и сейчас я так же грешу, но не вижу этих грехов и хорошо, если их осознание придет ко мне хотя бы годы спустя, но при жизни.

Сейчас все норовят сбросить с корабля современности монашеский опыт, мол, Иоанн Лествичник и авва Дорофей для монахов, а у нас проблемы другие. Но я прекрасно помню период, когда как живую воду пила эти книжки и находила в них ответы на все свои вопросы.

Как только возникали какие-то проблемы, даже не мировоззренческие, а просто по жизни, когда я видела свои грехи, слабости, у меня просто как справочник был второй том «Добротолюбия» (тот, где собраны сочинения святых отцов по восьми главным страстям и борьбе с ними). Я туда лезла, искала, находила свою главную страсть, находила совершенно парадоксальные изумительные советы по борьбе с ней и ее порождениями – вода жизни!

Есть великие физики – Эйнштейн, Резерфорд, Капица, Бор. Не занимаясь специально физикой, ты глубоко не поймешь их открытий. Но мы живем в мире, картина которого благодаря Бору и Капице изменилась.

То же с монашеским опытом: это опыт лабораторий духа, и открытия, которые монахи делали в этих лабораториях, сочетая теорию и практику, относятся абсолютно к каждому.

3. Благодарить

Я взяла себе в правило читать (обычно петь!) благодарственные тропари в утренних молитвах. И когда я совсем не молюсь, то их все равно воспеваю, хотя в душе может и не быть какой-то ощутимой, явной благодарности.

Важно хотя бы словами возвращать себя к благодарению. Когда я встречаю упавших духом, депрессивных, близких к отчаянию людей, я им советую тоже взять такой обычай – пусть не три, но хоть один из этих тропарей читать или петь ежедневно.

Есть такое изречение: «Благодарение – это рука, протянутая за новыми Божьими благодеяниями». Ну а если ты уныло развернул твой подарок и, надув губки, не поблагодарил за него – тебе не захотят дарить следующий.

Благодарить всегда есть за что: солнце над головой, этот прекрасный мир, какие ужасные бы ни были обстоятельства, люди – каждый чудо Божие. Даже когда небо кажется с овчинку, а солнце – черным (а такие моменты у меня были) – вдруг начинаешь молиться со слезами, а настигает тебя какая-то бесконечная благодарность Богу и ты понимаешь, что даже страдания имеют смысл.

4. Не отвергать послушание

Еще одна прекрасная вещь, на которую очень много покушаются, – послушание. Нас всех справедливо предостерегают от слепого послушания священникам, но есть послушание Церкви. Кстати, соблюдение постов в той мере, в которой тебе доступно, – типичный пример. Церковь так решила, так установила.

За 30 лет у меня сложилась привычка поститься. Сначала это давалось легко, а потом стало нормой жизни, автоматизмом: и в длинные посты, и в среду и пятницу. Не по Типикону, в свою меру, но всё же поститься. Это помогает не уйти совсем в страну далече.

Сейчас люди по-разному постятся, каждый может и должен найти свою меру, но важно, чтобы пост у тебя был, и тогда ты с Церковью. Попробуй хотя бы немного это послушание осуществить, как тебе доступно, и будет духовная польза: ты – с Церковью.

Послушание Церкви может выражаться по-разному. Для меня, как и для большинства людей, 24 февраля стало мучительным моментом переосознания, когда надо понять где мы, куда мы идем. Даже не политически, а человечески. А до этого был еще ковид, такие периоды, когда внутренние проблемы активизировались, в том числе – способность сохранять веру.

Я, судя по всему, довольно легко перенесла это самое переосознание. И во многом, если не в первую очередь, – благодаря послушанию Церкви. Очень меня спасло, когда я получила в рассылке призыв патриарха Великим постом читать всем канон Божией Матери и ту молитву о восстановлении мира, которую уже читали в храмах на Литургии. Я сразу стала это делать и поняла, что это для меня спасительно.

Часто я решаю что-то читать, как-то молиться, но ничего у меня не получается. А тут всё: Патриарх сказал, и получилось. Я каждый вечер читала канон и эту молитву о мире, и благодаря этому молитва в мою жизнь вернулась. Сейчас видится – да просто жизнь ко мне вернулась!

И еще важная вещь, которую я раньше упускала: надо каждый день читать Евангелие. Я теперь, тоже по послушанию Церкви, открываю и читаю дневные зачала – Апостол и Евангелие. Это посильно, и без этого нельзя. Когда ты регулярно прибегаешь к чтению Евангелия, по вере твоей, по доверию к Богу ответ, до того скрывавшийся в этих текстах, вдруг открывается тебе, хотя ты слова все эти давно знаешь.

5. Молиться за других

Давным-давно у меня был очень большой помянник. Я ехала на работу, читала его, выходила в обеденный перерыв с работы, нарезала круги по Тверской улице, где работала тогда, и дочитывала. Это было потребностью души. Потом это исчезло из моей жизни. Много лет спустя, когда появился компьютер, я составила списки, диптихи, помянники, которые можно редактировать: ведь кто-то переходит из «О здравии» в «О упокоении», кто-то стал священником… Распечатывала это на маленькие листочки, носила с собой, по возможности читала и радовалась – а потом перестала.

И тут я стала восстанавливать помянник – и на больших листах распечатала, и сделала себе специальный блокнотик, куда вклеила по страничкам те же списки. И каждый день он прирастает, хотя бы на одного человека. Пока что у меня это неотъемлемое начало всякого дня, в конце молитв. Или, если утром не позволило время, блокнотик с собой и в транспорте, или где я окажусь одна, – там нагоняю.

За каждым именем – образ человека. Я понимаю, что моя молитва о каждом из этих людей очень мало значит для него самого, но для меня самой это значит очень, очень много.

Это занимает много времени, безусловно. Но это как раз практическое осуществление принципа благодарения. Нельзя благодарить Бога так, чтобы не благодарить людей.

Это и есть Церковь. Нас Господь друг другу даровал, и этой молитвой мы прикладываем ум и сердце к единству с другими людьми в Господе.

Я знаю, что люди, которые занимаются делами благотворения (не хочу говорить слово «благотворительность»), часто чувствуют выгорание, об этом много говорится. Вот внутренняя проблема: ты ради Христа делаешь хорошие дела, а в душе какая-то пустота, тебе все это трудно, тяжело, все у тебя не так. И тут хорошо включить еще другой канал – молитву, которая помогает совершенно по-другому увидеть общение с людьми и всю эту работу. Именно в молитве к этой деятельности прямо подключается Бог.

А еще можно составлять временный помянник: вот ты с человеком на этой неделе общался, ты не будешь за него всю жизнь молиться, но можно на бумажке записать и несколько дней его поминать. Мне думается, что это помогает. «Не я этого человека на себе несу, но Ты, Господи, понеси его!»

6. Не пропускать важные богослужения

Для меня посещение храма – это как с постом. Двунадесятый праздник пропустить – большая потеря.

Недавно нечаянно купила билеты невозвратные на самолет, прямо под Воздвижение, и пришлось потерять всю их стоимость и купить другие, на следующий день. Просто понимаю, что если оставлю эти билеты, то потеряю гораздо больше, пропустив богослужение праздника.

Нам батюшка еще 30 лет назад говорил, что церковный год и Евангелие, которое читают в храме, – это как годовые круги на дереве. Оно растет, ты не замечаешь, год, еще год, этот цикл идет, ты уже много раз был, слышал одно и то же Евангелие. У тебя в один раз одно отложилось, в другой – другое. Ты и не помнишь, что оно у тебя есть, а оно есть, это факт твоей личности.

Когда-то я ходила на службу с бумажными книгами и делала пометки, что больше всего показалось важным, что зацепило. В следующий год берешь книгу и уже на что-то другое обращаешь внимание, появляется пометка в новом месте. Теперь с этим легко, в смартфонах есть все тексты: и от развлечения спасает, и позволяет встречаться с изумительными смыслами, которыми пронизана служба.

И еще всеобщая причина неправильной молитвы – автоматизм. Когда как на пластинке молитвы записаны, я устами говорю, а в голове крутится свое, совершенно другое (вполне возможно, что и «благочествивое», и умное). Входишь в храм, надеешься хотя бы во время евхаристического канона неразвлеченно помолиться, а потом стоишь и не понимаешь: а что, «Отче наш» уже пели? А когда? Хотя стояла и пела вместе со всеми.

Меня в этом что утешает? Я воспринимаю Церковь как корабль. Когда можешь – молись, потому что это действительно общее дело и ты тут не просто зритель; ну а когда тебя морская болезнь одолела, тебя же не будут заставлять паруса натягивать. Главное, что корабль плывет и ты на самом деле в команде, а станет тебе получше – продолжишь вместе со всеми. Но стремиться к осознанности абсолютно необходимо.

7. Найти собственный путь к Богу

У каждого человека есть свой собственный путь, свои личные отношения с Богом и с верой. Они неповторимы, более того – они очень трудно выразимы (и то лишь в малой части). Это то, что только между тобой и Богом. Причем отношения с Богом могут быть и тогда, когда человек потерял веру: он Бога забыл, а Бог его помнит.

С одной стороны, у нас есть в жизни совершенно точные «инструкции», которые содержатся в Евангелии, руководящие изречения святых отцов. Они как «техника безопасности» и как указатели на пути. С другой стороны, на твой личный, неповторимый внутренний путь инструкций нет – должно сложиться единственное, совершенно личное понимание.

Ответы на вопросы актуализируются лишь тогда, когда ты эти вопросы действительно задаешь себе. Тогда те совершенно прямые ответы, которые содержатся в Писании и всем опыте Церкви, становятся для тебя не пустыми словами.

Самые важные о жизни истины – избитые и банальные, они все лежат на дороге. Но ответы на свои вопросы ты должен найти сам. Тебе может помочь старец, духовник, проповедь священника, которого видишь первый раз, разговор с другом, книга… Как Господь протянет руку, как подскажет – неведомо, но это происходит.

«Ищите и обрящете, толцытесь – и отверзется вам» (Мф. 7,7)… Господь никогда не лжет!
И вот, поверх «советов», это – главное: верить Богу в том, что Он нам обещал.

Иллюстрации Оксаны Романовой с использованием гравюры Гюстава Доре «Неофит», 1876 г.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?