Физик Альберт Эйнштейн, режиссер Стивен Спилберг, актриса Кира Найтли, – что, кроме мировой известности, объединяет этих людей? Все они в детстве испытывали огромные сложности в овладении чтением

Thomas_Webster2

Томас Вебстер, «Печаль». 1842. Фото с сайта b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com

Такое случается, как мы знаем, с теми детьми, чьи познавательные способности снижены в результате интеллектуальной недостаточности либо социальной запущенности. Удивительно, однако, когда такое происходит с ребенком из благополучной семьи, обладающим хорошей памятью и обширным кругозором, ни в чем не отстающим от своих ровесников, за исключением навыков чтения и письма. Такая ситуация характерна для дислексии.

Впервые термин «дислексия» ввел в 1887 году работавший в Штутгарте офтальмолог Рудольф Берлин, который наблюдал мальчика, имевшего трудности в обучении чтению и письму, хотя во всех остальных областях его интеллектуальные и физические способности были на уровне.

А в 1896 году английский терапевт В.Прингл Морган опубликовал статью «Врожденная словесная слепота», в которой описал случай 14-летнего подростка с нормальным интеллектом, но не умевшего читать. В статье врач утверждал, что мальчик страдал специфическим психологическим расстройством, сильно снижающим способность к чтению.

Что же такое дислексия?

Это стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и, в частности, речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и наличие оптимальных условий обучения.

65579_900

Один из вариантов, как видит текст человек с дислексией. Фото с сайта gutta-honey.livejournal.com

Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.

К дислексии приводят нарушения специфических нейробиологических процессов, лежащих в основе навыка чтения. Такие нарушения могут иметь врожденный характер, либо возникать у взрослого в результате повреждения ЦНС.

Для того чтобы лучше понять, что происходит при дислексии, давайте разберемся, из каких подпроцессов состоит процесс чтения.

  1. Концентрация внимания на печатных знаках (буквах и словах).
  2. Соотнесение зрительных образов со звуковыми.
  3. Соединение звуков в слоги и слогов в слова.
  4. Выполнение произвольных движений глазами слева направо и сверху вниз по странице.
  5. Интеграция слов в предложения, предложений – в идеи и образы.
  6. Сравнение новой информации с уже известной.
  7. Сохранение ее в памяти.

При дислексии сложности начинаются уже на начальном этапе. Ребенок в силу нарушения фонематического слуха путает звуки и не может правильно соотнести их с соответствующей буквой.

Разумеется, до формирования образов и извлечения полезной информации дело часто не доходит, либо, при определенной степени компенсации, отнимает гораздо больше усилий и времени, чем в норме, требует огромной концентрации внимания, усидчивости. Между тем, произвольное внимание и волевая сфера у ребенка тоже находятся в процессе формирования, поэтому на раннем этапе овладение чтением становится огромной проблемой.

Считается, что полное излечение от дислексии невозможно, однако если начать лечение в детском возрасте, то возможна компенсация дефицитов пациента, и человеку, страдающему этим нарушением, удается даже достичь высот в той или иной деятельности.

На удивление, это может быть именно та область, которая и является проблемной. Так Ганс Христиан Андерсен, страдавший в детстве дислексией, сам стал творцом выдающихся текстов, сказочником с мировым именем.

Конечно, очень важным является раннее вмешательство, которое возможно лишь при ранней диагностике.

На что стоит обратить внимание родителям дошкольников

– Ребенок испытывает сложности с произнесением длинных слов, произносит длинные слова и фразы с путаницей в звуках и слогах (например, «Пинни Вух» вместо «Винни Пух» и т.п.)
– Ребенок затрудняется выразить мысль, забывает нужные слова, либо неправильно составляет предложения.
– Ребенок не может подобрать рифму к слову, не проявляет интереса к детским стихам.
– Ребенок не испытывает интереса к изучению букв алфавита.

Все эти симптомы сами по себе еще не говорят о наличии дислексии, однако если вы наблюдаете у дошкольника подобные особенности поведения, стоит проверить его у специалиста.

Симптомы дислексии становятся более ярко выраженными с началом школьного обучения.

На что следует обратить внимание родителям младших школьников

– Трудности с запоминанием названий букв и буквенно-звуковых соответствий.
– Нелогичные орфографические ошибки, не связанные с незнанием правил; изменение порядка букв в словах.
– Написание цифр и букв (таких как Я, У, Р) задом наперед.
– Очень медленный темп чтения, чтение с ошибками, попытка угадать слово или его окончание.
– Ребенок жалуется на то, что буквы и слова написаны нечетко, сливаются, движутся.
– Ребенок хорошо отвечает устно, но ему сложно записать свой ответ.
– Ребенку сложно запоминать последовательности, как, например, дни недели или алфавит.
– Очень медленный темп письма.
– Плохой почерк.
– Сложности со списыванием из учебника.
– Написание слов справа налево, в зеркальной форме.

Одной из ключевых способностей, нарушенных при дислексии, является фонематический слух, то есть различение (анализ и синтез) звуков речи. При диагностике расстройства специалист может спросить ребенка, из каких звуков состоит слово «дом» и как они отличаются от звуков слова «ком».

Что будет, если мы заменим в слове «мошка» «м» на «к»? Может ли ребенок придумать рифму к слову «кошка»? При нарушенном фонематическом слухе эти вопросы окажутся для ребенка сложными, и это может говорить о наличии у него дислексии.

У пациента с дислексией могут наблюдаться дополнительные сложности:

– повышенная чувствительность, эмоциональная нестабильность, раздражительность, импульсивность;
– нарушение координации движений, неуклюжесть;
– затруднение в определении правой и левой стороны.

Что необходимо сделать?

Основной специалист, работающий с детьми, имеющими диагноз «дислексия» – это логопед.

В его задачу входит развить у ребенка фонематический слух, зрительно-пространственные функции, мелкую моторику, память, внимание, способности к анализу и синтезу речевых элементов, сформировать грамматический строй речи, повысить словарный запас.

Ребенка также необходимо показать неврологу, который обследует его на наличие других расстройств.

Дело в том, что дислексия часто сопровождается дисграфией (нарушением письма) и дискалькулией (нарушение способности к счету), а также синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В западной традиции дисграфия и дискалькулия считаются симптомами дислексии, в отечественной же традиции они выделяются как отдельные расстройства, хотя, как правило, сопровождают дислексию и имеют общие с ней корни.

Что же касается СДВГ, то это определенно отдельное расстройство, совершенно не обязательно сопровождающее дислексию, однако от 12 до 24% дислексиков страдают и от этого нарушения. В этом случае необходимо создать план действий, направленный на коррекцию обоих расстройств.

Поскольку на нейробиологическом уровне дислексия часто связана с нарушением баланса и связи между полушариями головного мозга, страдающие от нее дети и взрослые подвержены также диспраксии, двигательному расстройству, проявляющемуся в плохой координации движений, слабой пространственной ориентацией, неуклюжестью, нарушению крупной и мелкой моторики.

Важно отметить, что дислексия не связана с плохим зрением или слухом, а проблемы в обучении, которые возникают в результате нарушений зрительного или слухового анализатора, компенсируются с помощью технических средств (очков, слухового аппарата), имея совершенно иную природу, нежели дислексия.

Помимо своевременной диагностики, ключевыми факторами в компенсации дислексии является, как уже говорилось, раннее вмешательство и поддержка семьи. Трудно переоценить оба фактора: мозг маленького ребенка гораздо пластичнее мозга взрослого, а потому при вовремя начатых занятиях пациенты демонстрируют значительный прогресс.

Во взрослом возрасте они справляются с чтением и осмыслением текстов не хуже окружающих, за тем исключением, что им требуется на аналогичное задание более длительное время.

Второй фактор – моральная поддержка ребенка родителями и другими членами семьи – имеет огромное значение при любых расстройствах развития. Без доброжелательного отношения взрослых ни одна терапия не будет по-настоящему эффективной.

Нарушения развития в определенном смысле создают больше сложностей, чем физическая инвалидность, так как страдающие ими дети внешне не отличаются от своих сверстников, а при сохранном интеллекте часто кажутся плохо воспитанными, и по этой причине невнимательными, ленивыми, не обладающими соответствующим возрасту прилежанием. Неодобрение и наказания усиливают их неуверенность в себе, а это увеличивает реальный масштаб проблем.

Для ребенка с дислексией необходимы безусловное принятие со стороны родителей и среда обучения, насыщенная мотивационными стимулами, похвала при любом, даже минимальном, достижении.

Веря в своего ребенка, поддерживая его, вы не обязательно вырастите Андерсена или Эйнштейна, но непременно – человека, чья жизнь станет интересной и насыщенной.

Источники:

Dyslexia

Symptoms of Dyslexia

Дополнительное чтение:

Формы и причины дислексии