Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Мироносицы: домохозяйки на пути к Царствию Небесному

В страшный для учеников Христа день, когда казалось, что Он повержен, несколько женщин, не утративших мужества, пришли к погребальной пещере оплакать Спасителя. Что нам известно о них?

«Возвестила радость плачущим» Поленов В.Д. 1899-1909

В Евангелиях среди женщин, стоявших у Креста, а затем купивших погребальные ароматы и пришедших ко Гробу, упоминаются Мария Магдалина, Мария – мать Иакова и Иосии, Мария Иаковлева, «другая Мария», Саломия, мать сыновей Зеведеевых, Иоанна, «мать Иисуса и сестра Его матери», Мария Клеопова. Отмечая неделю святых жен-мироносиц, к этому списку по традиции добавляют Марфу и Марию, сестер воскрешенного Лазаря, а также Сусанну, «служившую имением» Иисусу Христу. На иконах рядом с мироносицами обычно изображают Богородицу.

Загадочные Марии: «родственники и знакомые» из Назарета

Мария Клеопова. Фрагмент картины «Снятие с креста» Рогир ван дер Вейден. ок. 1435–1440

Самая загадочная из жен-мироносиц – Мария, мать Иакова и Иосии. Ее иногда отождествляли с Марией Клеоповой (блж. Иероним Стридонский) или с Богородицей (блж. Феофилакт Болгарский), иногда считали неким третьим лицом (св. Иоанн Златоуст). Точно так же возникали дискуссии, кто такая «сестра Его матери». По некоторым версиям, это тоже могла быть Мария Клеопова.

Мария Клеопова жила в тесном сообществе «родственников и знакомых» из Назарета. Как показали раскопки, в евангельские времена в Назарете было около тридцати пяти домохозяйств. Мария была замужем за Клеопой, младшим братом Иосифа Обручника. По одной из версий, одновременно она приходилась мужу племянницей. В то время заботливые отцы часто выдавали дочерей за дядей или двоюродных братьев. Считалось, что в кровной семье с женщиной будут лучше обращаться.

Двенадцатилетние невесты

Икона «Жены-мироносицы у гроба Господня». XVI век. Деталь. Живопись древнего Пскова. Репродукция РИА Новости

Совершеннолетие для девушки в те времена наступало в 12,5 лет. До этого момента она фактически являлась собственностью отца, тот мог даже продать ее в рабство. Помолвки обычно заключались между 12 и 12,5 годами, будущий тесть при этом получал деньги от семьи жениха. Обручению предшествовало составление брачного договора: оговаривалась сумма, которую женщина получит в случае развода или смерти мужа.

Свадьбу играли через год после обручения. Муж обязан был обеспечивать жену едой и одеждой, выкупать ее из плена (плен был не редкостью), платить за лекарства в случае ее болезни и за похоронные церемонии – в случае смерти. Недовольная своим содержанием женщина могла подать в суд.

Жена должна была выполнять обязанности по дому: молоть зерно, печь хлеб, стелить постель, мыть мужу ноги. Могла, если хотела, прясть шерсть и ткать – работа по изготовлению тканей для мужчины была зазорной. Самым большим из всех возможных подарков мужу считалось рождение сына.

Клеопа был последователем Христа, как и его жена. Именно ему Спаситель явился по дороге в Эммаус. Сын Клеопы и Марии, которого звали Симеон, стал одним из семидесяти «меньших» апостолов.

Саломия: жена рыбака и мать апостолов

Саломия. Фрагмент картины «Снятие с креста» Рогир ван дер Вейден. ок. 1435–1440

«Галилеяне с малых лет отличаются воинственностью, и численность их велика. И никогда эти люди не страдали малодушием, и никогда их страна не испытывала недостатка в жителях, ибо земля ее тучна», – писал иудейский историк I в. н.э. Иосиф Флавий.

Все апостолы, кроме Иуды Искариота, пришли в Иерусалим с Иисусом Христом из Галилеи. И большинство женщин, следовавших за Спасителем, происходили из небольших городков, расположенных в этой области.

Саломия, например, была женой рыбака Зеведея и матерью апостолов Иакова и Иоанна. По преданию, она приходилась дочерью от первого брака плотнику Иосифу, а значит, была сестрой Иисуса Христа.

Может быть, поэтому она так уверенно обратилась к Спасителю: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:20-24). К неудовольствию других учеников.

Мужчины из ее семьи занимались ловлей рыбы на Геннисаретском озере, вблизи от места, где рыбачили будущие апостолы Петр (Симон) и Андрей.

«Увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним». (Мф. 4:21-22). Вероятно, Зеведей был не беден, поскольку чинить сети ему помогали работники. Да и апостол Иоанн был знаком с первосвященником и мог свободно входить к нему во двор (Ин. 18: 15–17).

Базальтовый дом с кровлей из самана и очагом во дворе

Руины Капернаума. Мельница и пресс для оливок. Фото Berthold Werner/wikipedia.org

Дом Зеведея вполне мог находиться в Капернауме, как и дом апостола Петра. Город состоял из нескольких кварталов, вытянувшихся вдоль каменистого берега озера. В нем жили около полутора тысяч человек – рыбаков, ремесленников, крестьян, купцов. В Капернауме размещался римский гарнизон, а единственным общественным зданием была синагога: ее построил центурион, тот самый евангельский сотник, просивший Иисуса исцелить его слугу.

Улицы Капернаума были узкими, а дома одноэтажными, без фундамента. Для строительства использовали местный вулканический базальт. Плоская кровля сооружалась из деревянных балок, покрытых слоем самана: глины, смешанной с соломой. Тесные комнаты располагались вокруг внутреннего двора, где находился очаг, стояли жернова, сушились сети. Сюда же выходили окна жилых помещений, а на улицу вела лишь дверь в стене.

В каком именно доме жила Саломия, неизвестно. Но жилище Петра археологи нашли, и оно мало отличалось от остальных домов Капернаума.

Сусанна: состоятельная женщина, служившая «имением»

Святая Сусанна-мироносица. Фреска

Сусанна упоминается в Евангелиях лишь один раз – в числе людей, следовавших за Спасителем из Галилеи и служивших ему «имением своим» (Лк. 8: 3).

Ходить за проповедником по дорогам Палестины было для женщины практически подвигом. Ведь считалось, что ей лучше вообще не выходить на улицу.

А если девица или супруга из хорошей семьи перешагивала через порог, то надевала на голову два покрывала, в дополнение к повязке на лоб и украшенной лентами сетке для волос. Один первосвященник не узнал в таком наряде собственную мать.

Женщина, которая выходила из дома, не прикрыв лица, могла получить развод без оговоренных в брачном договоре выплат. То же самое происходило с болтушкой, которая часто общалась на улице со знакомыми. Подобное поведение считалось «дурным тоном».

В свою очередь, мужчина вел себя неприлично, если смотрел на замужнюю женщину или здоровался с ней. Конечно, при дворах правителей, подражавших греческим и римским традициям, этим правилам серьезного значения не придавалось.

Простые женщины тоже не могли находиться в благочестивом уединении, ведь они должны были помогать своим мужчинам. Жены ремесленников продавали изделия своих мужей, крестьянки работали в поле и на виноградниках, супруги торговцев прислуживали гостям за столом.
Одежда бедных женщин мало отличалась от мужской. Она состояла из длинного хитона, плаща и покрывала на голову. Ткани использовались льняные и шерстяные.

Костюм богатой женщины включал несколько слоев одежды – длинных и очень широких. В моде были яркие цвета: красный, голубой, светло-оранжевый, белый. Наряды стягивали поясами и пряжками, украшенными драгоценностями, чтобы получался «напуск» и как можно больше складок.

«Лгуньи» без юридических прав

Жены-мироносицы и апостолы у Гроба Господня. Греция. Афон, монастырь Дионисиат. Византия, XI в.

Помощь ученому человеку и проповеднику «своим имением» отвечала иудейским традициям. Книжникам (толкователям и учителям закона Моисея) было даже запрещено получать плату за выполнение своих профессиональных обязанностей. В идеале они должны были довольствоваться добровольными пожертвованиями от состоятельных людей. Хотя на практике книжники нередко злоупотребляли щедростью бедняков.

Женщине тратить деньги на благотворительность без одобрения супруга было очень сложно. По закону ее собственностью и всеми доходами распоряжался муж. Он мог аннулировать договоры и клятвы жены, из-за чего те теряли юридическую силу.

Даже свидетелем в суде женщина не могла быть, поскольку считалась «лгуньей», пишет немецкий библеист Иоахим Иеремиас.

Безусловно, если муж позволял, аристократки сорили деньгами. Например, некая Мириам из семьи первосвященника получила в приданое от отца миллион золотых динариев и еще круглую сумму в подарок от свекра. Основной «капитал» ей трогать не разрешалось, но 10% от него она смело могла тратить на предметы роскоши: ювелирные украшения, благовония, вино и вставные зубы.

Иоанна: жена домоправителя Ирода Антипы

Святая Иоанна-мироносица. Фреска

Муж одной из жен-мироносиц, Иоанны, был домоправителем тетрарха Ирода Антипы, владевшего четвертой частью Иудейского царства.

В каком именно дворце Ирода Антипы служил Хуза, муж Иоанны, неизвестно. Тетрарх имел в Галилее несколько резиденций. Самая блестящая находилась в Тивериаде – его новой столице, построенной в 17 г. н.э. на берегу Геннисаретского озера по греческим образцам (приблизительно в 16 км от Капернаума).

Дворцы палестинских правителей отличались невероятной роскошью. Их здания и интерьеры украшались скульптурами, колоннами, фонтанами, декоративными садами, мозаиками, коврами, золотыми и серебряными деталями. В иерусалимской резиденции Ирода Великого, например, штат слуг составлял 500 человек: повара, врачи, брадобреи, евнухи, даже палачи. Столь же многочисленной была и охрана.

Какие именно обязанности выполнял Хуза, сказать сложно. Управлять дворцом, по словам Иоахима Иеремиаса, мог и не знатный человек. Зачастую подобные должности занимали вольноотпущенники, а рядовые слуги были рабами. Но в любом случае человек, занимавший должность «домоправителя» тетрарха, был весьма богат.

Марфа накрыла на стол, а Мария помазала ноги Спасителя нардом

Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы и Марии». 1618 г.

Сестры Марфа и Мария вместе со своим братом Лазарем жили в Вифании, в 3 км от Иерусалима (Лк. 10: 38-42).

Иисус бывал в доме Марфы и Марии неоднократно. Лазарь был его другом. Воскрешение Лазаря спустя четыре дня после того, как он умер, множество иудеев привело к вере во Христа.

Сюда же, в Вифанию, Христос пришел за шесть дней до Пасхи. Марфа подавала угощения, Лазарь был одним из возлежавших за столом, а Мария «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его» (Ин. 12:3).

О чем «рассказала» древняя иерусалимская свалка

Вид на Иерусалим с Елеонской горы. Фото Zuma\TASS

Вифания стояла на склоне Елеонской горы, покрытой оливковыми рощами. В этой местности производили оливковое масло, выращивали коз и овец. Крестьяне платили большие налоги, составлявшие от 1/3 до 1/2 урожая. Но рядом находился Иерусалим, где цены на все товары, в том числе на продовольствие, были намного выше, чем в целом по стране. Например, фрукты стоили там в шесть раз дороже, чем в деревне.

Паломники-иудеи, приезжавшие в иерусалимский храм, не жалели денег. Возможно, они останавливались и в Вифании. Постоялые дворы Иерусалима и его окрестностей процветали, в них были предусмотрены просторные помещения не только для гостей, но и для их лошадей, а также вьючных животных.

Любимой едой жителей и гостей Иерусалима были баранина и мясо коз, говядину и курятину готовили реже. Свинину и моллюсков не употребляли в пищу совсем. К таким выводам пришли археологи из Университета Тель-Авива, обнаружившие древнюю свалку недалеко от Храмовой горы.

Кроме остатков мясных продуктов они нашли следы фруктов, овощей и зерна: инжира, фиников, пшеницы и ячменя.

Мария Магдалина: воскресший Христос явился ей первой

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Александр Иванов. 1835 год

Мария Магдалина вместе с «другой Марией» удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Иисуса Христа. Она тоже родилась в Галилее, как и многие ученики Спасителя, в местечке Магдалы. Евангелие говорит, что Христос изгнал из нее семь бесов, и Мария Магдалина последовала за Ним.

Во время казни она стояла недалеко от Креста. «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим», – говорится в Евангелии от Марка (Мк. 15: 40-41).

По иудейским обычаям, тело умершего нужно было натереть ароматическими маслами, завернуть в погребальные пелены и положить в естественной или специально вырубленной в горе пещере за чертой города. Небогатые люди хоронили близких в общинных усыпальницах, состоятельные приобретали отдельные – для себя и своих семей. «Богатый человек из Аримафеи» по имени Иосиф, тайный ученик Иисуса, предоставил для похорон Учителя собственную пещеру.

Мария Магдалина упоминается одной из первых, кто вместе с другой Марией пришел ко гробу Спасителя на следующий день после Его казни. Увидев гроб открытым, но без Христа, Мария Магдалина и другая Мария испугались, но услышав от ангела о Воскресении Господа, побежали сказать ученикам. Но сам Воскресший Христос явился им на дороге и сказал такое знакомое: «Не бойтесь!» (Мф. 28: 5-9).

От слез и сомнений – к апостольскому служению

Деревянная скульптура «Мария Магдалина». Государственная Третьяковская галерея.

Апостолы не поверили Марии Магдалине, когда она впервые рассказала им о Воскресении Христа. Сомнения мужчин сбивали ее с толку, она плакала.

Но именно в эти часы перед рассветом началось ее апостольское служение. По преданию, впоследствии она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина побывала в Риме, а затем в Эфесе (Малая Азия), где помогала Иоанну Богослову.

Для жен-мироносиц поначалу Иисус Христос был сыном их подруги Марии, потом – Учителем.

Но в тот момент, когда другие ученики боялись и сидели взаперти «страха ради иудейска», они пришли ко Гробу Спасителя, пишет игумен Авраам (Рейдман). «Те, которые служили Ему имением своим, и как будто бы занимались вопросами житейскими, практическими, низменными по сравнению со служением словом, за свою преданность стали свидетелями Воскресения, – продолжает он. – Это показывает нам, что нет такого занятия, которое сделало бы человека чуждым Богу, хотя бы это занятие в глазах других было чем-то далеким от духовной жизни».

Митрополит Антоний Сурожский предлагает вспоминать о женах-мироносицах в моменты «поражения».

«Мы устремлены к добру – и отпадаем от добра; мы верим в добро – и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, – и это нам не удается. И вот в эти моменты <…> мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга», – писал он.

Список литературы
Жены-мироносицы // Православная энциклопедия.
Joachim Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus.
Джордж Эрнест Райт. Библейская археология.
Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых.
Синаксарь в неделю третью по Пасхе, святых жен мироносиц.
Святитель Иоанн Златоуст. О женах-мироносицах.
Александр Мень. Первые апостолы.
Одежда древних евреев евангельского периода.
Jerusalem dig sheds light on 2,000-year-old eating habits of local Jews // The Jerusalem Post.
Какие благовония использовались при погребении Христа // Православная жизнь.
Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 3-ую по Пасхе. Не будем удаляться от Бога (Апостольское чтение).
Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц (Евангельское чтение).

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?