Сегодня в Свято-Даниловом монастыре прошел круглый стол на тему «Вызовы времени и пути развития церковной жизни», организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи монастыря. В круглом столе приняли участие ведущие богословы и православные общественные деятели, представители СМИ и молодежных движений. Вел дискуссию игумен Иоасаф (Полуянов) — руководитель Центра.
Открыл круглый стол епископ Дмитровский Александр, который передал участникам дискуссии Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. По словам владыки, задача Церкви сегодня — «не копировать благочестие прежних веков, каким бы оно ни было привлекательным», а искать свой собственный путь, памятуя о том, что Христос, по слову Его, посреди нас, — в силу того, что Церковь устремлена к Нему. Приводя слова Святейшего Патриарха, владыка отметил: «постоянно оборачиваясь назад, мы, подобно жене Лота, можем стать соляным столпом». С другой стороны, новообращенные стремятся модернизировать Церковь, делая ее более доступной современному человеку. Но это грозит тем, что «ускорит ее падение».
Владыка Александр вывел два основных круга проблем, вокруг которых крутилась вся последующая дискуссия — с одной стороны, это внутренние сложности в Церкви (как, например, выделение среди прихожан определенного круга приближенных к харизматическому лидеру, которые считают себя поэтому лучше остальных), с другой — кризис современного общества, который проявляется в «бездуховности, поклонении золотому тельцу, эгоистической замкнутости, и — как следствии ее — отказу от рождения детей». Выход из сложившейся ситуации владыка видит в сохранении и поддержании института семьи. И сохранением этих традиционных ценностей и должна заниматься Церковь.
Игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения, обратил внимание собравшихся на то, что последние события — показ фильма «Код да Винчи» и попытка проведения гей-парада, в очередной раз выявили противостояние Церкви и общества. «По данным социологических опросов, авторитет Церкви сегодня высок, как никогда. В то же время, когда Церковь призывает граждан не ходить на фильм «Код да Винчи», к нашему мнению не прислушиваются, кассовые сборы этой картины зашкаливают», — сказал о. Петр. Далее докладчик попытался осмыслить этот феномен и найти его причину. По его мнению, дело все в том, что Церковь «не ведет с обществом диалога, она односторонне высказывается в назидательном тоне». А такой диалог необходим. О. Петр привел слова протоиерея Бориса Ничипорова о том, что сейчас в православной среде появилась мода разоблачать общество, ничего не предлагая взамен. «По словам Евангелия, люди, увидев наши добрые дела, должны обращаться к Богу и прославлять Отца нашего Небесного. Если этого не происходит, в этом виноваты мы сами. Значит, мы плохие христиане», — сказал руководитель Школы. Православные люди часто критикуют современную молодежную культуру, обвиняя своих детей в бездуховности. «Что лучше — критиковать и заклеймить, либо найти то, к чему привились бы наши слова о Христе?» — говорил о. Петр. Докладчик также обнаружил недостатки катехизации: по его мнению, в Церкви «не существует не то, чтобы определенного документа, концепции в этом отношении. Нет даже единого импульса, единого мнения относительно того, с какой стороны подходить к катехизации». Кроме того, по мнению докладчика, проблема церковной проповеди и катехизации заключается в том, что они не христоцентричны: «Мы прячем Христа за словами о патриотизме, и т.д., не говорим людям о главной нашей цели – привести их ко Христу. В итоге, люди видят только множество запретов».
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, в своем выступлении не согласился с мнением о. Петра. Он заявил, что Церковь не может не наставлять паству, а то, что при огромном рейтинге доверия ко мнению Церкви слишком мало прислушиваются, является проявлением того, что «русский человек «долго запрягает, но быстро едет». «Нужно говорить, и в итоге наше слово дойдет», — считает о. Димитрий. Кроме того, по его мнению, Церковь не должна стесняться клеймить своих врагов, так как такие у нее, действительно, есть. По мнению докладчика, проблема современной Церкви в необразованности людей. При этом у священников нет сил на то, чтобы заниматься просвещением паствы: «Давайте поговорим после Причастия, а по воскресениям причастников до 700 человек. Какие уж тут разговоры!» Выход из положения, по мнению о. Димитрия — это воспитание «церковно образованной молодежи, одержимой пафосом миссионерства». А также создание радиопрограмм и интернет-сайтов, посвященным самым разнообразным темам, связанным с Церковью, которые также послужат просвещению.
Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, кратко обозначил наиболее насущные проблемы. «У Церкви много сил — молодежные объединения, всевозможные сестричества, братства, — но при этом мало единства. Эти силы пытаются конкурировать, не замечать друг друга. Каждый старается подать себя так, будто он — единственный и неповторимый, остальные не в счет. Это проявляется в разговорах со спонсорами, со СМИ. Необходимо преодолеть это стремление быть всегда главным», — считает о. Всеволод. Он предложил следующие пути преодоления сложившейся ситуации: активно участвовать в общецерковных форумах, где можно узнать друг о друге, начать совместные проекты; отказаться от жестких оценок в выражении частного мнения, особенно в отношении братьев во Христе (иначе доходит то взаимных обвинений чуть не в еретичестве); активная гражданская позиция прихожан; освоение новых форм миссии, но тут надо быть осторожным, «чтобы быть в мире, но оставаться не от мира сего» — предупреждает о. Всеволод. «Иначе можно превратиться в религиозную организацию по типу Запада, где церковь превратилась в клуб для общения и релаксации. Опыт показывает, что люди из таких церквей уходят», — заключил докладчик.
Член Комиссии по канонизации протоиерей Георгий Митрофанов рассказал, каким образом внутрицерковные и общественные проблемы отражаются в почитании святых. По его наблюдениям, несмотря на то, что Церковь канонизировала сонм новомучеников, какого-то особого почитания их в народе не возникло. «Люди не заказывают молебнов новомученикам, нет отдельных богослужений, кроме как по памятным датам» — посетовал о. Георгий. — «Зато в Комиссию приходит масса писем с просьбами о канонизации Григория Распутина, Ивана Грозного, Сталина, Жукова, Чапаева. В письмах грех часто вменяется этим персонажам в добродетель,вот до чего » Приходит масса видеоматериалов о почитании в народе, но в народе невоцерковленном, а это, считает, о. Георгий, особенно важно. Необходимо почитание в среде церковных людей. Иначе преклонение перед Сталиным как перед сильной личностью переносится в сферу религиозную, и такое почитание, по сути, становится языческим. Кстати, о. Георгий привел пример почитания святого Феодора Ушакова. Святой Феодор был прославлен как благочестивый мирянин, а стал, по выражению докладчика, «брендом» вооруженных сил. Таким образом, народ тянется к сильной личности, воспринимая Церковь как цитадель «псевдо-государственнического языческого сознания». Именно поэтому для народа новомученики становятся «не своими», а «свои» — это Сталин и Иван Грозный. В качестве выхода из сложившейся ситуации о. Георгий предложил присутствовавшим на круглом столе СМИ популяризировать жития новомучеников, начав, к примеру, публиковать серии наиболее ярких эпизодов из этих житий.
Бурную дискуссию вызвал доклад профессора Андрея Борисовича Зубова (признан в РФ иноагентом). По мнению профессора, наша нынешняя ситуация отличается от ситуации 100-200 лет назад тем, что тогда союзником Церкви было православное государство. Теперь же Церкви со светским государством не по пути. Тут в зале возникли бурные протесты, особенно со стороны представителей Союза православных граждан, которые считают, что можно влиять на действия государства, занимая активную гражданскую позицию.
Помимо упомянутых выше докладчиков, на круглом столе выступили наместник монастыря архимандрит Алексий, диакон Андрей Кураев (признан в РФ иноагентом), председатель православного общества «Радонеж» Евгений Никифоров, православные психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев. В завершении дискуссии выступил главный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин.
Иван НИКИФОРОВ