Марафон чистоты: мама пятерых детей победила беспорядок и учит этому других

Татьяна Филиппова пережила 11 переездов, знает, как создать уют и в деревенском доме, и в съемной квартире. Модную систему женского тайм-менеджмента она переложила на православный лад

«Кошмар моего детства – генеральная уборка по воскресеньям. Бабушка была медиком, поэтому дома должно было быть стерильно», – вспоминает Татьяна Филиппова.

Убирать дом она научилась, но как поддерживать чистоту всегда, не знала. И сначала, когда родились первые двое детей, справлялась. А вот на третьем система дала сбой. Потому что как раз системы и не было.

«Я очень люблю чистоту, я перфекционист, а у меня был хаос, я ходила по тропам, переступала через вещи, лежащие на полу, пинала их, психовала, срывалась на детях», – вспоминает Татьяна. А однажды решила – ну раз так, будем жить в беспорядке.

«Мама пришла и давай раскидывать вещи, кидает-кидает, все раскидала. Вот, вам нравится жить в беспорядке, так и будем жить», – смеется старшая дочь Ира.

Мы в гостях у семьи Филипповых в городе Сергаче Нижегородской области. 17-летняя Ирина приготовила обед, сварила постный борщ, испекла булочки с маком. Ира уже не живет дома, учится в Нижнем Новгороде на регента, но сегодня вся семья в сборе.

Просторный дом, в нем много воздуха и легко дышится. Никаких завалов вещей по углам. Окна в пол, картины на стенах и большой обеденный стол. На столе белоснежная супница. Стулья – с велюровыми сиденьями. И это в семье с четырьмя дошкольниками.

Дети не рабы

Дети в комнате на кровати

Нине шесть лет, Макарию пять, Леше два года, Ванюше пять месяцев. Все дела по дому Татьяна делает вместе с ними. Не заставляет – предлагает. Ваня кочует, то он на руках у мамы, то на ковре, то в детском стульчике, но всегда рядом со всеми. Смотрит во все глаза, как старшие протирают пыль или собирают игрушки.

Утро начинается с привычного алгоритма – привести себя в порядок, заправить кровати, помолиться. Сразу ставится стирка. Потом завтрак и 15 минут уборки.

Все дела должны быть сделаны в первой половине дня, уверена Татьяна, тогда останется время и поиграть с детьми, и позаниматься. По вечерам и в выходные никакой работы.

Девочки на кухне и за уборкой

Сегодня пятница, последний трудовой день. «На этой неделе мы работаем в зоне столовой. Начиная с понедельника, каждый день по 15 минут мы мыли, протирали. Сверху вниз. Потолок, гардины, полки, вот к пятнице дошли до стульев», – рассказывает Татьяна. Дети берут влажные салфетки. Татьяна объясняет, как нужно протирать ножки стульев, сама чистит сиденья.

«Влажные салфетки, обычные, детские – мое открытие, они отмыть могут практически все. И детям удобно ими вытирать. Бывает, что и мыльные тряпочки выдаю, ими моем стенки холодильника например. Видите, раз-два и готово, даже 15 минут не прошло. Дети, кто хочет помыть пол?»

Вызывается Нина. Смотрю, как она ловко обращается со шваброй, аккуратно сдвигая крошки к краю. Макарий сам приносит веник с совком и заметает мусор. «Вот такого мытья полов, как может помыть шестилетка, – вполне достаточно. А если никто не хочет мыть пол, я вымою, дети у нас не рабы. Просто обычно, только я беру швабру, у меня ее кто-нибудь отбирает», – улыбается Татьяна.

Побег из семьи

Татьяна, отец Илья и младший сын

Свою систему ведения дома Татьяна выстраивала по крупицам. Магическая уборка Мари Кондо, флайледи Марлы Силли, расхламление, работа по таймеру – в ход пошло все. А еще воспоминания о прабабушке, которая работала экономкой в Латвии.

«Помню, в детстве открываю шкаф и любуюсь, такие у нее были ровные стопочки белья. Я видела идеальнейший порядок и удивлялась тому, как она так может, – вспоминает Татьяна. – Я сама по себе человек пытливый, люблю наблюдать. Когда прихожу в гости, всегда смотрю, что можно для себя взять, чтобы облегчить мой быт, что-то такое интересненькое. И у любой хозяйки можно чему-нибудь научиться».

Однажды Татьяна прошла платный марафон, подруга сделала ей такой подарок. Но ничего нового не узнала, только подтвердила, что двигается в правильном направлении. «А еще мне очень обидно стало, что нет таких марафонов для наших многодетных православных женщин. А если что-то и есть, то за большие деньги».

«Даже по опыту нашей семьи я понимаю, что человек от всех этих дел может приуныть», – включается в разговор муж Татьяны, священник Илья Филиппов. Вместе они прошли огонь и воду.

Отец Илья одевает сына в прихожей

Познакомились в архитектурном институте в Приморском крае, поженились, стали воцерковляться. Потом «захотелось подвигов и святынь» – переехали в село рядом с Дивеево. Купили старый дом. Работы в деревне нет, стали жить своим хозяйством. Завели корову, коз, кур, уток, посадили огород. В доме сундуки, домотканые половики, рушники. Илье предложили работать кочегаром в школе. «Первая запись в трудовой – архитектор, вторая – кочегар», – смеется батюшка.

После этого было еще 10 переездов. Убитые съемные квартиры, дома с прохудившимися полами. Научились быстро приводить жилье в порядок. «Для нас сделать ремонт – совсем несложно. Однажды был такой бревенчатый дом, и я просто по бревнам так поклеила обои, волнами. Зато чисто, а были просто крашеные зеленые бревна, ободранные, облезлые».

Именно отец Илья в свое время объяснил жене, что она, архитектор, не «закопала себя с этими детьми», а наоборот, у нее великое служение перед Богом.

«И когда я это услышала, подумала – нам бы всем, православным мамам, это понять. И тогда мы перестанем убегать из дома. А то ведь как бывает? Рождаются дети, у женщины начинается перекос, сначала на детей, потом на быт, – размышляет Татьяна. – И чем больше она зарывается в это, тем больше ощущает, что терпит фиаско. И тогда она начинает унывать. Или совершает побег из дома. В сериал, к подружкам, на работу. Лишь бы не здесь, лишь бы не с ними, не этот вот труд бесконечный».

День папы

Нарисованное сердечко

«Быт многодетных матерей – это битва с ветряными мельницами, которые машут своими лопастями и сносят все вокруг», – сказал на встрече с матушкой Татьяной священник Александр Лаврухин.

Татьяну пригласили в Москву, на Общецерковный съезд по социальному служению, потому что уже несколько лет она ведет бесплатные марафоны чистоты «Счастливая семья».

«Все говорят – рожайте, стройте семью, а когда ты остаешься один на один, как быть? Сейчас я беременна пятым, и я уже не боюсь, знаю, что со всем справлюсь, – рассказывает одна из участниц марафона, Мария Федотова из Чувашии. – Сложно выполнять задания марафона, когда ты перестраиваешься с хаоса на порядок. Но порядок в доме влияет на все, начинает охватывать все сферы, внутреннее состояние чистоты появляется, чувство уверенности, что со всем можно справиться».

У матушки Александры Лаврухиной 11 детей: «Мне надо, чтобы кто-то мною руководил, направлял. Даже если не получается, но тебе говорят, что все хорошо, появляются силы. Делай вовремя. Взял, положи на место – эти правила должны работать. Матушка Таня нам наговаривает аудиосообщения, чем-нибудь занимаешься, слушаешь. Она вдохновляет».

Сын с кистями для рисования

В понедельник моем холодильник, в среду День папы, в пятницу – день благословения дома: мытье полов и протирание пыли.

Каркас марафона – правильное ведение быта. Это не только про уборку. Это и про взаимодействие с детьми, и про общение с мужем, и про расстановку приоритетов.

«Вот, например, День папы, про который он, конечно, знать не должен. Просто такой день, когда ты стараешься сделать что-то приятное именно ему, – Татьяна придумала День папы, когда поняла, что День мамы на марафоне есть, а папы – нет. – Пришить пуговицу, которую давно обещала пришить. Или приготовить на ужин именно то, что он любит. А то часто мы думаем только о том, что дети любят, как бы их порадовать. Я еще записочки мужу пишу со словами любви и прячу ему по карманам».

Вся семья в сборе

Вокруг марафона образовалось целое сообщество, женщины поддерживают друг друга, делятся лайфхаками по уборке и рецептами блюд, даже молятся соборно, когда кто-нибудь заболевает.

«Ведь смысл нашей жизни здесь – спасение души. И нужно приучить себя об этом заботиться. Важно или нет, что я архитектор или не архитектор? Мы чудесный дом построили, так, как я хотела. Стоило ради этого учиться на архитектора? Думаю, да, – говорит Татьяна.

– Вот две женские роли – Марфа и Мария. Мы избираем благую часть, но одновременно левой рукой мешаем кашу, когда правой крестимся. У меня нет такого желания – навести у всех порядок в доме, главное, чтобы женщины перестали унывать».

P.S. Сейчас набор на марафон матушка Татьяна не ведет. После поездки в Москву поступило очень много заявок, и она с трудом справляется с нынешним потоком. В планах Татьяны Филипповой – создание сайта, на котором будет публиковаться полезная информация и вестись запись на курс.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?