Ищите новых доноров и волонтеров – отправляйтесь в детский садик, футбольный клуб, закрытую группу о кулинарии в соцсетях, церковь. Эксперты НКО – о том, как подружиться с различными сообществами

У фондов, как правило, большой список нуждающихся, очень много рутинной работы и крайне мало времени на организацию мероприятий. А у сообществ — болельщиков, кулинаров, рукодельниц, экологических активистов — другая проблема: они готовы к различным активностям, но испытывают острую нехватку площадок, на которых могут себя показать и реализовать.

Значит, сообщества и фонды могут быть очень полезны друг другу.

Болельщик-донор

Непривычное, но вполне реальное сочетание. При продуманном взаимодействии со спортивным клубом НКО получает новую большую аудиторию (у ФК «Спартак», к примеру, только на официальной странице в Facebook более 730 тыс. подписчиков), а болельщики – очередной повод продемонстрировать лояльность любимой команде.

В 2016 году в акции «Красная шапка против лейкоза» Фонда борьбы с лейкемией в поддержку взрослых больных раком крови приняли участие игроки и сотни тысяч болельщиков ФК «Спартак».

«Красные шапочки с надписью #СамоеВремяЖить изначально предназначались пациентам, потерявшим волосы в процессе химиотерапии, – рассказывает директор Фонда Анастасия Кафланова. – А потом мы решили с помощью шапочек собирать пожертвования для тех, кто проходит лечение».

Летом 2016 года в Фонде возникла идея о сотрудничестве с клубом «Спартак», чьи традиционные цвета – красный и белый – совпадают с официальными цветами благотворительной организации. После нескольких встреч с руководством команды договорились — центральным мероприятием акции «Красная шапка против лейкоза» станет выход футболистов «Спартака» в красных шапках на игровое поле. Это произошло 25 сентября 2016 года: на московском стадионе «Открытие Арена» состоялся матч между командами «Спартак» и «Уфа».

«Для проведения «стадионного» мероприятия требовалась большая предварительная работа, – говорит Анастасия. – Мы работали с аудиторией (освещали акцию в СМИ, в соцсетях), готовили волонтеров для работы на матче, занимались размещением шапок в официальных магазинах «Спартака» – «RED WHITE STORE», решали массу технических вопросов». Подготовка длилась около полутора месяцев. Анастасия признается, что этого времени было мало, «но что поделать – мы зависели от графика игр футболистов».

В день матча на медиафасадах стадиона крутился ролик Фонда, на трибунах работали волонтеры, а в начале игры футболисты «Спартака» вышли в красных шапках.

Однако поначалу аудитория реагировала не особо активно. В перерыве между таймами на поле вышли руководители Фонда и «звёздный болельщик» «Спартака» актёр Алексей Маклаков — они подробно рассказали об акции. Болельщики стали подходить к волонтерам, расспрашивать о деятельности фонда, надевать красные шапки. В день матча было собрано 136,7 тыс. рублей.

«Красная шапка против лейкоза» получила большой резонанс: с 21 по 27 сентября 2016 года в СМИ вышло 28 посвященных акции материалов и 241 упоминание в соцсетях.

«Интересно, что чаще об этой «футбольной» акции писали женщины (62%), – рассказывает Анастасия. – Это понятно: хотя обычно крупнейшие доноры – мужчины, у благотворительности в России всё-таки женское лицо».

Актёр Алексей Маклаков. Фото с сайта redwhite.ru

Мастер-классы по рукоделию

С каждым годом больше НКО сотрудничают с сообществами женщин-рукодельниц – мастерицы охотно идут им навстречу. Как говорит Екатерина Бермант, директор Фонда «Детские сердца», рукоделие дает женщинам ощущение счастья, и не вязать (шить, плести) они просто не могут. При этом далеко не всем хочется продавать за 600-800 рублей связанный шарфик: пусть и пятисотый по счету, он создавался нескольких вечеров, в него вложена часть души… А вот отдать шарфик на благотворительность – дело другое.

«В детстве в Швейцарии, в одном доме, очень красивом и уютном, я увидела чудесных куколок – вспоминает Екатерина. – Они стояли в туалете, надетые на рулоны туалетной бумаги: этот низменный предмет был спрятан под юбками кукол. Потом я заметила штук двадцать куколок и в комнате хозяйки дома. Спрашиваю – зачем вам столько? «У нас ежегодно проходит ярмарка в помощь детям Уганды. Я шью этих кукол и там продаю», – ответила хозяйка. А я тогда подумала – как здорово!»

Екатерина Бермант, директор Фонда «Детские сердца». Фото с сайта les.media

Спустя 20 лет Екатерина Бермант, став директором благотворительного фонда, вспомнила о швейцарских куколках, ярмарках и одной из первых сделала то же самое в России.

Сегодня Фонд проводит мастер-классы по рукоделию – на них уже побывало около 2000 женщин: кто-то приходил один-два раза, другие стали «ядром» рукодельниц Фонда и посещают все встречи. Работы мастериц продаются на благотворительных ярмарках. «И хорошо продаются!» – улыбается Екатерина.

Например, куклы Тильда на крупнейшей в России благотворительной ярмарке «Душевный Bazar» стоят столько же, сколько в хорошем салоне – около 3000 рублей. Екатерина замечает, что, конечно, очень многое зависит от того, где вы продаете – от проходимости места, от покупательной способности публики.

Работа с цветным войлоком. Фото с сайта les.media

«Сезон» мастер-классов начинается в сентябре. Встречи проводятся 1-2 раза в месяц, рукодельницы под руководством опытных преподавателей создают вещи для продажи на ярмарке «Душевный Bazar». Для мастериц эти встречи – своеобразная «девичья светёлка», возможность пообщаться с единомышленниками и найти друзей. А найти первых участников мастер-классов можно в соцсетях: в группах, посвященных рукоделию.

«Однажды я решила сделать мастер-класс просто у себя на кухне, – вспоминает Екатерина. – Ко мне пришли 10-15 человек, мы поставили длинный стол и занимались декупажем. Одна дама мне сказала: «Знаете, я боялась, думала – вдруг приду в замкнутое пространство и там окажется некоторое количество идиотов». Я поняла, что сама и не подумала о том, что приглашаю в дом незнакомых людей. А пришли прекрасные люди! В конце за женщинами стали приезжать мужья, и один оказался музыкантом: сел за пианино и начал нам играть. Мы чудесно провели время и вещи получились очень красивые!»

Изготовление мыла. Фото с сайта les.media

Фанаты выпечки хлеба

Чем угощать гостей мероприятий, которые проводят НКО? На помощь фондам приходят профессионалы: повара, пекари, бариста и другие мастера, для которых  приготовление вкусной, «настоящей» еды и напитков – смысл жизни.

Однажды Екатерина Бермант на своей странице в Facebook написала пост: «Скажите, кто-нибудь в Москве умеет печь хлеб? Не в пекарне, а дома?» Выяснилось, что в Facebook существует особая – закрытая, секретная – группа: «Маньяки-хлебопеки». Ее участники – уникальные пекари-мастера, которые готовят хлеб дома по рецептам разных народов, разных эпох. Эдакие сумасшедшие – в хорошем смысле – хлебопеки. «Я их попросила: ребята, а давайте вы напечете нам на праздник? – вспоминает Екатерина. – Они с радостью откликнулись, и чего только не сделали! И круассаны, и чудесные калачи, которых я не видела с детства, и бублики, и меренги…»

Сегодня участники группы «Маньяки-хлебопеки» – частые гости благотворительных мероприятий, они работают с разными фондами и организациями. «Человеку вообще приятно делиться своими талантами, – говорит Бермант. – Тут есть и элемент «погордиться» (вот какой я мастер, не все так умеют). И стремление к общению. И желание просто добро нести».

Сделать планету чище

Не самая простая задача – помогать конкретным людям и одновременно решать глобальные экологические проблемы. И всё же НКО успешно с ней справляются.

В начале 2017 года Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» совместно с Общественным движением эко-активистов «Добрые крышечки» начал проводить акцию «Крышечки». Этот проект делает Москву и другие российские города чище и помогает детям, нуждающимся в поддержке.

Суть «двойной» эколого-благотворительной акции проста. Участники проекта (все желающие) собирают пластиковые завинчивающиеся крышечки от питьевых продуктов и крышечки от «Иммунеле». Заводы по переработке пластика, расположенные в Твери и Павловском Посаде, покупают крупные партии крышечек; деньги поступают на счет Благотворительного фонда.

«Проект, конечно, финансово не самый эффективный, – рассказывает вице-президент фонда Анна Виноградова. – Тонна крышечек стоит около 27 тысяч рублей. Но нам важно рассказать о нашей работе. Благодаря акции о нашем фонде узнали очень многие – это и компании, и школы, и множество людей – энтузиастов экологического движения».

По самым скромным подсчетам организаторов, в акции уже приняли участие около 200 тыс. человек (особенно активны дети и работники крупных компаний). Проект требует минимальных усилий и ноль денежных средств от жертвователей: они должны всего лишь выкинуть крышечку от выпитого напитка в обычные пятилитровые канистры из-под воды, а затем отнести заполненные канистры на пункты приема (карта).

Для организаторов логистика проекта – не самое легкое дело. Некоторые из пунктов приема были организованы при содействии мусоросортировочных компаний, но чаще фонд использует помещения различных эко-центров по договоренности с ними. Затем отправляет крышечки на заводы.

На средства, собранные за полгода проведения акции «Крышечки», была куплена инвалидная коляска для мальчика Андрея, кресло для девочки Алии; сейчас идет сбор на коляску для мальчика Саши.

Церковный ресурс

«У православного сообщества большой потенциал», – считает социолог Марья Леонтьева, координатор проектов в Центре прикладной урбанистики (Казань). В каждом приходе всегда есть те, кто обращается за помощью. Но НКО пока используют далеко не все «ресурсы милосердия» сообщества православных.

А зря. Вот лишь один из успешных примеров взаимодействия: сбор новогодних подарков для пожилых людей в домах престарелых, инициированный Благотворительным фондом «Старость в радость».

Марья рассказывает, что в декабре 2106 – январе 2017 года подарки для пожилых в рамках этой акции собирали во всех действующих храмах Казани (их более 40).

«Подобный проект можно провести в любом регионе», – уверена Леонтьева. Для этого нужно получить благословение митрополита, к которому относится регион. Попросить помочь с оповещением настоятелей храмов и игуменов монастырей – получить их благословение на эту деятельность. Затем развесить в храмах афиши и договориться о том, где непосредственно будет проходить сбор.

В храмах Казани подарки собирали в церковных лавках. Это удобно для жертвователей: лавки открыты практически всегда, вне зависимости от того, идет или нет в данный момент богослужение в храме. Важно и то, что места сборов находятся в тех точках, на тех маршрутах, которыми люди ходят ежедневно.

«На афишах в храмах мы призывали прихожан приносить подарки к Рождеству, – рассказывает Марья. – Попросили всех побыть волхвами и принести дары тем, кому они особенно нужны. Мы конкретно указали, что это может быть: средства гигиены, мягкие, непортящиеся сладости, домашняя одежда».

Сбор шел около трех недель. Затем силами православных добровольцев подарки было вывезены в основное помещение, рассортированы и переданы фонду «Старость в радость». Всего было собрано около 200 комплектов подарков.