Не надо «повышать иммунитет» – берегите здоровье

Зима – самое время поговорить с иммунологом. Когда чрезмерно повышенный иммунитет – это плохо? Как правильно готовить ребёнка к прививке? Когда нельзя закаливаться? Отвечает к.м.н. Ольга Пащенко

Оставьте иммунитет в покое

— В последнее время призывы «повышать иммунитет» постоянно звучат в телевизионной рекламе. И ещё там бегают всякие граждане зимой без шапок… Что нужно делать на самом деле?

— Скорее – беречь здоровье.

Иммунитет – это наша защитная система; защита от каких-то внешних агентов, в основном инфекционных, которые атакуют нас постоянно. Плюс – защита от опухолевых образований. А ещё иммунитет защищает нас от нас: может случится так, что наши клетки активируются против нас самих, и в системе иммунитета есть механизмы, которые этого не допускают. Это называется иммунологическая толерантность.

Равновесие всех трёх звеньев даёт полноценную работу иммунной системы, которая у большинства взрослых людей сбалансирована и в дополнительной стимуляции не нуждается. Так что все бегающие на экране граждане – это скорее коммерческий ажиотаж вокруг различных лекарств и продуктов.

На самом деле, если у человека нет какого-то генетического дефекта иммунной системы, тяжелой длительной бактериальной или вирусной инфекции или тяжелой болезни других органов (потому что иммунитет может быть снижен и у хронически больных – например, при хронических болезнях лёгких, нервной системы, сердца, почек), целенаправленно повышать иммунитет ему не надо. В группе риска находятся люди, у которых есть нарушения в формировании и работе разных органов и систем, в том числе иммунной.

— Под «защитой от самих себя» имеются в виду аутоиммунные заболевания?

— Да, аллергии и аутоиммунные заболевания. Когда наш иммунитет гиперактивирован, он может развивать такие реакции.

Чрезмерно активировать иммунитет, к чему нас часто призывают из телевизора, – полезно далеко не всем.

— То есть, если вы – условно здоровый человек, не хроник и не аллергик – лучше иммунитет вообще не трогать?

— Лучше не трогать, да. Лучше стремиться хотя бы к какому-то подобию здорового образа жизни. И это будет – скорее, сохранение иммунитета. А повышать его нужно только у определённых групп людей.

При риске инфекции и простуды – наденьте шапку. Может быть где-то – наденьте маску. Лишний раз не ходите сами и не водите детей туда, где есть большие скопления народа. Ведь карантин устанавливают именно для того, чтобы прервать контакты, а, выходя в большие скопления людей, мы становимся звеньями цепи передачи вируса.

Иммуномодуляторы – не для обычных больных

Иммунолог Ольга ПащенкоФото: facebook.com/Оlga-Paschenko

— А вот иммуномодуляторы, которые так часто упоминаются — что из них реально имеет отношение к иммунитету, и как ими пользоваться, если чрезмерно повышать его нельзя?

— Не все препараты, которые рекламируются, воздействуют именно на иммунитет. Большинство среди них (например, рибавирин, эргоферон, ингавирин) – противовирусные, то есть, содержат ядро, которое именно подавляет вирус. Попутно они могут воздействовать на какие-то клетки иммунной системы, но по сути не являются иммуномодуляторами. То есть, противовирусные препараты пьют именно при вирусной инфекции. В профилактических целях, чтобы повысить иммунитет, их вообще не надо применять.

— А настоящие иммуномодуляторы есть?

— Да, это – те, что стимулируют выработку интерферонов (например, амиксин и циклоферон и другие); а интерферон – это противовирусный агент.

Но применять их, опять же, нужно лишь определённым категориям пациентов. Например, тем, кто страдает хроническими вирусными инфекциями с обострениями (например, вирус герпеса) или у людей, которые обычно переносят вирусные инфекции с осложнениями – с фронтитами, гайморитами, отитами, бронхитами. Таким людям – с риском развития осложнений — показана корректирующая терапия. Иммуномодуляторы применяем при тяжёлых сопутствующих заболеваниях – например, они нужны сердечникам, у которых все инфекции протекают тяжело.

Эффективны эти препараты в первые дни инфекции, а также в промежутках между инфекционными эпизодами как профилактика.

Но если человек в холодный сезон болеет просто простудой и за неделю выздоравливает, лечиться лучше симптоматическими средствами – снижать температуру, пить противокашлевые, промывать нос. Применение противовирусных средств возможно по назначению врача. Но дополнительные серьёзные препараты, воздействующие на иммунитет, пить не нужно.

— То есть, если вы — не хроник, который всегда болеет «с выкрутасами», иммуномодуляторы – это вообще не ваши препараты?

— Да.

Закаливание улучшает не иммунитет, а реакцию на холод

— А что тренирует закаливание?

— Сосуды и вегетативную нервную систему, которая отвечает за работу разных органов и систем, в том числе иммунной. То есть, прямого действия на иммунную систему у закаливания нет, но есть косвенное – через кожу, тонус сосудов.

Благодаря закаливанию человек приспосабливается к смене условий среды. Например, есть люди, которые простужаются от каждого сквозняка, но с подготовленные людьми такого не бывает.

В большинстве случаев мы ведь простужаемся так: промёрзли – заболели. Когда мы замерзаем, изменяется работа наших органов, изменяются некоторые процессы в работе иммунной системы. И те вирусы, которые, кстати, до поры-до времени могут жить у нас же в разных органах, в том числе, в носоглотке (например, мы подхватили их неделю назад), могут активизироваться. Но если мы привыкли к смене температур и не продрогли, то инфекция может не реализоваться.

— Есть ли случаи, когда закаливать категорически нельзя?

— Нельзя закаливаться в острой фазе каких-либо болезней – не только инфекций, но аутоиммунных болезней, артрита, острых сердечно-сосудистых заболеваний, мусковисцидоза в период обострений. Нельзя закаливать аллергиков при обострении поллиноза, и бронхиальной астмы, можно только в светлые промежутки. Например, астматикам в эти промежутки я всегда рекомендую бассейн – это и закалка, и тренировка дыхательной системы.

А если это иммунодефицит?

— После нашего предыдущего разговорагде мы называли иммунодефицит одним из оснований для отвода от прививок, педиатры просили уточнить, что вообще-то тот вид иммунодефицита, о котором мы говорили, встречается довольно редко. Врождённый иммунодефицит – что это такое, и как его определить?

— По статистике ВОЗ, первичный иммунодефицит в среднем встречается у одного человека на сто тысяч населения, то есть, в России должно быть зарегистрировано как минимум полторы тысячи таких пациентов. Но стоит учесть, что люди рождаются каждый год – в России ежегодно таких новорожденных должно быть человек тридцать.

Между тем, в отделениях иммунологии, которые занимаются диагностикой и лечением таких пациентов (отделение клинической иммунологии РДКБ, ФНКЦ им. Димы Рогачёва, ДКБ №9 им. Сперанского, несколько отделений иммунологии в Санкт-Петербурге и других крупных городах) в год всего регистрируется примерно тридцать – сорок новых больных с иммунодефицитами, и это не новорожденные. То есть, всё равно мы не выявляем всей картины заболеваемости первичными иммунодефицитами по стране. До поры до времени эти пациенты гуляют без диагноза — прививаются, болеют инфекциями, умирают.

Да, формально иммунодефициты относятся к орфанным (редким) заболеваниям. Но надо учитывать, что в больших городах – большое скопление населения, и количество иммунодефицитов здесь увеличивается. Поэтому педиатры должны быть насторожены относительно этого диагноза.

— Но с такой статистикой мамин аргумент: «Мы не будем прививать ребёнка, вдруг у него иммунодефицит», — не работает. Вероятность попасть в «ежегодную тридцатку» слишком невелика.

— У мамы на руках должно быть официальное заключение из учреждения, которое занимается диагностикой первичных иммунодефицитов. При большинстве иммунодефицитов проводится генетическая диагностика. И в нашем отделении в РДКБ мы вписываем в диагноз генетическую патологию – выявленную мутацию. И если мама предъявляет педиатру такую выписку – это основание для постоянного медотвода от прививок по иммунодефициту.

В роддомах такую диагностику не делают – только в различных центрах, где есть иммунологические отделения. Иммунодефицит диагностируют лабораторно, в нескольких центрах делают генетический анализ.

— Я, собственно, хочу понять, как проявляется у ребёнка такой диагноз.

— Первичный иммунодефицит проявляется у большинства детей на первом году жизни – обычно от трёх до шести месяцев или чуть позже. Проявляется он повторными, тяжёлыми, необычными инфекциями. То есть, это – не обычные простуды, а ОРВИ, которые заканчиваются гнойными осложнениями – пневмония, гнойный отит, фурункулы и прочее.

Если проявляется такая картина, первый специалист, который должен посмотреть ребёнка – иммунолог.

Лабораторная диагностика иммунодефицита, как правило, несложная: проверяется просто иммунный статус. Если с иммунным статусом у такого ребенка всё нормально, — надо думать дальше о других тяжелых болезнях: исключить мусковисцидоз, патологии желудочно-кишечного тракта, почек.

Как подготовить ребёнка к прививке

— При подготовке ребёнка к прививке нужно ли исполнять волшебный ритуал «чтобы три недели никто вокруг ребёнка ни разу не чихнул», или можно как-то обойтись проще?

— Как правило, прививочный цикл у ребёнка начинается в три месяца. Из лабораторных исследований перед прививкой обязательно надо сделать общий анализ крови и общий анализ мочи. Кровь на общий иммуноглобулин и иммунный статус сдавать не надо.

В большинстве случаев, у ребенка с тяжелой патологией иммунитета или других органов и систем есть свои определенные маркеры заболевания (или клинические предшественники заболевания). Ребёнок с первичным иммунодефицитом может хуже развиваться, у него могут быть тяжёлые диареи, на коже – грибковые высыпания и молочница. Если в роддоме он привит БЦЖ, может воспалиться место инъекции. Кроме того, на прививку отреагируют лимфатические узлы в левой подмышечной области, могут быть отклонения в клиническом анализе крови. Несмотря на вскармливания грудью, такой ребёнок уже до трёх месяцев может подхватить тяжёлую ОРВИ.

А если ребёнок нормально развивается, хорошо ест, прибавляет в весе, не болеет, при осмотре педиатр не находит никаких отклонений, анализы крови и мочи у него тоже нормальные, и если в течение недели до прививки он ничем не болел, то к прививке он готов.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?