Человечность важнее подъемника. Что делает кафе доступными для всех

Сделать кафе доступным несложно и недорого, говорят одни рестораторы. Это «восемь кругов ада» – уверены другие. Почему кафе и рестораны по-прежнему неудобны, а часто и опасны для колясочника или незрячего, и как это изменить

«Это же очень просто, давайте сломаем»

Недавно в семейное кафе «АндерСон» на Братиславской зашла Лида Мониава, директор по развитию фонда «Дом с маяком» с несколькими детьми с инвалидностью. Туалет оказался для них не предусмотрен. Лифт есть, но в его проем инвалидная коляска не проходит.

– Лида говорит: это же очень просто, давайте сломаем, – вспоминает владелица сети «АндерСон» Анастасия Татулова (признана в РФ иноагентом). – Но на самом деле не просто. Дело даже не в том, что перестроить лифт дорого, а в том, что потом нужно проходить перерегистрацию этого изменения в БТИ. Даже малейшее изменение в БТИ сегодня – это восемь кругов ада и куча денег.

Мы снимаем под кафе готовые помещения. Подчас их переделка либо невозможна вообще, либо очень затруднительна. Например, размеры проемов или неудобные лестницы. Мы хотим, чтобы мамы с колясками приходили в наши кафе и постоянно ломаем голову, придумывая какой-нибудь пандус, который в проекте даже не предусмотрен.

У нас в кафе на Братиславской стоит лифт, чтобы маломобильным клиентам можно было подняться, но он выходит из строя раз в месяц, и еще по два месяца на него нужно ждать дорогие запчасти. Плюс никто не умеет обслуживать эту инфраструктуру.

По мнению Татуловой, ситуация кардинально не изменится, пока чиновники не подключатся к процессу – только они могут устранить множество барьеров, с которыми сегодня сталкивается бизнес.

Например, если перепланировка делается для удобства инвалидов, пусть на ее регистрацию уходит не больше недели безо всяких дополнительных сборов, предлагает владелица «АндерСона». – Очень важно, чтобы государство все это услышало и предусмотрело.

Сделать доступную среду несложно и недорого

В новых зданиях, в отличие от готовых, элементы доступной среды обязаны быть по закону с самого начала. Тем не менее, некоторые кафе предпочитают заплатить штраф (2-3 тыс. рублей должностные лица, до 30 тыс рублей – юрлица, согласно статье 9.13 КоАП РФ, за уклонение от исполнения требований по доступности), но не тратиться на обустройство пандусов и других элементов доступной среды. Таких в Москве, увы, много.

По мнению Максима Ткачева, исполнительного директора сети сети ресторанов «Табаско» (управляет четырьмя ресторанами в Калининграде), решение в том, чтобы включить требования по созданию доступной среды по аналогии с техусловиями от пожарных и энергетиков.

Если ресторану или кафе не разрешат открыться без пандуса и доступного туалета, владельцы будет придавать этим конструктивным элементам совсем другое значение.

– Сделать доступную среду несложно и недорого, если закладывать пандус сразу при проектировании ресторана, – говорит Максим Ткачев. Владельцы с самого начала решили, что создавать доступную среду с нуля дешевле, чем перестраивать бизнес под нее и что лучшие советчики по обустройству – клиенты с инвалидностью и семьи с маленькими детьми на колясках. – Это не дороже, чем сделать ступеньки. Дорого – переделывать. Но зачастую, когда заведения только создаются, об этом никто не задумывается.

– Бывает, в помещении достаточно перевесить дверь в туалет, расширить дверной проем. Эти небольшие вложения позволяют бизнесу позиционировать себя, как кафе или ресторан, дружественные по отношению ко всем группам. И обеспечат поток клиентов, – добавляет Наталья Присецкая, председатель общественной организации помощи семьям с инвалидностью «РОО ПРИ Катюша».

Разметка на полу – осторожно, ступенька, поворот

Часто собственники заведений не дают себе труда разобраться, что такое доступная среда, как ее оформить.

Как выглядит доступное кафе внутри, какие в нем элементы, кроме пандусов? Для разных категорий инвалидности – свои.

Например, для колясочников должна быть возможность не только заехать в помещение, но и нормально там разместиться – а не так, как, например, в «Моремании» на Баррикадной – столы-лавки стоят плотно, не проехать и тем более не поставить коляску к столу.

Стол должен быть подходящей высоты, с местом, где можно было бы разместить коляску и не создавать неудобств для других. Людей на колясках может приехать несколько, и всех необходимо разместить в комфортных условиях.

Раковина – такая, чтобы человек мог помыть руки, не вставая с коляски. Доступный туалет, возможность проехать без затруднений в любую зону.

Для незрячих людей нужны разметки на полу – «осторожно, ступенька, поворот». Например, если впереди спуск вниз со ступенями или выход на проезжую часть. И меню на языке Брайля.

Пандус под углом в 45 градусов – по нему заходить опасней, чем по лестнице

По закону, элементы доступной среды обязаны быть во всех новых зданиях – и формально они там есть, но проблемы не решают.

– Многие считают, что достаточно при входе сделать пандус – мол, мы уважаем права инвалидов, – говорит Наталья Кудрявцева, юрист Московской городской ассоциации родителей детей- инвалидов. – Правильно или неправильно это сделано – никто не вникает. В итоге появляется короткий, очень крутой пандус, с углом в 45 градусов – по нему заходить опасней, чем по лестнице.

Почему так вышло? Потому, что этот пандус некуда выводить. Человек на коляске должен куда-то с него выкатиться, а если места нет, то не выкатывать же его на проезжую часть или в стену здания…То есть физически невозможно предусмотреть правильный ГОСТовский въезд, на который можно заехать.

Чтобы сделать этот пандус правильно, нужно найти проектировщика, инженера, который знает особенности установки пандусов и может все это продумать.

«Не пуская в кафе мою собаку-поводыря, в обслуживании отказывают мне»

Еще одна причина недоступности кафе для всех – рестораторы не понимают, что дело не только в архитектуре.

Вежливость и готовность сотрудников кафе помочь человеку с инвалидностью может вполне компенсировать отсутствие в заведении подъемника для коляски, слишком крутой пандус или недоступность информации.

Так, для незрячих людей самое главное – ориентация в пространстве и доступность информации. В большинстве заведений с этим проблемы – сложно понять, где что находится, узнать часы работы, понять меню.

И – не пускают с собакой-поводырем. Ольга Лифанова, инвалид 1 группы по зрению из Самары, признается, что почти в 80% случаев ей приходится вести свою маленькую войну за доступность кафе или банка, куда она заходит со своей собакой-поводырем, лабрадором Герой.

– Чаще всего к разбору ситуации приходится подключать управляющих, руководителей. На них волшебным образом воздействует, когда достаешь телефон и начинаешь снимать видео. Но иногда ситуация перерастает в конфликт. Я же воспринимаю это так – не разрешая мне зайти с собакой, в посещении кафе отказывают именно мне, как инвалиду, – говорит Ольга.

Спецкурс по клиентам с разной инвалидностью

 По опыту Ольги, образ доступного кафе складывается именно из человечности его сотрудников и высокого уровня сервиса. Причем это не зависит ни от раскрученности бренда, ни от его ценовой политики.

– Очень трогает, когда не просто гостеприимно пускают с собакой-поводырем, а помогают лично мне сориентироваться, занять удобный столик, познакомиться с меню, а собаке предлагают принести водички. Это совершенно необязательно, но очень приятно, – говорит Ольга Лифанова.

Но все же такая помощь должна исходить не только от доброй воли людей, а быть системной. К слову, во Франции и Великобритании, по словам Ольги Небесной, эксперта по организации доступности и коммуникаций для маломобильных гостей из Екатеринбурга, официант не допускается к работе, пока не пройдет спецкурс по обслуживанию клиентов с разными видами инвалидности.

Например, если человек глухонемой, у него возникают сложности с передачей информации персоналу. Идеально, если официант знает язык жестов или держит под рукой бумагу и ручку, чтобы гость мог написать.

В кафе с фастфудом гораздо эффективнее заменить долгое знакомство с меню кратким общением с официантом – далеко не все слабовидящие владеют шрифтом Брайля.

При обслуживании людей с ДЦП надо учитывать их особенности – часто это непроизвольное движение руками и ногами. Это важно учесть при выборе стола, чтобы не мешать окружающим, и при выборе сервировки.

Самые доступные заведения общепита в России

Пионерами и лидерами российского ресторанного рынка по созданию доступной среды остаются международные франшизные кафе и рестораны – они переносят на свою площадку уже готовый зарубежный проект. Такой подход, по словам Натальи Присецкой, реализован в сети быстрого питания «Макдональдс», хотя в этой сети есть и те, в которые попасть затруднительно, – в Москве и в Пушкино.

Иван Бакаидов, программист с ДЦП из Санкт-Петербурга, создатель программ альтернативной коммуникации DisType, DisQwerty и DisTalk и защитник прав людей без подписи, не может говорить и передвигается на коляске. Среди заведений общественного питания Иван выбирает футкорты международных марок, например, KFC, объясняя это международными стандартами их доступности.

– Проблем с посещением таких заведений не припомню. По шкале доступности могу поставить им 5. Помочь сделать городскую среду действительно доступной, на мой взгляд, поможет запрос самих людей с инвалидностью, активный и ясный, – говорит Иван.

Наталья Присецкая в числе комфортных для маломобильных людей заведений называет и российские сети, например, «Якиторию» и ресторан «Китайские новости». Также, по ее словам, в плане доступности все идеально в кафе и ресторанах международных отелей уровня 4-5 звезд, таких как Marriott International или Holiday.Inn.

Коллажи Татьяны Соколовой

Использованы фотографии Павла Смертина

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?