Памятник на Красной площади разрушается изнутри. Из необходимых для реставрации монумента 46 миллионов рублей собраны пока только 2,4 миллиона

Ладонь Минина. Отверстия, трещина. Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея (ГИМ)

В августе 2018 года Исторический музей объявил о сборе средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Сбор средств идет на сайте музея, там же можно ознакомиться с отчетами о размере пожертвований и списком тех, кто внес свою лепту в это масштабное дело.

Один из символов Москвы и России разрушается – после 200 лет, прошедших с момента его установки, конструкция пребывает в неудовлетворительном состоянии.

Когда-то скульптурная группа была возведена по подписке, то есть на народные деньги. Памятник обошелся в 150 тысяч рублей, огромная по тем временам сумма.

Сегодня необходимо собрать как минимум 46 миллионов, чтобы провести  реставрацию и сохранить творение скульптора Ивана Мартоса.

О том, какие слабые места есть у бронзовых Минина и Пожарского и почему было принято решение обратиться за помощью к народу, рассказывает начальник управления общественных связей Государственного исторического музея Мария Лемигова.

Это первый опыт краудфандинга у ГИМа

Мария Лемигова. Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея (ГИМ)

– На текущий момент собраны 2 миллиона 442 тысячи 461 рубль. Все это, в основном, пожертвования простых граждан. Деньги поступают из разных городов страны – Москвы, Томска,  Новосибирска, Сочи, Кисловодска, Нижнего Новгорода.

Совсем недавно нам написал письмо потомок братьев Губониных, строителей Исторического музея, которые  почти полтора столетия назад выкладывали кирпичом фасады здания музея.

Он тоже пожертвовал средства на реставрацию знакового для нашей страны монумента. Пожертвования обычно небольшие – от 100 до 1000 рублей, но есть и более крупные перечисления.

– Почему был объявлен народный сбор и будут ли в нем принимать участие крупные благотворители?

– Скажу откровенно, для Исторического музея это первый опыт обращения к обществу в плане привлечения средств с помощью, как сейчас принято говорить, краудфандинга. Мы считаем, что именно этот проект достоин того, чтобы «всем миром» собрать средства на его реставрацию.

Ополчение Минина и Пожарского собиралось на народные пожертвования, а спустя два столетия  памятник национальным героям также возводился на народные средства. Получив памятник на баланс в конце 2016 года, Исторический музей принял соответствующие обязательства по сохранению монумента и вкладывает собственные средства в те работы, которые необходимо произвести срочно.

Поэтому говорить о том, что музей бездействует в ожидании какого-то чуда, уж точно несправедливо. Все эти годы мы обращаемся в организации, к крупному бизнесу, на помощь которого очень надеемся. До настоящего времени наши обращения не нашли поддержки, а значит пока мы можем опираться лишь на финансовую помощь, которую получаем от простых граждан и на средства, которые зарабатывает музей.

– Что стимулирует людей вносить пожертвования? Ведь это не больной ребенок, не жертвы катастроф – это всего лишь памятник, и для многих даже не очевидно, насколько плачевно его состояние.

– Главное, что объединяет людей, помогающих больным детям, подопечным детских домов, животным в приютах или учреждению культуры, спасающему национальное достояние – это неравнодушие, нравственность и гражданственность.

В нашем случае людьми движет  стремление сохранить для будущих поколений главное, что нас объединяет – нашу культуру.

В свое время отливка памятника и его установка стали вехой, которая объединила людей по всей стране. Когда в начале XIX века была объявлена смета – 150 тысяч рублей – это была колоссальная сумма по тем временам.

Сбор пожертвований продолжался даже во время Отечественной войны 1812 года.

Первым, кто внес свои личные средства, 20 тысяч рублей, был император Александр I. И в наши дни есть люди, которые считают крайне важным продолжить историческую традицию не на словах, а на деле.

Чем «болеет» памятник

Ступня Минина. Отверстия, трещины, заплатки. Фото предоставлено Историческим музеем (ГИМ)

– В одном из материалов, посвященных грядущей реставрации, я столкнулась со словами, что речь идет о спасении памятника Минину и Пожарскому. Неужели все действительно настолько плохо?

– Сказать абсолютно точно, что сейчас происходит с памятником, мы сможем после его дополнительного обследования. Последний раз его изучение проводилось в 2009 году.

Согласно заключению реставраторов, монумент давно разрушается изнутри.

При этом мы понимаем, что за истекший с 2009 года период этот процесс мог зайти еще дальше. Прежде чем приступать к реставрации, нужно сначала провести дополнительное обследование монумента и внести коррективы в проект реставрации.

– Как это исследование будет происходить, и кто его оплатит?

– Диагностика должна завершиться до апреля 2019 года. Ее планируется оплатить из средств Исторического музея, собранные на реставрацию памятника деньги сюда не включены.

До конца года специалисты возьмут пробы металла изнутри памятника, оценят состояние скульптурной группы и постамента. Судить о состоянии скульптур Минина и Пожарского только по внешнему виду не совсем верно.

То, что мы видим снаружи – та самая благородная «патина», это «болезнь» всех памятников и ее наличие никоим образом не говорит о том, каково состояние самого монумента. А внутри у него идет процесс коррозии.

– Не могли бы вы наглядно пояснить – какие именно места у фигур гражданина Минина и князя Пожарского являются проблемными?

– Это ступни и пальцы рук у Минина и складки его одежды, сквозные отверстия есть и на фигуре князя Пожарского. Некоторые дефекты можно увидеть и невооруженным глазом – достаточно подойти к памятнику поближе и посмотреть внимательно.

Постамент памятника

Кроме того, необходимо заменить металлические конструкции, на которых стоит памятник – со временем они проржавели и уже не справляются со своей задачей. Также нужно закрепить барельефы на постаменте – они не зафиксированы так, как было задумано изначально архитектором.

Укрепить сам фундамент, вернуть позолоту надписи на постаменте, провести работы по озеленению прилегающей территории и подсветке памятника – все это большая работа, которая также найдет отражение в конечной смете.

– Говорят, что разрушение памятника началось после того, как его сдвинули в 1931 году с исторического места у здания ГУМа. Так ли это?

– Нельзя исключать, что во время перемещения к Покровскому собору был нарушен внутренний конструктив. Но есть еще одна особенность.

В свое время технология отливки памятника Минину и Пожарскому была уникальной – он создавался не по частям, а как единая скульптурная группа, отдельно выплавлялись только щит и шлем Пожарского.

Восковую модель в полную величину обмазывали специальной смесью, содержащей толченый кирпич. Смесь застывала, после чего воск вытапливался, а на его место заливался металл.

В результате на обратной стороне фигур, полых внутри, остались частицы внутренней формы. У реставраторов есть опасения, что в тех местах, где они соприкасаются, металл очень сильно истончился, ведь фрагменты этой формы набирали влагу и соприкасались с памятником.

Фото: Павел Смертин

Внести свой вклад в спасение памятника можно ЗДЕСЬ

– Минин и Пожарский на время переедут с Красной площади?

– Первые актуальные данные о состоянии памятника мы надеемся получить до конца 2018 года. К апрелю 2019 года будет готов проект реставрации, который необходимо согласовать с Министерством культуры РФ.

Реставрацией памятника займется подрядная организация, которую определит конкурс с ограниченным участием. Весной мы также сможем сказать с большей точностью, какова будет сметная стоимость реставрации.

Возможно, сумма увеличится, но то, что она не станет ниже, чем 46 миллионов рублей, – это точно.

Решение относительно того, как будет идти сбор, и будем ли мы дожидаться всей суммы, либо начнем процесс реставрации, также будет принято следующей весной.

– Когда реставраторы смогут приступить к работам?

– Не раньше, чем в середине мая 2019 года, на Красной площади должен пройти Парад Победы, и не хотелось бы видеть главную площадь страны без ее бронзовых стражей.

– Для этого памятник придется увозить с Красной площади?

– Ответ на этот вопрос дадут реставраторы в ближайшее время. Но даже если памятник будет необходимо демонтировать – такая возможность тоже обсуждается – мы должны понимать: это все делается для того, чтобы впоследствии монумент вернулся отреставрированным и в ближайшие десятилетия не покидал своего места.

Сбор на реставрацию – это маркер состояния общества

Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея (ГИМ)

– Пока Исторический музей проводит подготовительные мероприятия, сбор идет. Ставите ли вы себе какие-то сроки?

– Когда мы начинали краудфандинговый проект по сбору средств на реставрацию, мы не указывали финальную дату. Ее нет и быть не может. Разумеется, мы понимаем, что сумма для сбора существенная. Но важно сказать, что эту акцию мы рассматриваем как некий маркер состояния общества, как оно изменилось за столетия.

Хочется надеяться, что и сегодня патриотизм и любовь к Родине и к людям, которые в разные годы ее защищали, ничуть не меньше, чем когда «всем миром» собирали ополчение Минина и Пожарского или когда решили увековечить в бронзе героев Отечества.

– Не зря ведь слова на постаменте: «Благодарная Россия – гражданину Минину и князю Пожарскому» стали хрестоматийными…

– Безусловно, и эта фраза тоже во многом показательна. В 1818 году Россия была благодарной своим героям. Хочется, чтобы она осталась благодарна им и спустя 400 лет после их подвига.

Комментарий эксперта

Фото с сайта forsageforum.ru

Наталия Игнатенко, PR-менеджер краудфандинговой платформы Planeta.ru

– Очень логично, что Исторический музей решил собрать средства на реставрацию памятника Минину и Пожарскому с помощью краудфандинга, ведь 200 лет назад именно таким же способом были собраны средства на его строительство.

1 января 1809 года по указу Александра I объявили всенародную подписку и разослали по всей России гравюры проекта. Сбор средств проводился по всей стране, а имена спонсоров публиковались в прессе. В 1811 году сумма собранных средств достигла 136 тысяч рублей, и суммы были очень разными. Например, Нижегородская губерния добавила еще 18 тысяч, и было начато строительство памятника. Тогда это были очень большие деньги, учитывая то, что за 200 рублей можно было купить хорошую лошадь.

Но, конечно, тот результат не совсем корректно сравнивать с сегодняшним сбором на реконструкцию. Дело в том, что проект строительства (то есть, созидания с нуля) для большинства людей психологически выглядит привлекательнее, чем кампания, посвященная реставрации. Хотя на Planeta.ru было успешно реализовано несколько реставрационных проектов, не столь крупных, конечно.

Помимо этого, в XIX веке такой сбор был действительно чем-то уникальным, а сейчас интернет пестрит самыми разными крауд-проектами. Так что реставрационной кампании Исторического музея приходится конкурировать даже за клик (не говоря уже о перечислении) со сборами на лечение детей, на строительство приютов для животных, на музыкальные альбомы известных групп, фильмы и так далее.

Тем не менее, людей, которые хотят поддерживать культуру, много, и, кстати, почти 2,5 млн, которые уже собраны на реконструкцию памятника, доказывают это.

Краудфандинг постепенно становится неотъемлемой частью жизни, для многих людей это возможность выразить свою позицию, поучаствовать вместе с авторами проекта в реализации какой-то проблемы или внедрении какой-то идеи. Но именно потому, что краудфандинговых проектов сейчас очень много, важно использовать разные способы продвижения кампании.

За поддержку этого проекта можно было бы предлагать интересные вознаграждения от самого музея и его партнеров, а также можно было бы разбить реконструкцию на этапы и показывать, сколько средств нужно на реализацию каждого этапа.

Например, лидер российского краудфандинга по привлеченной сумме фонд «Ника» в ходе четырех кампаний на Planeta.ru собрал уже больше 20 млн на строительство многофункционального центра для животных «Мокрый нос».

Они реализуют свой проект поэтапно: сначала построили домик для собак, потом для кошек. Таким образом, и большая финансовая цель разбивается на несколько менее пугающих для пользователей, и отчетность после реализации каждого из этапов способствует дополнительному кредиту доверия со стороны спонсоров.

Как быстро можно будет закрыть этот сбор на реставрацию памятника Минину и Пожарскому затрудняюсь сказать, потому что это напрямую будет зависеть от промо-кампании и привлечения внимания со стороны музея к этому проекту.

Фото: Павел Смертин

Скажем, редактору «Искусства кино» Антону Долину понадобилось всего 6 часов, чтобы собрать миллион на перезапуск этого культового журнала (через трое суток было собрано 2 млн, а в ходе всей кампании на Planeta.ru, продлившейся 2 месяца, было собрано больше 3,5 млн рублей).

Специально в качестве примера привожу его кампанию, потому что в ней тоже шла речь не о созидании чего-то нового, а о сохранении уважаемого и любимого многими людьми. Мы со своей стороны предложили музею собрать часть средств, используя «Планету», таким образом, и аудитория площадки подключится к сбору, и вознаграждения, которые позволяет добавить функционал площадки, наверняка послужат дополнительным мотивом для поддержки проекта некоторыми спонсорами.