«Мы начинаем, исходя из убеждения в презумпции вины прессы»

Бессмысленно и нечестно делить людей на категории: обыватели, журналисты, бездомные, все остальные… Людей надо рассматривать с точностью до каждого отдельного человека

В конце прошлого года питерская организация «Новые Социальные Решения» выпустила брошюру под названием «Бездомность и язык вражды в средствах массовой информации». В это издание вошли материалы, значительная часть которых была подготовлена к одноименной конференции, организованной в рамках проекта «Укрепление гражданского общества и местных органов власти в европейской части Российской Федерации». В представленных статьях их авторы показывают на примерах то, как СМИ могут формировать (и формируют) у более или менее благополучных людей чувство отторжения по отношению к людям, у которых нет постоянного жилья. Авторы анализируют эту проблему, что особенно важно в связи с несовершенством российского законодательства – ведь бездомный при таком положении вещей лишается сострадания и помощи не только со стороны властей, но и со стороны обычного населения.

О брошюре «Язык вражды» наш корреспондент поговорил с одним из инициаторов ее выпуска, главным редактором питерского уличного издания «Путь домой» Аркадием Тюриным. Не лишне будет напомнить читателям «Милосердия.ру» и о том, что «Путь домой» продолжает проект, начатый в 1994-м году газетой «На дне». Распространителем этой газеты может стать человек, не имеющий жилья, прописки или тот, кто по какой-то причине не может устроиться на постоянную работу.

– Большую часть разговоров с нашими коллегами из СМИ мы начинаем, исходя из убеждения в презумпции вины прессы. Словосочетание «четвертая власть», употребляемое по отношению к прессе, однозначно имеет смысл. Некие информационные возможности, возможности нарушать чужую эмоциональную безопасность наделяют человека властью либо сознанием власти и освобождают от ответственности. Человек, освобожденный от ответственности, не может не быть виноватым. Самоутвердиться за счет другого, за счет слабого, решить свои проблемы, в том числе административные, пощадить свое время, не вникнув в суть дела, написать, исходя из собственных предубеждений – это, к сожалению, отличительные черты наших современных коллег. Что на фоне общей инфляции профессионализма выглядит не так уж одиозно.

– Вы издали брошюру, посвященную отношениям СМИ к проблеме бездомности. Какова по-вашему ее целевая аудитория?

– Книги имеет смысл делать для всех. Иначе неинтересно. Возможно, читать ее будут те, кому эта проблема ближе – коллеги, будущие коллеги… Я говорю только о первом приближении. В принципе книга для всех.

– Есть ли у этой брошюры аналоги? Или это первое подобное исследование (во всяком случае, в России)?

– Мы не занимались изучением того, что делают другие. Мы делали то, что нам самим казалось правильным и необходимым. Я полагаю, что эта тема не очень популярна. Мало кому хочется делать ее популярной.

– Где и как вы собираетесь эту брошюру распространять?

– У нас есть знакомые, которым эта тема интересна. У нас есть мероприятия, в которых мы участвуем, у нас есть акции, которыми интересуются масс-медиа. И мы решили делать видеотизеры для печатной продукции – маленькие рекламные ролики. Первый такой трехминутный ролик был посвящен первому номеру газеты «Путь домой» за этот год. А следующий – будет как раз посвящен книге «Язык вражды».

– Вы лично надеетесь, что при существующем сегодня положении вещей эта книга может что-то изменить в отношении властей или прессы к бездомным?

– По поводу властей или прессы не знаю. Единственные изменения, которых я добиваюсь, это изменения во мне самом. Эта книга может дать что-то тому, кто захочет это что-то взять.

– Знаете ли вы положительные примеры влияния СМИ на жизнь бездомных людей?

– Такие случаи на самом деле есть. Наша горячо любимая коллега из Норильска Татьяна Рычкова много и очень честно занимается проблемами бездомных людей. Многим из них ей удалось помочь и в восстановлении документов, и в воссоединении с семьей. Публикации об этом есть. Что касается других историй… Например, одну будущую публикацию я обменял телевизионщикам на десять складных желтых стульев для службы распространения газеты «Путь домой». Я спросил у этих телевизионщиков: «Что получат бездомные Санкт-Петербурга в результате нашего с вами сотрудничества?». Меня честно спросили, что бы я хотел получить. Я ответил: «Десять стульев, не темных. Темные – это слишком мрачно». И вот у нас десять новых желтых стульев.

– Журналисты своими неосторожными высказываниями вызывают у обывателей негативные чувства по отношению к бездомным. Но ведь зерна-то падают на благоприятную почву, то есть читатели или слушатели готовы принять подобные трактовки. Что, по-вашему, особенно отталкивает обывателей именно в бездомных? Какие-то специфические черты, реальные или выдуманные?

– Бессмысленно и нечестно делить людей на категории: обыватели, журналисты, бездомные, все остальные… Людей надо рассматривать с точностью до каждого отдельного человека. Что страшнее всего для человека, то и является для него наиболее отталкивающим в описании, которое сделал журналист, основываясь на своих собственных осознанных или неосознанных очень страшных страхах.

– Пусть проблема внекатегорийная, но в брошюре заострено внимание именно на СМИ…

– Я не могу и не хочу заниматься сеансами массового психоанализа. Я могу и хочу, будучи профессиональным сотрудником одного из СМИ, обратить внимание на некоторые тенденции и нюансы. Имею право говорить о том, что я знаю и умею.

– Когда смотришь ваши фильмы или читаешь уже не впервые ваш журнал, возникает ощущение, что это скорее некие арт-проекты, чем прямолинейные попытки обратить внимание на проблему.

– Сомневаюсь, что мне нужно каким-то образом втискивать свои представления о том, что является делом моей жизни в какие-то рамки. Я делаю то, что я хочу делать, что мне необходимо делать и именно тем способом, который мне представляется нужным. Я думаю так: для того, чтобы эта газета сегодня стала интересной, я хочу привлечь к сотрудничеству вот этого человека, вот этого и вот этого. Люди говорят то, что считают нужным. Мы работаем с авторами, как правило, не предлагая им темы.

– И у вас нет никакой цензуры?

– У нас есть редактор, этого более чем достаточно.

– При просмотре ваших фильмов и при прочтении ваших изданий создается впечатление, что вы сами себя искусственно маргинализируете. С одной стороны, вы занимаетесь очень важной проблемой, к которой хорошо бы привлечь внимание максимального количества людей, с другой – вы говорите на языке, который явно не для всех.

– Что я могу сказать? Создается впечатление, значит создается. Почему нет? По поводу слова «искусственно»: дело в том, что, будучи искусственным, невозможно вызывать доверие. А у нас с доверием и с его кредитами все хорошо. Значит, с искусственностью, у нас плохо.

– Но ведь стоит задача, чтобы распространители газеты «Путь домой» могли заработать. А соответственно, чем более востребованным будет издание, тем лучше в первую очередь для них.

– Только оставаясь собой, мы можем быть интересными. Только оставаясь интересными, мы можем быть продаваемыми. В начале этого года во Львове коллеги из уличного издания «Просто небо» рассказали о том, как у них брала интервью киевская журналистка и упомянула «Путь домой». Она сказала, что это единственное издание Санкт-Петербурга, не продавцы которого бегают за покупателями, а покупатели за продавцами. Я полагаю, этого утверждения человека со стороны вполне достаточно, чтобы, возможно, больше не задаваться вопросами об искусственности.

– Исходя из вашего богатого опыта работы, как вы думаете, лучше создать некую организацию, нацеленную на пусть малую, но помощь вообще всем нуждающимся, или выбрать несколько конкретных человек и основательно заниматься только их проблемами?

– Я очень доволен тем, что за все 15 лет работы здесь мне в голову не приходили такие вопросы. Надеюсь не думать об этом и впредь. Условия честности доступны всем. Условия честности – это когда ты не выбираешь, не выступаешь в роли судьи. Главное условие нашей работы: мы открыты для всех.

Беседовал Игорь ЛУНЕВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?