«Мария и алкоголики» было записано в моем блокноте. Это значит, что я проведу день в клинике, где лечат от алкоголизма. Мария работает там катехизатором, то есть рассказывает пациентам о вере.
В самом словосочетании «церковь и общество» звучит некое противопоставление. Но, между церковью и обществом нет непроходимой границы, их взаимопроникновение происходит порой в самых неожиданных местах. Небольшая частная клиника на юго-западе столицы. Здесь лечат неврозы, алкоголизм и наркоманию. А еще здесь комната-часовня.
Мария, катехизатор: Обычно, пациенты, путешествуя по клинике, заходят в нашу молельную комнату. Первые слова: «Ой, как у вас тут хорошо! А можно я тут посижу?». У нас тут кресло удобное есть, и целый шкаф духовных книг. Обычно, наши пациенты смутно представляют, что такое церковь. Для них церковь – это купола, кресты и свечи.
Мне запомнился один юноша, он увлекся буддизмом, изучал эту философию очень глубоко, читал много книг. В клинику он попал с психическими нарушениями. Он стал заходить в часовню, мы с ним пели акафисты. Он говорил: «Я хочу во всем разобраться, понять, что со мной происходит, хочу найти истину». Мы с ним часто беседовали, он читал книги. И, что удивительно, он изучал православие с большим рвением. А состояние этого молодого человека менялось на глазах, доктора удивлялись. И когда перед выпиской он решил принять крещение, это была для нас, конечно, огромная радость. Это был его свободный выбор, никто его не принуждал.
В чем заключается моя работа? Я иду в палаты к пациентам и говорю: «А хотите, я вам расскажу…ну, например, о крещении Руси, о князе Владимире». Как к этому пациенты относятся? Очень хорошо относятся, слушают, задают вопросы, кто-то начинает интересоваться, приходит в часовню, свечку поставить. А еще мы фильмы смотрим, обсуждаем, некоторые фильмы они даже просят показать по нескольку раз. Люди здесь самого разного возраста – от 16 до 60. Очень много молодых людей, подверженных компьютерной зависимости, утративших чувство реальности. Заблудившиеся, потерявшиеся где-то между компьютерной игрой и фантастической книжкой. Такой человек живет в совсем чудесном, но, к сожалению, придуманном мире. Почему? Тот мир удобнее, там проще достичь всего. И так шаг за шагом, человек совершенно уходит из нашей реальности в свою. Информационная болезнь души. О нашей, человеческой реальности у них искаженное представление.
Некоторые люди именно тут, в клинике, понимают, что есть не только тело и душа, а еще и дух. И вот они начинают по духовному пути идти маленькими шагами. По этому узкому, тернистому пути. Приходит человек и говорит: «А я сегодня «Отче наш прочитал». И на следующий день прочитал. Вот такими маленькими детскими шагами. С чего начать? Нашим пациентам я говорю так – в каждом районе есть церковь. Вот туда прийти, отстоять службу, подойти к батюшке, сказать, вот у меня проблема с алкоголем. Я лечился, и хочу стать здоровым, нормальным человеком. Вот так просто взять и подойти. Просите и дано вам будет.
Отчего люди пьют? Можно сказать очень просто, болит душа. И им хочется это душевное пространство заполнить радостью, душа требует духовной пищи. Тертуллиан говорил, что душа по природе своей христианка, вера это ее естественное состояние. И она все время ищет этой связи с Богом. Душа болит, душа ноет. Получается, что алкоголизму подвержены самые тонкие и ранимые люди, которые больше ничем эту пустоту заполнить не могут. Болит душа, болит тело. Ведь человеку, который нашел такой источник радости – водка, наркотик или компьютер – эту радость ничто не заменит.
Как формируется зависимость? Опасна реклама, опасна доступность напитков. Это страшный соблазн.
Очень важно за таких людей молиться. Что невозможно человеку, возможно Богу. Помогать алкоголику должна вся семья. Я знаю случаи, когда вся семья приходила к вере. И семья восстанавливалась, эти люди счастливы сейчас.
Конечно, в часовню заходят далеко не все. Дело добровольное».
В часовню зашел один из пациентов, назовем его Александром. У него в жизни все хорошо: есть жена и сын, Александр совладелец фирмы, его присутствие на работе необходимо на два три часа в день… Но проблема в том, что эти пару часов он должен быть трезвым и адекватным. А вот с этим в последнее время плоховато. После отпуска Александр как-то расслабился, а, когда понял, что выпивает больше бутылки водки каждый день, решил лечиться. В часовню ходит часто. Он и до больницы посещал храм, да не просто заходил поставить свечку, а стоял всю службу. В больнице ему хорошо, но скучно. Жаловался, что не разрешают пользоваться телефоном и гулять выпускают только на балкон. Соседи по палате хорошие, да тут все ребята умные, интересные, не последние в этой жизни люди. «Мы вот тут удивляемся, – говорит Александр, если все умные и хорошие люди здесь, в клинике, то кто ж в городе-то остался? Не все тут, кстати, алкоголики и наркоманы, со мной в палате студент лежит, так он сессию сдавал, до того доучился, что ему зеленые косинусы стали являться. Сейчас, конечно, получше ему. Ну, просто устал парень».
Потом мы разговаривали с директором клиники, Олегом Николаевичем.
Олег Николаевич, директор: По статистике 10-20% пьющих людей становятся алкоголиками. Причины неизвестны. Один может понемножку пить всю жизнь и ничего, а у другого в какой-то момент возникает похмелье, и он начинает похмеляться. Следующая стадия – человек утрачивает контроль за количеством выпитого. Самый главный вопрос – зачем человек пьет. Одно дело выпить рюмку водки для удовольствия, а другое – для кайфа. Вот, например, моя тетя попала в аварию, получила очень серьезные травмы, ей кололи морфин, но наркоманкой она не стала, у нее была другая цель – снять боль. Наркотик для нее не был средством получения эйфории. А у алкоголика выпивка превращается в образ жизни. Помните, как в фильме «Джентльмены удачи»: «Скучно жить без водки». Когда человек выпил, он раскрепощается, ему становится проще общаться. Алкоголь очень коварный. Помните, как змей соблазнял Еву яблоком? Говорил: «Будете, как боги». Вот и алкоголь проявляет такое же коварство. Ведь сначала алкоголь действительно помогает! Я из своей практики знаю, среди моих пациентов много творческих людей: музыканты, художники, писатели. Алкоголь дает им возможность расслабиться, наступает эйфория, появляются новее мысли – выпил 150 грамм, «квартиранты» в голове забегали. Действительно, так и происходит на первых порах.
Потом начинается обратный отсчет. И человек без водки и без наркотиков уже многих вещей не может. Сначала человек пьет, чтоб получить кайф, а потом пьет уже для того, чтобы вернуться к прежнему человеческому состоянию. И наркоманы со стажем колются уже не ради «прихода», а для того, чтобы избежать боли, об удовольствии уже речь не идет. Как диабетик, который должен вовремя уколоть себе инсулин, а то будет кома.
Вот вчера тоже один пациент говорит: «Я же только пиво пью!» Что ему ответить? Понимаете, никто ведь с тройного одеколона не начинал. Все начинали достаточно красиво – сначала пивка, коньячка для души… И ни у кого в мыслях не было, что он станет алкоголиком! Вот недавно поступил к нам дедушка. Дедушка праздновал юбилей. И так ему понравилось пить шампанское, что он его стал пить ящиками. Не мог остановиться, пока внуки его сюда не привезли. За какое время человек становится алкоголиком? Для каждого свое время, это никому неизвестно. Некоторые народы спиваются моментально. Если среди предков человека есть алкоголики, риск больше. Да что люди! Собака может спиться за несколько дней. Есть такие собаки, крутятся у ларьков, ждут, когда нальют. Алкоголь во время беременности? Это только в нашей стране возможно. Недавно приехала из Перу подруга моей дочери, беременная. Простудилась здесь, а лечиться соглашалась только чаем с малиной, чтобы ребенку не повредить. И во всем мире так. А вы говорите, алкоголь…
Что делать, если беда случилась с близким? В психотерапии есть такой термин «метод интервенции». Это когда собираются все близкие и начинают каким-то образом на него воздействовать. Только делать это надо не тогда, когда человек пьян, с пьяным общаться не только бесполезно, но и опасно. А выбрать момент, (такие моменты у каждого алкоголика бывают), когда он слаб, когда нуждается в помощи. Вот тут собирается вся родня и начинает его убеждать.
Задача – убедить человека в том, что он болен и нуждается в лечении. Слово «алкоголик» в нашем обществе – ругательное. И редко кто по доброй воле себя алкоголиком признает. Но пока больной сам не поймет, что это болезнь, ничего не выйдет. Что хорошо в программе «12 шагов», там первый шаг – человек должен признать, что он болен. С этого все начнется. Он должен понять, что пить ему нельзя, никогда, ни при каких обстоятельствах. Алкоголизм это болезнь неизлечимая. Любая попытка употребления спиртного рано или поздно перейдет в запой. Алкоголику обратного хода нет.
Но здесь надо различать алкоголизм и бытовое пьянство. Алкоголизм – это уже болезнь с определенным набором симптомов. А бытовое пьянство – это скорее поведенческое расстройство, это начальный этап. Человек пьет еще не из-за физиологической потребности. А «потому что все пьют», «чтобы было весело», «потому что привык». Но между бытовым пьянством и алкоголизмом существует грань, которую очень легко перейти, в одну только сторону легко, к сожалению. Когда потребление алкоголя происходит ежедневно, стоит насторожиться. Если человек пьет ежедневно, чтобы расслабиться (а у нас, к сожалению, это практикуется, особенно часто к нам попадают бизнес-леди) то рано или поздно алкоголь действовать перестанет, и на все его проблемы наложится еще и алкогольная депрессия. Мы разучились расслабляться без спиртного. Собирается компания и сидит до первой рюмки с каменными лицами. А потом пошли танцы, веселье и больная голова наутро. Чтобы человек мог расслабиться без спиртного, чтобы в компании ему был весело без спиртного, нужна определенная внутренняя свобода. Вот к ней-то и надо стремиться.
Почему алкоголик не может выпить бокал вина и на этом закончить? Механизм такой – человек бросает пить, некоторое время живет нормально, а потом у него начинает портиться настроение, он начинает конфликтовать – с близкими, на работе, везде. И вроде бы все вокруг него подталкивает к тому, чтобы выпить и привычным способом снять стресс. Вот поэтому и говорят, что наркотик умеет ждать. Некоторое время он держится, потом думает – выпью рюмку и больше не буду, выпивает рюмку, мысли его уже немного изменились, потом выпивает другую рюмку, причем каждый раз он совершенно искренне уверен, что может в любой момент остановиться: «Еще рюмку и все, вот допью бутылку и все», – в какой-то момент остатки разума его покидают, и он отправляется в свободный полет. Когда меня спрашивают, можно ли засечь момент, когда человек теряет над собой контроль, я отвечаю вопросом: «Вот вы можете запомнить момент, когда вы засыпаете?» Вот вы лежите в кровати, вдруг раз – и уже утро. Так же и здесь.
Относительно разных методов лечения я могу сказать, неважно какой метод, важно чтобы человек его применял по доброй воле. Мне очень понравилось, как сказал директор НИИ психиатрии и наркологии, он сказал, что если метод сумел помочь одному человеку, то этот метод имеет право на существование. Мы же не швейные машинки чиним.
У меня была соседка, которая серьезно выпивала. Вот она, как выпьет, подходит ко мне и говорит: «Николаич! Все! Завтра ложусь в твою клинику!» А я ей говорю: «Приходи трезвая, тогда это обсудим». Целый год она приходила, в дверь звонила: «Все, завтра кодируюсь». А потом я ей говорю «Сроку тебе пять дней. Если я увижу, что ты не пила эти пять дней, будем разговаривать». И вот приходит она на пятый день. Я вижу, что она не пила, я ее привез в клинику, тут ее закодировали. Вот уже третий год она не пьет. Я вижу ее во дворе. И самое главное, я вижу, что ей это состояние нравится. Она вдруг увидела, что она не пьянь подзаборная, а нормальная женщина. Стала следить за собой, хорошо одеваться, у нее нормализовались отношения в семье. И если ничего такого не произойдет, что бы могло выбить ее из колеи, к пьянству она не вернется.
В чем функция врача? Врач это всего лишь человек. Не колдун, не волшебник и фокусник, он не может за вас решить ваши проблемы. Используя знания, опыт и интуицию он может помочь другому человеку. Но только в том случае, если пациент сам этого хочет. Насильно и насморк не вылечишь.
Лечение алкоголизма – дело непростое. Должна поменяться вся семья. Вот разговариваю я с мужчиной, у него тут лежала жена. Он тоже выпивает, но он может выпить рюмку и спокойно поставить бутылку в холодильник и забыть о ней. Когда я ему говорю о том, что хотя бы первые пять-семь лет, после лечения жены спиртного в доме не должно быть, совсем, и сам он пить не должен – ни при ней, ни без нее, а он удивляется: «А я-то почему? Не я же алкоголик!» Ну что тут поделать? Других методов нет. Это его жена. Это, у него с ней дети маленькие, так что ему выбирать, будет у них мать, или нет.
Мария: Ой, я вспомнила, был такой случай, чудесный. Один человек, ему было уже 55 лет, когда он допился до того, что забыл, как детей его зовут, ничего его уже не останавливало – ни стыд, ни слезы жены. Третья стадия алкоголизма, органические нарушения, тут обычными средствами мало что можно сделать. А дело это было в перестройку, негде было лечиться, да и денег не было. Вдруг открыли храм рядом с домом, где этот человек жил. Он разок случайно зашел, и стал ходить – службы стоит, свечи ставит. Потом осмелел, подошел к батюшке, исповедовался, причастился. И вот в храме он нашел ту самую радость, которую всю жизнь искал, ту полноту общения, которую искал в собутыльниках. А еще он нашел там ответы на многие вопросы. Я сама видела чудо этого преображения. Конечно, вся семья ему, как могла, помогала. И вот уже 20 лет он в ремиссии, не пьет и не хочется ему. И это совершенно другой человек, светлый, спокойный и радостный.
Мария ведет меня на балкон. Балкон – большой, квадратный, по верху затянут сеткой. А рядом – старая яблоня, и яблоки на ней уже созрели. Пациенты, мужчины и женщины, в тени играют в шахматы. Их можно запросто принять за отдыхающих в каком-нибудь пансионате. На стене нарисована Куба – во всю стену. Огромное горячее южное небо, море, большие пальмы, розовые дома, желтый песок, черная, обшарпанная дверь с номером 21 и припаркованный рядом старенький автомобиль. И над всем – праздничный яркий кубинский флаг. «Надо бы Кубу лаком покрыть, а то осенью ее дождями смоет», – говорит один из пациентов.
Алиса ОРЛОВА
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.