Нельзя терять надежду

Молитвенная жизнь у них более напряженная, чем в миру. Однако все, конечно, зависит от человека, его искренности. Не так давно мы познакомились с исследованием психологического факультета педагогического университета Санкт-Петербурга о понятии совести у заключенных. В нем убедительно доказано, что у заключенных восприятие совести более обостренное и глубокое — как голоса Божьего в душе человека

8 сентября 2005 года Архиепископ Карельский и Петрозаводский Мануил освятил храм во имя прп. Ионы Яшезерского в мужском исправительно-трудовом учреждении УМ-220/9 (ИТК-9). Это уже третий храм в подобных учреждениях — деревянные церкви построены в Надвоицах и Сегеже.
Во время чина освящения храма стояла благоговейная тишина. Как заметил Архиепископ Мануил, здесь не было равнодушных. «Господь Иисус Христос говорит: нет человека, который живет и не согрешает, — сказал в своем архипастырском слове к прихожанам храма Владыка Мануил. — Случаются грехи, бывают падения. От всего сердца хочу пожелать вам, дорогие мои, надежды. Нельзя терять надежду. Потому что надежда, любовь и вера помогают человеку жить. Помните, что все еще будет хорошо. И Господь Бог поможет вам».
После освящения храма мы побеседовали с начальником УФСИН России по РК Александром Сафоновым, священником Андреем Мазаевым и заключеным Андреем.


Начальник УФСИН России по РК Александр Сафонов:
– Наше взаимодействие с Петрозаводской и Карельской епархией длится уже десять лет, и практически все наши учреждения имеют или храмы, или молитвенные комнаты. Мы видим, что приближение осужденных к вере благоприятно влияет на психологический климат в учреждениях. Люди становятся чище, многие из них встают на путь исправления.

Пребывающие в заключении люди тянутся к слову Божиему. По согласованию с руководством колонии, верующие осужденные каждый день собираются в храме для молитвы, чтения акафистов, канонов. Осужденные много и вдумчиво читают книги из приходской библиотеки, расположенной в храме. Они сами следят за храмом. Постоянных прихожан около тридцати, но есть еще немало таких, кто приходит эпизодически. В стенах еще недостроенной церкви духовный окормитель колонии, настоятель Ладвинского прихода священник Андрей Мазаев совершал молебны, крещения, дважды в месяц проводилась исповедь.

Настоятель храма во имя прп. Ионы Яшезерского священник Андрей Мазаев:
— Осужденные приходят в храм по собственной инициативе, поэтому отношения у нас хорошие, доверительные. Регулярно над желающими совершается Таинство крещения. К Таинству покаяния люди приступают также по желанию, никого не приходится уговаривать, убеждать.

— С какими вопросами чаще всего обращаются заключенные к священнику?
— По текстам Священного Писания, просят разъяснить в них непонятные места. Но больше всего их интересует обычная, бытовая жизнь на воле. Для них, находящихся долгое время в изоляции, важно просто человеческое общение. Очень живо интересуются, что происходит в ладвинском приходе, деревнях, спрашивают о здоровье, делах и учебе наших детей, молятся за нашу семью. Говорят, что после нашего приезда «как будто на воле побывали». Очень важно убедить осужденных, что люди в нынешнем обществе не только попадают в сети пороков и преступности, но и живут в согласии со своей совестью. Все доброе и светлое в их жизни связано с Церковью, Православием.

— Вероятно, духовная жизнь осужденных имеет свои особенности…
— Молитвенная жизнь у них более напряженная, чем в миру. Однако все, конечно, зависит от человека, его искренности. Не так давно мы познакомились с исследованием психологического факультета педагогического университета Санкт-Петербурга о понятии совести у заключенных. В нем убедительно доказано, что у заключенных восприятие совести более обостренное и глубокое — как голоса Божьего в душе человека.

— Каковы ваши отношения с администрацией колонии?
— Самые добрые. Хочется отметить очень человечное отношение к осужденным, внимание к их нуждам, при необходимой строгости. При первой нашей встрече начальник колонии Павел Иванович Селезнев сказал замечательные слова: «Они хоть и преступившие закон, но граждане Российской Федерации, и нам надлежит уважать их права». Поэтому и храм, наконец, удалось достроить. Сложились очень хорошие и деловые и человеческие взаимоотношения

— Можно ли как-то помочь заключенным?
— Осужденные очень нуждаются в духовной переписке. Но такая переписка имеет свою специфику. Поэтому желающим потрудиться на этом богоугодном поприще советую ознакомиться с методическими материалами.

— Как складывается жизнь бывших осужденных, пришедших к вере?
— За редким исключением, достойно. Отрадно, что практически все прихожане и на воле продолжают ходить в церковь, жить духовной жизнью. Слава Богу, трудятся, в основном все благополучно складывается и в их семьях. Иногда только после освобождения и видно, насколько искренне человек молился, может ли он жить на воле по своей вере. И еще, преступившим закон достойную жизнь на воле надо вымолить. Укрепи, Господи, всех, кто встал на путь веры и благочестия!
Возведена церковь силами не только спонсоров, но и самих осужденных — абсолютно все в храме сделано их руками.

Андрей, один из строителей храма:
— Возможность участвовать в строительстве церкви — милость Божия. Ведь Господь мог распорядиться так, что я оказался бы в колонии, где храм уже построен или его там не будет.

— Как относятся к церкви осужденные?
— В основном, люди инстинктивно воспринимают Православие как нечто близкое. Многие еще чувствуют себя в храме немного посторонними, но, думаю, со временем эта неловкость пройдет. Мы никого не агитируем и не уговариваем. Пусть люди приходят в церковь по собственному желанию, по личному стремлению.

— Так, как это было в вашем случае?
— Да. Мое поколение было убеждено, что вера — это нечто отсталое, для бабушек. К тому же я пережил тяжелый опыт оккультизма. В камере вместе со мной сидел верующий человек, он читал религиозные книги, молился, много рассказывал. Я слушал, потом взял у него почитать книгу… И осознал, что христианское мировоззрение вовсе не глупое и не странное. Я был в детстве крещен домашним крещением. И когда пришел на миропомазание, то совершенно неожиданно понял: есть что-то, совершенно не зависящее от моих усилий, есть любовь, которую не я испытываю, но испытывают ко мне.

— Ваши планы после освобождения?
— Я знаю, чем не хочу заниматься, а что мне удастся… не знаю. Но надеюсь, что буду при храме, с Богом.

Ирина ТАТАРИНА

Источник: сайт Карельской и Пертозаводской епархии

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?