На пустом месте

Богадельню планируется открыть для престарелых церковносвященнослужителей, монашествующих и мирян, много потрудившихся для Церкви. Когда она будет готова, Господь приведет и насельников. Надеемся, что к тому времени у нас появятся сестры с медицинским образованием. Иначе нам не обойтись без помощи мирян

В храмовый комплекс в поселок Ленинское Ленинградской области монахини ездили с 2001 г. Со временем здесь возникла монашеская община, которая три недели назад после утверждения Священным Синодом стала пятым женским монастырем Санкт-Петербургской епархии ( вместе с мужскими обителями это 13-й монастырь епархии).
Как на пустом месте возникает монастырь? Что необходимо для открытия богадельни? О первых трудностях корреспонденту сайта рассказала монахиня Илариона (Феоктистова), настоятельница Свято-Константино-Елененского женского монастыря.

– Почему этот храмовый комплекс возник в стороне от больших дорог?
– Эта территории менее 70-ти лет назад принадлежала Финляндии. Неподалеку располагался основанная святым праведным Иоанном Кронштадтским Линтульская обитель, настоятельницей которой была монахиня из Новодевичьего монастыря. После революции 1917 года все сестры уехали в Финляндию, где был образован Ново-Линтульский монастырь. А в этом поселке православного храма никогда не было. На месте нынешнего храма стоял клуб, который лет 12 назад сгорел, было запустение. Весь комплекс построил Константин Вениаминович Голощапов, у него в этом поселке родители давно живут.

– Сколько здесь священнослужителей? Каковы особенности жизни прихода?
– Священнослужителей сейчас двое. Есть воскресная школа для детей. Хотелось бы, чтобы она работала более целенаправленно. Мы рады, что у нас появилась Вера Борисовна Казарина из фирмы «Покров», которая предложила заниматься с детьми и взрослыми церковной вышивкой и рукоделием. Нам бы очень хотелось расширять просветительскую работу. Ведь в храмах очень много святынь, поэтому было бы хорошо, если бы сюда чаще приезжали паломники. Местных жителей – всего полторы тысячи, постоянных прихожан совсем немного. У нас служат каждую неделю пять Литургий с вечерними службами накануне – для сельского храма это много. И летом, конечно, прихожан больше – за счет дачников. Это общая картина во всей епархии: летом городские храмы пустеют, а сельские наполняются.

– Как за такое короткое время удалось собрать в этих небольших храмах 50 святынь со всего православного мира*?
– Они появились благодаря стараниям ктитора этого комплекса. Конечно, такое обилие святынь требует постоянной и более углубленной молитвы. Поэтому здесь и решили открыть монастырь, причем с такой богоугодной деятельностью, как богадельня.

– Уже в 2001 г. Святейший Патриарх Алексий II, когда освящал храм св. равноап. Константина и Елены, высказал пожелание, чтобы здесь была образована богадельня. Кого будет принимать эта богадельня и на каких условиях?
– Богадельню планируется открыть для престарелых церковносвященнослужителей, монашествующих и мирян, много потрудившихся для Церкви. Когда она будет готова, Господь приведет и насельников. Надеемся, что к тому времени у нас появятся сестры с медицинским образованием. Иначе нам не обойтись без помощи мирян. Кстати, местные жители тоже очень нуждаются в медицинском обслуживании, так как в поселке нет даже фельдшера. Милостью Божией за небольшое время проживания здесь сестрам обители помощь врача не требовалась.

– Вся ваша монашеская община пришла из Новодевичьего монастыря. Почему именно этот монастырь выделил своих сестер для новой обители?
– Еще пять лет назад здесь планировалось открыть подворье Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга. Поэтому впервые мы приехали сюда с сестрами в 2001 году, пели службу. Новодевичий монастырь является единственным городским епархиальным женским монастырем, поэтому вполне естественно, что именно ему и пришлось расстаться с частью своих сестер. Конечно, настоятельница городской обители игумения София (Силина) не оставляет нас своими заботами, постоянно помогает и молитвой, и советами. Мы много лет жили вместе, поэтому дух нашего единства сохраняется.

– Какими силами и с чего конкретно начинает создаваться новый монастырь? По какому принципу выделяли для него сестер?
– Жизнь любого монастыря начинается с молитвы и благословения архипастыря. Но возникают они по-разному. Например, иногда все начинается с инициативы сестер или братьев, которые хотят вести монашескую жизнь. В данном случае по благословению правящего архиерея из действующего монастыря выбрали шесть сестер для образования нового. Учитывалось наше единомыслие, доверие друг к другу, способность вместе работать, но согласия ни у кого не спрашивали.

– В чем сейчас самые большие трудности? Как они решаются?
– Нам, наверное, легче других, так как редко у кого такие начальные условия: мы пришли на территорию уже действующих и благолепных храмов. Да и келейный корпус уже был построен, теперь необходимо его отмывать, обживать, делать удобным для молитвы и трудов.
Конечно, еще многое предстоит сделать, чтобы богослужения стали здесь действительно монастырскими – полными, чинными, умилительными. Начали читать Псалтирь с поминанием о здравии и упокоении – пока несколько часов в день, так как для круглосуточного чтения не хватает сестер.
По поводу другой стороны монастырской жизни (включающей организацию и исполнение послушаний, внешние формы поведения и общения сестер, отношения с мирянами) могу сказать, что сложности в плане ее налаживания сегодня переживают все российские монастыри. Здесь необходимо изучать и усваивать живое Предание Церкви, опыт и традиции существующих монастырей, учиться жить по Богу, а не только книжки читать о подвижниках.
Сейчас у нас этап становления – может быть, самый лучший, потому что мы все делаем сообща. В монастыре есть не только возможности, но и необходимость раскрыть все свои способности и таланты: нужно петь, заниматься строительством, шитьем … Приходится делать все, что ты умеешь и не умеешь, становиться мастерами на все руки. Ведь в целом церковных людей очень мало, еще меньше – способных к монастырской жизни. Уже лет пять, как желающих этой жизни становится все меньше, так как многие теперь понимают, что первого порыва энтузиазма недостаточно для такого серьезного выбора и что в монастыре не скроешься от своих проблем – они встанут здесь еще острее.
Самые большие трудности состоят у нас в том, что все перегружены послушаниями, так как дела много, а сестер мало. Значит, так устроено для нашего спасения.

– Главный и единственный благотворитель в основном пребывает в Москве.
Принимает ли участие в решении конкретных проблем и если да, то как именно?

– Константин Вениаминович бывает у нас в среднем раз в две недели, а то и чаще. Он всегда интересуется всеми нашими проблемами и очень конкретно помогает их решать: присылает в помощь знающих и умеющих делать необходимое дело людей, советует и советуется, что и как лучше устроить и где взять. Он знает всех наших постоянных сотрудников – сторожа, бухгалтера, уборщицу, замечает и всех новеньких. Мне особенно приятно видеть, как сосредоточенно он молится за богослужениями у иконы святых равноапостольных Константина и Елены.

– Планируется ли у вас сельскохозяйственное подворье?
Ведь даже при Новодевичьем монастыре в центре Санкт-Петербурга одно время была огуречно-помидорная теплица и много лет благополучно существует птичник.

– За монастырем уже закреплена определенная территория, достаточная для разведения небольшого огорода и сада, а также для подсобных нужд. Начатки огорода можно видеть сейчас перед входом в келейный корпус, где на месте будущих цветочных клумб, чтобы земля не пустовала, в этом году посажены укроп, петрушка и картошка. А вот насчет птичника пока не знаю: если будет кому ухаживать за курами, то заведем и их.

– Как относится к появлению монастыря местное и приезжающее на летний отдых население? Были ли какие-либо чрезвычайные происшествия?
– В целом к нам хорошо относятся. Особенно обрадовались дачники, которые хорошо знают Новодевичий монастырь. Они приносят нам домашние заготовки, обещают показать грибные и ягодные места. А те, кто в храм не ходит, отнеслись к нашему появлению с любопытством и даже некоторым страхом. Даже странно: хоть и Россия, но не все отличают монахов от мусульман, некоторые считают, что если в черном одеянии – значит, террористы. Однажды, еще будучи в Новодевичьем монастыре, мы пошли в лес за грибами-ягодами и зашли в попавшийся по пути магазин. Так местные жители милицию вызвали: мол, подозрительные личности у них появились. Пришлось объясняться… А здесь случается, что бутылки бросают к нам через забор, но ничего чрезвычайного не было.

– На территории храмового комплекса стоит новый автобус. Какую роль он здесь выполняет?
– Автобус предназначен для паломнических поездок и различной благотворительной деятельности. К примеру, чтобы собрать верующих в окрестных деревнях и привезти их сюда на богослужение. В дальнейшем хотелось бы создать свою паломническую службу.

– Получаете ли вы какую-либо помощь от официальных властей или органов местного самоуправления?
– Не так давно избранный главой Администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Фанис Назирович Марданов недавно сам к нам пришел. И хотя он некрещеный, зашел в храм, познакомился с нашими святынями. Затем поинтересовался, какие у нас проблемы. Первыми точками соприкосновения стали вопросы оформления земли, а также регистрация и прописка сестер общины. Я предложила сотрудничество в плане культурно-просветительской работы с жителями поселка. Мы наметили встречу с руководителем культурного центра – чтобы вместе подумать о том, что можно сделать в просветительском плане. Ведь далеким от Церкви людям легче прийти в культурный центр, чем в храм… Может быть, и водителя для автобуса местные власти помогут нам найти.

– Есть ли возможность потрудиться здесь паломникам во славу Божию?
– Да, мы можем принять группу паломников численностью до 30 человек. Для их ночевки есть мансарда, где можно жить и зимой, правда, ее надо немного дооборудовать. Конечно, требуется предварительная договоренность по телефону. Для одиночных паломниц (трудниц) обязательна рекомендация духовника, который мог бы поручиться за посылаемого к нам человека. Хотя и есть у нас большая необходимость в помощи, мы будем принимать далеко не всех: опыт монастырской жизни показывает, что приход посторонних людей нередко бывает разорительным для внутренней жизни сестер, а значит для всей обители. Миряне часто не замечают, какие разговоры они ведут, какие выражения употребляют. Понятия, что значит оказывать послушание, очень часто нет, а также понимания того, что советы не всегда уместны: приехал – помогай, делай, как здесь принято. Человек должен хорошо осознавать: монастырь – единый организм, замкнутый и открытый одновременно, место хранения святынь и служения Богу и людям. А мы находимся в Ленинградской области, в поселке Ленинское, на улице Советской – в таком месте обязательно должна звучать горячая молитва!

Беседовала Наталья ВАСИЛЬЕВА


____________
*В храмах здесь хранятся частицы мощей святых равноапостольных Константина и Елены, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, Феофана Затворника, первомученика и архидиакона Стефана, великомучеников Феодора Стратилата, Варвары, преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Силуана Афонского, праведных Иоанна Русского, Матроны Московской… Список чтимых святых, которые присутствуют здесь частицами своих мощей, можно еще долго продолжать. Есть тут и чудотворные иконы Божией Матери, написанные на Афоне либо какое-то время там хранившиеся.
Особенно прославилась здесь икона Божией Матери «Пантанасса». По рассказам местного священника отца Александра Дамашкина он как минимум трижды был свидетелем ее явной помощи в случаях раковых заболеваний. К примеру, весной он соборовал и причащал одну женщину, а недавно она пришла благодарить за исцеление и рассказала, что врачи считают: ей просто повезло. Однако она твердо верит, что это Господь исцелил ее по молитвам Божией Матери…

Назад

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?