Доклад руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерея Сергия Белькова на секции «Деятельность Церкви и государства по защите общества от наркотической угрозы. Ретрансляция удачных церковных методик реабилитации наркозависимых» на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях
Наркомания поражает не только мужское население страны. По некоторым данным женщины в 5 раз чаще привлекаются к ответственности за распространение наркотиков, чем мужчины. Врачи отмечают тревожащие факты: растет первичная заболеваемость наркоманией среди подростков и женщин. Так, в начале 2010 года доля женщин среди стоящих на учете наркозависимых Санкт-Петербурга превысила 30%.
Уровень преступности среди женщин в структуре всей преступности составляет около 15%. Однако женская доля в общей структуре правонарушений, за незаконный оборот наркотиков составляет до 25%. Женская преступность, особенно связанная с незаконным оборотом наркотиков является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым человеческим ценностям.
Необходимо отметить, что преступности вообще и преступности наркозависимых женщин в частности активно способствует наблюдающееся в последние годы постоянное стирание граней между добром и злом, дозволенным и недозволенным, похвальным и постыдным. Люди стали меньше задумываться над этими извечными категориями, составляющими основу нормальной жизни. У многих почти исчезло чувство стыда, переживание своей вины, а потому нет покаяния, сожаления по поводу содеянного и желания осмыслить свои поступки в категориях нравственных ценностей.
Исследования путем опроса поступающих на реабилитацию наркозависимых женщин показывают, что 100% из них до начала употребления наркотиков были курящими. Такое же процентное соотношение составляют женщины, поступившие на реабилитацию в отношении добрачных связей, т.е. почти 100% наркозависимых изначально утратили девство, а уже потом стали наркоманками.
У женщин наркотическая зависимость от химических препаратов формируется быстрее, чем у мужчин. Увеличенную скорость привыкания к психоактивным веществам ученые объясняют наличием женского гармона эстрогена, который делает их более склонными к формированию зависимости.
Наркотики и женское здоровье ‒ понятия несовместимые. Психоактивные вещества разрушают организм женщины и делают невозможным выполнение ее главной жизненной цели – роли матери.
В соответствии с нашими многолетними наблюдениями и исследованиями видно, что у женщин, употребляющих наркотики, в более короткий срок, чем у мужчин происходит глубокая деформация нравственных установок. Они становятся лживы, вороваты, бесстыдны, легко раздражаются, агрессивны. У некоторых женщин эти стереотипы поведения могут формироваться в результате унижения от клиентов при занятии проституцией, которой они часто вынуждены заниматься, чтобы заработать деньги на наркотики.
Совместный реабилитационный процесс мужчин и женщин непродуктивен. Он проходит намного сложнее и гораздо больший процент воспитанников выбывает из программы за различные нарушения. Особенно негативно данный вариант влияет на женщин, в связи с тем, что через общение с мужчинами – участниками программы реабилитации, среди которых немало судимых, происходит криминогенное заражение женщин, усвоение ими, или поддержание сложившихся ранее патологических установок и стереотипов. Могут завязаться интимные отношения, которые также препятствуют качественному реабилитационному процессу, причем инициаторами этих отношений зачастую являются именно женщины, как правило только вступившие в программу.
Учитывая особую роль женщины в демографической ситуации в стране, в дальнейшем существовании общества и нации – их физическом, душевном и духовном здоровье, нами при православном приходе наряду с епархиальным мужским реабилитационным центром «Саперное» был организован специализированный женский реабилитационный центр «Торфяное».
Организация работы женских реабилитационных центров в основном мало чем отличается от организации мужских. Все этапы вхождения в программу для женщин, как и сама программа идентичны той, по которой происходит реабилитация мужчин. Однако в практическом ее исполнении реабилитация женщин имеет свою специфику, свои нюансы.
К таким особенностям необходимо отнести такой важный принцип, как раздельная реабилитация мужчин и женщин. Поэтому и трудовые послушания должны быть организованы в соответствии с традиционными для женского пола направлениями, такими как ведение домашнего хозяйства, сельско-хозяйственные работы, сбор грибов, ягод и лекарственных трав, творческие мастерские (кройка-шитьё, вязание, вышивка, различная роспись и т. п.) и другие.
Основной задачей женской реабилитации с нашей точки зрения является восстановление в них целомудрия, которое нами понимается как мера стыда. Стыд же, как нами отмечалось выше, у наркозависимых женщин уже практически утрачен. Преп. Иоанн Лествичник пишет, что Бог женщину связал стыдом, потому что если бы женщина сама предавалась мужчине, то не спаслась бы никакая плоть. Поэтому у нас повышенные требования к формированию у женщин нравственных установок. Это достигается не только через духовный и культурный рост наших воспитанниц, но и посредством изменения их внешнего поведения, согласно духовному принципу «внешнее влияет на внутреннее».
Например, запрещено ношение облегающей одежды или брюк, так как брюки дают возможность женщине сидеть в неприличных позах. Не позволяется пользоваться косметикой, иметь пирсинг. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Воспитанницы должны находиться в своей комнате всегда в одежде, выходить в ночное время туалет и выходить из душа одетыми, и не должны переодеваться друг перед другом. Не позволяется спать в нижнем белье, а только в пижаме или рубахе. Эти нехитрые правила позволяют развивать у женщин нравственные чувства.
Особое внимание уделяется чистоте речи, так как у наркозависимых она засорена не только сленгом, но и нецензурной бранью, от которой женщина отвыкает даже тяжелее, чем мужчина.
В женском центре должна начальствовать женщина, желательно проживающая вместе с воспитанницами на одной территории (Поэтому наиболее предпочтительны на эту должность монахини или одинокие женщины, духовно окормляемые священником, являющимся руководителем реабилитационного центра). На эту должность следует ставить человека после испытательного срока – это очень важное условие. Она, естественно, должна быть человеком глубоко религиозным, жертвенным – в целом, быть образцом женщины-христианки, а значит, в частности, не должна быть ворчливой, подверженной страсти гнева, осуждения, не быть нерадивой, унылой или многословной, но нести оптимистическое, радостное настроение и жизнеутверждающий настрой; обладать такими чертами как мягкость и заботливость матери, и одновременно строгость и справедливость отца.
Прежде всего следует отметить, что нашим воспитанницам (реабилитанткам) присущи все особенности, относящиеся к женщинам, с той лишь разницей, что девиантное поведение, которое привело их к потреблению наркотиков и в дальнейшем развилось в процессе их приема, значительно исказило в них образ Божий (о подобии говорить вообще не приходится).
Психологический уклад мужчины и женщины, существенно различается. Различны их манеры, привычки, оценки, представления о должном и допустимом. Это не означает, что между женщинами и мужчинами нет ничего общего или одни хуже других. Нет. Просто они разные.
Даже при раздельной реабилитации первые 2-3 месяца женщины труднее поддаются психокоррекционной терапии. Они более тревожны, подвержены депрессиям. Если основные негативные эмоции у мужчин – гнев и прямая агрессия, то у женщин это страх, печаль, уныние, вербальная или скрытая агрессия.
В процессе реабилитации женщин также необходимо учитывать, что они хуже, чем мужчины справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, в результате слабого развития волевой сферы, сильнее переживают конфликты. Женщины чаще «застревают», тщательно обдумывая возникшую проблему, а при ее разрешении, находят новую, что увеличивает их уязвимость к стрессовым факторам.
К наиболее распространенным греховным поступкам наших воспитанниц, на начальном этапе реабилитации, кроме уже упомянутых, можно отнести тщеславие, злопамятность, зависть и ревность.
По результатам наблюдений в процессе реабилитации нами выявлено, что женщины чаще всего вступают в конфликты, не на почве трудовых взаимоотношений или политических пристрастий, как это бывает у мужчин, а когда они связаны с их личными потребностями. Причем уязвляют противника наиболее сильно, вспоминая старые ошибки и обиды, допущенные по отношению к ним в прошлом (злопамятность). Женщины чаще используют различные манипулятивные стратегии и действуют иногда более тонко, чем мужчины. Свойства характера мужчин часто читаются в чертах их лиц, манере одеваться, слушать и т. п., у женщин это выявить гораздо сложнее. Женщина всегда знает (или думает), что на неё смотрят и оценивают. Поэтому она внутренне всегда готова к этому. Она старается быть естественной, однако в женском понимании это значит быть лучше, чем она есть на самом деле (тщеславие). Женщины тоньше, чем мужчины угадывают состояние другого человека по тембру голоса и при других экспрессивных проявлениях. Они точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека. Женщина умеет хранить свои личные тайны, но чужие почти никогда. Эти особенности женщин следует иметь в виду сотрудникам центра., оценивая внутреннее состояние как реабилитанток, так и свое собственное при воспитательном процессе, чтобы не совершить педагогических ошибок, то есть как гласит поговорка «держать ухо востро».
При духовном окормлении воспитанниц нужно знать, что женщинам необходимо уделять большее количество времени и проявлять больше терпения, чем для разговора с мужчинами. Например: женская речь требует большего разговорного пространства, так как имеет некий «колебательный характер»: в ней – и «да», и «нет», «как скажете», «может быть». Женщины в разговоре чаще, чем мужчины задают вопросы, извиняются и выражают сомнения. Нужно знать, чем дольше и эмоциональней говорит женщина, тем ей становится легче. Зачастую ей даже не нужен наш совет – необходимы только интерес и сочувствие.
Женщины более ревнивы и совсем необязательно это проявляется к мужу или мужчине, который нравится. Это может проявляться к родителям, подруге, сотрудникам реабилитационного центра, священнику и любому другому значимому лицу. Почвой для ревности часто может служить недостаток внимания к воспитаннице. Поэтому, по возможности, необходимо всем реабилитантам оказывать одинаковое внимание. Исключение могут составлять лишь наиболее перспективные в своем духовно-нравственном развитии реабилитанты, которые укрепившись в добродетелях, смогут стать помощниками другим, а также более беззащитные и ранимые из реабилитантов.
Наш опыт показывает, что наркозависимые женщины обладают неустойчивостью настроения (весёлость сменяется печалью, унынием, раздражительность истерическим смехом). Они податливы влиянию окружающих, как позитивному, так и негативному; часто зависят от мнения окружающих о себе, озадачены своей внешностью и манерами, что необходимо учитывать в педагогическом процессе.
Женщины сложнее, чем мужчины, уживаются в общежитии, больше конфликтуют между собой. В среде воспитанниц, особенно в первые месяцы пребывания, существует труднообъяснимая жадность, когда даже ненужную личную вещь воспитанница не может отдать своей лучшей подруге.
Это далеко не все особенности, связанные с трудностью реабилитации женщин, однако сейчас хотелось бы отметить и ряд положительных особенностей женской реабилитации.
После сильного переживания или потрясения (смерть близкого человека, тяжелая болезнь, предательство и т. п.) женщины более склонны к позитивным изменениям. В трудную минуту они чаще и больше обращаются к Богу.
Женщины более практичны, выносливы и аккуратны при выполнении послушаний, что обусловлено самой женской природой. Иногда можно предположить, что они болеют чаще, чем мужчины, однако при тщательном рассмотрении выясняется, что женщины больше говорят о болезнях, а реальные болезни переносят более терпеливо, чем мужчины.
Они умеют слушать и сосредотачиваться на проблеме собеседника, реже перебивают в процессе диалога, свободнее выражают свои эмоции, более способны к доверительным отношениям. Всё это значительно повышает эффективность процесса душепопечения воспитанниц в сравнении с мужчинами.
Женщины наиболее склонны к общению и ориентированы на сотрудничество. Нами выявлено, что в конфликтных ситуациях они используют стратегии, направленные на компромисс, уменьшение враждебности, в отличие от мужчин. Еще одной особенностью при конфликтных ситуациях является то, что женщины при их разрешении больше ориентируются на чужое мнение и здесь велика роль посредника, которыми часто являются сотрудники реабилитационного центра или волонтеры, что позволяет конструктивно разрешить возникший конфликт.
Высокий потенциал для священнослужителей в окормлении воспитанниц представляет тот факт, что женщины наиболее нуждаются в доверительных отношениях с лицами другого пола (мужем, сыном, духовником).
В процессе духовного окормления участников реабилитационного процесса установлено, что женщины эмоциональнее реагируют при замечаниях и поощрениях. При положительной или отрицательной оценках их действий особо значима эмоциональная окраска: сопереживание, сорадость. Женщине лучше не говорить сразу слово «плохо»: часто в ответ на это возникают слезы и бурная реакция в различных ее проявлениях. Вначале им необходимо помочь понять, почему плохо и как это исправить, тогда они сами стараются избежать данной ошибки в другой раз.
Еще одним замечательным качеством женщин, выявленным в процессе реабилитации, является их большая способность к жертвенности.
Женщины наиболее склонны принимать на себя решение проблем в конфликтной или иной сложной ситуации. Ранее, когда в нашем центре реализовывалась программа совместной реабилитации мужчин и женщин, случались нарушения, касающиеся половой близости воспитанников. Нарушителям предлагался выбор: по их соглашению один из виновников покидал программу добровольно. За шесть лет совместной реабилитации такое желание не высказал ни один мужчина. Женщины вызывались покинуть программу в пользу мужчины, несмотря на то, что по приезду к месту жительства их ожидали бóльшие проблемы, нежели у уехавшего из центра партнера.
В своём докладе мы попытались раскрыть ряд психологических особенностей женщин – и тех, которые затрудняют реабилитационный процесс, и тех, которые делают его более успешным. Необходимо дополнить вышесказанное обязательностью применения в нашей работе с наркозависимыми мужчинами и женщинами психодиагностических методов (таких как беседа и наблюдение) для оценки степени выраженности маскулинности и феминности, чтобы правильно выстроить с ними стратегию взаимоотношений. Эта особенность личности достаточно несложно определяется по построению речи, тембру голоса, телосложению, склонности к определенному виду деятельности, наиболее выраженным чертам характера, поведению, жестам, отношению к окружающим, самооценке и другим признакам.
Известно, что все особенности мужского пола можно найти хотя бы в самом малом развитии и у женского пола и, соответственно, наоборот. Исходя из этого понятно, что в работе с маскулинными женщинами необходимо учитывать, что их поведение будет в чем-то более похоже на поведение мужчин, чем поведение феминных воспитанниц в аналогичных ситуациях. Это же правило верно и для мужчин.
Мы понимаем, что данный доклад представляет из себя лишь некий штрих в изучении и понимании психологических особенностей наркозависимых женщин при реабилитации. Подобные исследования необходимо проводить и далее для определения наиболее эффективных терапевтических мишеней для женщин и с целью совершенствования реабилитационных программ.
Протоиерей Сергей БЕЛЬКОВ: психолог, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, духовник Общества православных психологов Санкт-Петербурга.
Список литературы
1. Бельков С.Н. Преобразование наркозависимого человека в процессе реабилитации // Известия Российского Государственного Педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009. – № 113.
2. Бельков С.Н. Духовно-ориентированная программа преобразования личности в процессе реабилитации лиц с наркотической зависимостью // Академия последипломного педагогического образования. Диплом. СПб: 2010.
3. Бельков С.Н. Наркотическая аддикция как страсть и православный опыт ее преодоления // Московский психотерапевтический журнал, №3 (62), 2009 г.
4. Влахос И. Православная психотерапия // М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. – 368с.
5. Ермеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / Ермеева В.Д., Хризман Т.П. // СПб.; Тускарора, 2006.
6. Ильин Е.П. Пол и гендер / Ильин Е.П. // СПб: Питер, 2010 .
7. Психотерапевтическая энниклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2006. – 944 с.
8. Сабунаева М.Л. Практикум по гендерской психологии / Сабунаева М.Л., Гусева Ю.Е. // СПб.: 2003 – 369 с.
9. Хачатурян С.Д. Социально-психологическая подготовка осужденных женщин к освобождению. Диагностика, психокоррекция, и обучение. / Хачатурян С. Д., Ильин А. В., Федоренко В. В., Гутман К. А. – Владимир, 2010
10. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. // М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007 – 496 с.