Медицинское образование сокращают на год: как изменится качество лечения

К сентябрю 2017 года медицинские вузы распрощаются с интернатурой. Кто будет лечить нас от гриппа в 2017 году?

Фото с сайта ssmu.ru

Вот, пожалуй, тот вопрос, которым стоит задаться тем, кто в этом году свое отболел или счастливо избежал заражения.

Дело в том, что 2016 и 2017 годы – время больших перемен для студентов медицинских вузов, а значит, и для всех нас. С сентября этого года отменяется интернатура для стоматологов и фармацевтов, а с сентября 2017 – для педиатров и терапевтов (ФЗ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Интернатура – это двенадцать месяцев практических занятий. Раньше без прохождения годичного курса постдипломного образования специалистов не пускали в практическое здравоохранение. Сейчас, чтобы пойти работать в поликлинику, будет достаточно получить диплом об окончании вуза.

Только в случае, если молодой медик мечтает о профессии хирурга или, скажем, кардиолога, ему необходимо будет закончить ординатуру.

Цель законопроекта – оптимизировать процесс обучения: если раньше интерны шли в больницы и год работали там под шефством профессионалов, то теперь интенсивная практика будет проходить на базе клиник при институтах в течение двух последних лет обучения в институте. А летние практические занятия будут начинаться не со второго курса, как раньше, а с первого.

Благодаря нововведению Минздрав также планирует решить вопрос с нехваткой врачей в государственных поликлиниках: все, кто поступали в медвузы в порядке целевого набора (то есть от конкретной медицинской организации или от Министерства здравоохранения конкретного региона страны) должны будут вернуть «долг» и отработать в течение трех лет в учреждениях так называемого первого звена, то есть в поликлиниках.

Быстро, но эффективно ли?

Максим Ступин, проректор Санкт-Петербургского института стоматологии. Фото с сайта pressmia.ru

«По большому счету, отмена интернатуры – это хорошее развитие событий, но при условии, что новая система обучения будет работать. Ведь Минздрав хочет не просто отменить интернатуру, идея заключается в том, чтобы студенты в течение своего пятилетнего обучения, если мы говорим про стоматологов, и шестилетнего, если говорим про лечебников, получили те навыки, которые они раньше получали в интернатуре.

То есть в принципе, все логично, потому что прежде врачи не могли работать по специальности, закончив институт. Однако есть опасения, что тот объем навыков, что раньше давали в интернатуре, не будет освоен студентами. То есть на бумаге, конечно, все выглядит нормально, а как все эти новации будут реализованы – посмотрим», – комментирует нововведения проректор Санкт-Петербургского института стоматологии (СПбИНСТОМ) Максим Ступин.

Ректор Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), доктор медицинских наук профессор Борис Шахов уверен, что отмена интернатуры не окажет негативного влияния на качество подготовки российских врачей, ведь подготовка к этому велась в вузах еще с 2012 года, когда стали известны федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения для медиков.

«Новый ФГОС, наряду с теоретической подготовкой по специальностям, включает обязательные симуляционные циклы, после успешного завершения которых обучающиеся допускаются к практике в учреждениях здравоохранения различного уровня.

При этом лица, обучающиеся по целевым направлениям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, проходят практическую подготовку в тех учреждениях здравоохранения, в которых они в дальнейшем продолжат свою профессиональную деятельность», – поясняет ректор.

Ректор Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), доктор медицинских наук профессор Борис Шахов. Фото с сайта nizhgma.ru

Иначе говоря, теперь практика студента медицинского вуза с самого начала будет не учебной, а производственной, то есть проходит под контролем преподавателей кафедры, на которой учится молодой специалист. К тому же прохождение практики будет возможно только на базе клиник, где «присутствует» медицинский вуз. А значит, никаких летних часов «спустя рукава».

По итогам каждой практики студентов ждет экзамен, за провал которого можно быть отчисленным из вуза.

Практикующий хирург одной из удмуртских больниц (фамилия не указана по просьбе автора комментария) считает, что отмена интернатуры может серьезно ухудшить качество медицины в России: «Поликлиника, при всей кажущейся несерьезности, на фоне достижений современной медицины – то место, где простейшая ошибка может привести к серьезным последствиям, и работать там должны врачи с опытом, ибо кто как ни они смогут поставить верный диагноз и определить, нуждается человек в госпитализации или нет».

Хирург отмечает, что интернатура дает возможность освоить профессию врача без груза огромной ответственности, под руководством профессионалов. «А кто разделит эту ответственность с врачом, вышедшим лечить людей с полной ответственностью, но без должной практики? Министры и чиновники? … Сомневаюсь», – с тревогой говорит врач.

Что стоит за отменой интернатуры

С тем, что отработка бюджетных денег, вложенных в образование студентов, – мера вполне адекватная и справедливая, соглашается большинство специалистов. Однако делать это движущей силой реформы довольно абсурдно: обязать «целевых» студентов работать на государство можно и без отмены интернатуры.

Возможно, смысл закона – в том, чтобы отвлечь внимание общественности от катастрофического разрыва в финансировании здравоохранения РФ, по сравнению со странами Запада, считает доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Руслан Абдуллаев.

По данным ВОЗ, расходы на медицину в 2016 году в США составят более 3,3 триллиона долларов (18% ВВП). Это при населении более чем в 324 млн человек. В России же с населением чуть больше 143 миллионов на здравоохранение в 2016 году выделили 479 млрд рублей, то есть (по курсу 76,3) – порядка 6,3 миллиардов (не триллионов!) долларов.

Доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Руслан Абдуллаев. Фото: facebook.com

«Эти цифры, лично для меня, говорят об очень многом. Во-первых, мы из года в год технологически отстаем в сфере здравоохранения от США колоссально. И это отставание из года в год только накапливается.

С таким бюджетом нельзя серьезно рассчитывать на то, что средняя продолжительность жизни нашего населения возрастет.

Можно только рассчитывать на изменения в образовании, в том числе и медицинском, что мы и имеем на данный момент», – рассуждает Руслан Абдуллаев.

По итогам реформы в больницы придет больше терапевтов и педиатров. Но вопрос, за какие деньги они будут работать и насколько качественно лечить?

В пресс-службе Нижегородской академии отмечают: в том, что русские врачи теперь смогут «подойти к телу» больного, отучившись вдвое меньше, чем, к примеру, американские доктора, нет повода для тревоги, так как небольшие сроки обучения никогда «не мешали нашим врачам быть лучшими».

«Очень многое зависит от самого человека, от набора его личностных качеств. Кому-то и 10-15 лет обучения может не хватить. Поэтому и задача номер один – чтобы у нас учились люди, которые осознанно выбирают медицину, понимая, что от них потребуется большая самоотдача», – отмечают в пресс-службе вуза.

Сколько учатся на врачей в других странах

Возможность заниматься практической медициной спустя шесть или даже пять (для стоматологов) лет обучения – уникальная практика, если сравнивать с другими странами.

Так, в Штатах, после средней школы (12 лет обучения) те, кто хотят стать врачами, идут на четыре года в колледж с медицинским уклоном, потом – на четыре года в медицинскую школу, после чего от 3 до 5 лет (в зависимости от нагрузки, которую студент выбирает для себя самостоятельно) учатся в резидентуре, затем от года до пяти получают специализацию, и только через, в лучшем случае, 12, а в худшем – 18 лет учебы могут начать самостоятельную практику.

В Англии также до поступления в институт нужно прослушать двухгодичный курс по естественнонаучным предметам в колледже, потом в течение пяти или шести лет слушать общий медицинский курс в высшем учебном заведении, затем пройти два года интернатуры, после чего можно приступать к работе (итого – 10 лет).

Фото с сайта mayo.edu

В Германии два года отводятся на доклинический этап обучения, после чего студенты медвузов пять лет слушают основной курс, затем в течение года молодые специалисты проходят практику в больницах. Врачебные сертификаты выдаются только в случае успешно сданного экзамена по итогам практики, то есть через 8 лет после начала получения медицинского образования.

В Канаде для того, чтобы стать врачом, нужно 4 года отучиться в медицинской школе, 4 года – в университете, а потом от 3 до 5 лет – в интернатуре (в зависимости от специализации).

От чего отвлекает новая система медицинского образования в России: от низких ли финансовых вложений в российскую медицину или других проблем, непонятно. Но ясно одно: студентам российских медвузов, если они хотят стать профессионалами, отвлекаться теперь нельзя.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?