Православный портал о благотворительности

Мозг в эпоху скролла: правда ли интернет разучил нас думать глубоко

Еще 15 лет назад журналист Николас Карр заметил: интернет меняет не только привычки чтения, но и сам способ мышления. С тех пор появились десятки исследований, от «золотой рыбки» до ЭЭГ. Часто можно слышать о клиповом сознании и неумении концентрироваться. Что из этого правда, а что миф и правда ли наш мозг стал слабее?

Антон БРИНДЛИ, Марина СОЛОДОВНИКОВА, редактор Егор ОТРОЩЕНКО
Мужчина сидит в кресле с телефоном и в наушниках
Фото: freepik

Первым забил тревогу американский писатель и журналист Николас Карр. В 2009 году в популярном журнале The Atlantic он опубликовал статью под названием «Делает ли Google нас тупыми? Как интернет влияет на наш мозг», в которой признался, что за последние годы его собственная способность глубоко концентрироваться и вдумчиво читать длинные тексты стала ухудшаться. Раньше Карр мог часами читать книги и длинные статьи, но теперь замечает, что его внимание начинает ослабевать уже по прочтении нескольких страниц. Изменение к худшему он объясняет тем, что интернет с его постоянными ссылками, быстрыми переключениями между источниками и массивным потоком информации в целом способствует развитию поверхностного, клипового мышления. Человек больше не осмысливает прочитанное глубоко, не анализирует полученную информацию в разных аспектах (фактическом, эмоциональном, этическом, эстетическом), а быстро перемещается от одного фрагмента информации к другому.

По мнению журналиста, интернет не просто облегчает доступ к разного рода сведениям – он формирует сам процесс мышления, особенно у совсем юных, которых сегодня люди постарше снисходительно называют «гуглообразованными».

Особое внимание Карр уделяет гиперссылкам: в отличие от сносок в традиционных книгах, которые лишь указывают на дополнительную литературу, интернет-ссылки тянут читателя дальше. Это означает, что наш мозг привыкает переключаться между фрагментами, а не углубляться в один текст.

Как утверждает журналист, многие из его знакомых блогеров также заметили, что чтение длинных книг стало для них сложнее, и связывают это с тем, что их паттерны чтения изменились из-за постоянной и весьма интенсивной жизни онлайн.

Хотя статья Карра появилась в 2009 году, ее главная идея – интернет и цифровые технологии могут фрагментировать наше внимание и менять привычки чтения – остается весьма актуальной.

Золотая рыбка выиграла у человека?

Фото: freepik

Через шесть лет после статьи Карра увидело свет исследование, проведенное в маркетинговых целях, но встревожившее экспертов в области психологии, обучения, информационных технологий и просто неравнодушных граждан. Широкой публике рассказал о нем журнал Time в статье «Теперь ваш фокус внимания короче, чем у золотой рыбки».

Согласно данным корпорации Microsoft, золотая рыбка может фокусироваться на чем-то около 9 секунд, а люди в среднем – только 8.

В исследовании участвовали примерно 2000 человек, а у 112 из них экспериментаторы изучали активность мозга с помощью ЭЭГ (электроэнцефалографии). Результаты показали, что если в 2000 году средний человек удерживал внимание около 12 секунд, то к 2015 году этот показатель упал до 8 секунд.

Отмечается, что тем людям, которые чрезмерно активно используют несколько экранов одновременно, труднее отсеивать ненужную информацию, так как они легче отвлекаются из-за множества медийных потоков.

Исследование также выявило поколенческие различия. 77% людей 18–24 лет признали, что, когда их внимание ничем не занято, они автоматически берут в руки телефон и начинают что-нибудь скроллить. Среди людей старше 65 лет такой ответ дали только 10% респондентов.

Если углубиться в отчет, как это сделали некоторые критики статьи в Time, окажется, что все далеко не так плохо.

Наша способность к многозадачности (одновременному выполнению нескольких задач), как выяснили исследователи, значительно улучшилась в эпоху мобильных технологий – мозг адаптируется к новым условиям, и более короткая концентрация внимания может быть побочным эффектом жизни в мире с постоянным доступом в интернет.

Например, среди людей, не практикующих многозадачность, доля респондентов, имеющих высокие показатели способности переключать внимание, была 27%, в то время как среди тех, для кого многозадачность стала привычным делом, таких было уже 37%.

Активные пользователи технологий, несмотря на снижение продолжительности устойчивого внимания, продемонстрировали более высокую активность и интенсивность внимания на ЭЭГ, то есть они просто усваивали больше информации за тот же короткий промежуток времени. Кроме того, технически более продвинутые респонденты лучше усваивали данные, полученные как из интерактивных источников (интернет-сайты), так и из пассивных (телевидение).

Получается, что укорочение периода внимания не всегда является таким уж страшным и то, что среднее время концентрации внимания человека на чем-то оказывается меньше, чем у золотой рыбки, без оценки других факторов не может считаться чем-то однозначно плохим, и скорее всего, по своей способности к обучению человек разумный все еще обгоняет эту прекрасную обитательницу аквариумов.

Что говорит современная наука?

Фото: freepik

Исследование Microsoft имело целью понять, как лучше рекламировать товары на рынке, и все же оно предоставило нам весьма ценные данные. Мы понимаем, что в том, как наш мозг регулирует потребление и усвоение информации, уже произошли и дальше будут происходить чувствительные изменения, и здесь слово за строгой наукой.

В целом научное сообщество считает, что интернет не разрушает мозг, но меняет распределение ресурсов внимания в пользу кратковременной, фрагментарной обработки информации. Давайте познакомимся с результатами новейших работ в этой области.

Систематический обзор, выполненный международной группой ученых, обобщает и анализирует данные ряда исследований и описывает возможные нейробиологические механизмы изменений внимания людей, связанные с пребыванием в интернете.

Авторы делают вывод: активное использование сети связано с тенденцией к разделенному вниманию, которое необходимо для многозадачности, благодаря частому переключению между стимулами, что, в общем, хорошо, но в то же время это может снижать способность к длительной концентрации на одной задаче.

Постоянный доступ к онлайн-информации меняет способы запоминания: люди чаще ориентированы на быстрый поиск, а не на прочное закрепление фактов и идей в долгосрочной памяти – такой феномен получил название «транзактивная память».

Исследования показывают, что интенсивное переключение между источниками информации может быть связано с изменениями в мозговых сетях, участвующих в контроле внимания и памяти. Однако пока неясно, какие из этих изменений являются причиной, а какие – следствием жизни в интернете.

Авторы также установили, что у взрослых интернет может стимулировать познавательную активность и даже улучшать определенные когнитивные функции, (особенно у пожилых людей), но чтобы сделать выводы о влиянии интернета на развитие мозга детей и подростков, данных пока недостаточно.

Китайский ученый Ямин Шен, чье исследование было опубликовано совсем недавно, в ноябре 2025 года, сравнивал процессы чтения в цифровой среде и глубокое чтение книги.

Метаанализ показал, что цифровая среда с ее постоянными отвлекающими компонентами, такими как гиперссылки, уведомления, мультимедиа, ухудшает понимание текста по сравнению с традиционным чтением. При этом когнитивная нагрузка не снижается, а наоборот, возрастает из-за необходимости отсеивать множество лишних стимулов, что сокращает способность к длительной концентрации. Автор отмечает, что эффект проявляется не из-за «слабости мозга», а из-за структуры цифровой среды, которая предъявляет больше конкурентных стимулов для внимания.

А вот небольшое, но качественное исследование на студентах, также опубликованное совсем недавно. Оно показало, что между интернет-использованием и вниманием была незначительная положительная связь, но без статистической значимости, а между интернет-использованием и обучением была негативная связь, но тоже не достигающая статистически значимых величин.

Как видим, эффекты сложны и не всегда однозначны, среди них есть и негативные, и позитивные.

Что же в сухом остатке?

Подводить черту и делать окончательные выводы пока что рано, однако кое-что можно утверждать с достаточной степенью определенности.

Во-первых, интернет фрагментирует наше внимание, что ведет к снижению способности устойчиво удерживать фокус на одной задаче, но эта фрагментация имеет и положительный эффект, стимулируя многозадачность.

Во-вторых, интернет ускоряет поиск информации, но при этом не стимулирует глубинные нейронные процессы, связанные с долговременным запоминанием, а также, вероятно, снижает способность к глубокому, последовательному чтению и анализу.

В-третьих, сегодня нет достаточных оснований полагать, что интенсивное использование интернета приводит к однозначному снижению общего интеллекта или когнитивной деградации. Мозг не разрушается, а адаптируется к новым условиям.

Нет сомнений в том, что человек не откажется от огромных преимуществ интернета и жизнь никогда уже не будет прежней, полностью «офлайновой» или, как принято шутить, «старой доброй ламповой». Но если вы хотите пользоваться современными технологиями и в то же время достигнуть оптимума памяти, способностей к анализу, творчеству и решению нетривиальных задач, не забывайте также читать художественную литературу, смотреть хорошие фильмы (а не только шортсы и рилсы), вникать в длинные, подробные и глубокие публицистические и научно-популярные статьи. Так ваш ум станет острее, кругозор – богаче, а жизнь – содержательнее.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version