Православный портал о благотворительности

Мама всех сирот: что известно об Ирине Рудницкой, которую обвиняют в торговле детьми

Жизнь Ирины Рудницкой похожа на сценарий фильма: в ней были неудачный брак с абьюзером, гибель маленькой дочери, служба военным врачом в Чечне, большая семья из 24 усыновленных детей, собственный благотворительный фонд и, наконец, – обвинение в торговле детьми, которое Рудницкая признала

Екатерина САЖНЕВА, редактор Елена СИМАНКОВА

Арестовали знаменитую приемную маму Подмосковья Ирину Рудницкую. Жительнице Рузы вменяют торговлю новорожденными детьми. Как пишут СМИ, в своей вине женщина полностью призналась и раскаялась. Подробности дела не разглашаются, но известно, что Рудницкой грозит до 10 лет лишения свободы.

У самой Рудницкой сейчас проживают 12 воспитанников от 3 до 17 лет, в том числе девочка из Донецка. Всего через ее приемную семью в разные годы прошли 24 ребенка.

Корреспондент «Милосердия.ru» пыталась разобраться в запутанном деле. Для этого она опросила людей, лично знакомых с Рудницкой, и изучила деятельность благотворительного фонда, который Ирина возглавляла.

С другими приемными мамами не контактировала

Кто эта женщина? Идеальная приемная мама, дававшая оптимистичные интервью СМИ о том, как надо правильно воспитывать приемных детей и помогать женщинам в трудной жизненной ситуации, или расчетливая предпринимательница, сделавшая бизнес на сиротах?

Себя Ирина Рудницкаяименовала «мамой всех сирот Рузы» и рассказывала, что, прежде чем отправлять любого ребенка в детский дом, службы опеки и попечительства обязательно звонят ей и предлагают взять его в семью. До недавних пор у Рудницкой была непогрешимая репутация.

«Я познакомился с ней годах в 2017–2018, на тот момент у Ирины было порядка восьми детей. Она была очень активной общественницей и занималась вопросами социального сиротства. Для этих целей она даже открыла кризисный центр в Рузе, оказывала всестороннюю поддержку неблагополучным семьям. Что касается самого факта возбуждения уголовного дела, я до конца не понимаю, с чем это связано – с ее искренним желанием помочь или все же была какая-то коммерческая составляющая», – считает адвокат Евгений Здобнов, до 2022 года руководивший отделом по делам несовершеннолетних Администрации губернатора Московской области.

Несмотря на то, что имя Рудницкой хорошо известно в среде многодетных и приемных мам Подмосковья, те неохотно делятся рассказами о ней. «Ирина мало с нами контактировала и уже лет 5–7 никакого участия в наших мероприятиях не принимала, общалась больше с чиновниками», – рассказывает одна из приемных мам.

Получала гранты, но была в долгах

В созданной в 2017 году Межрегиональной общественной организации по защите семейных ценностей «Содружество семей, семей с детьми и социально-незащищенных слоев населения» Ирина Рудницкая реализовала великое множество самых разнообразных программ: от помощи алко- или наркозависимым родителям до школы приемного родительства и даже создания приюта для женщин, переживших семейное насилие. Проще сказать, чем она не занималась.

Но на деле сайт организации не обновлялся уже несколько лет и содержит крайне скупые финансовые отчеты, которые не отражают всей полноты его деятельности. Сама Рудницкая покинула состав учредителей в 2021 году, хотя ее везде продолжают упоминать как руководителя.

Вдобавок на «Содружество семей, семей с детьми и социально-незащищенных слоев населения» постоянно подают в суд коммунальщики. Зафиксировано 25 исполнительных производств, из которых одно остается открытым с суммой взыскания 113,4 тыс. рублей. В прошлом году с них был также взыскан долг за ЖКХ на сумму в 630 тысяч рублей.

Тем не менее организация не числится в числе ненадежных, и за прошлый год ее стоимость возросла до 4,1 миллиона рублей. Возможно, как пишут СМИ, это связано с получением денежных грантов. Согласно данным сайта «Платформа НКО», на 2025 год Рудницкая получила поддержку от государства на общую сумму 1,9 миллиона рублей.

Потеряла ребенка, уехала в Чечню, стала приемной матерью

Биография Ирины Рудницкой настолько трагична и невероятна, что хоть сейчас пиши сценарий художественного фильма. О своем тяжелом детстве Ирина много рассказывала журналистам.

О том, что она сама была удочерена, Ирина узнала уже во взрослом возрасте. «Когда-то у Ириного папы случился мимолетный роман, который завершился незапланированной беременностью девушки. Спустя девять месяцев та пришла на работу к матери отца ребенка. Сказав: «Это ваша внучка», сунула растерявшейся женщине пищащий сверток и убежала, – вспоминает журналистка Анна Пенкина, которая брала у Рудницкой интервью в 2018 году. – Бабушка души во внучке не чаяла. Растила ее до полутора лет. Затем сын женился, молодая супруга согласилась выдать девочку за свою. Потом в семье родилась еще одна дочь».

Мачеха навязанную малышку не любила, Ирина говорила, что честно пыталась заслужить расположение женщины, но та воспринимала только младшую.

В 18 лет девушка сбежала замуж. Первый брак оказался неудачным, муж-милиционер был на 12 лет старше нее, несмотря на рождение сына, семья распалась.

Ирина пошла штурмовать медицинский вуз, а после получения высшего образования подписала контракт на несение военной службы в подмосковном военном госпитале.

Во второй раз она вышла замуж за программиста и взяла его фамилию – Рудницкая, родила девочку. Но счастье было недолгим, в два года Даша, по словам матери, получила в детском саду смертельную травму головы.

После похорон Рудницкая добровольно попросилась в Чечню, где тогда шла война, оставив мужа и сына от первого брака одних. Только глядя на бесконечный поток искалеченных мальчишек без рук и ног, она немного пришла в себя, поняла, что горе бывает разным, а после окончания контракта навсегда порвала с медициной и получила образование психолога. Мечтала родить еще, но не получилось. А детей хотелось. Так в ее жизни появились многочисленные сироты.

«Мне она показалась открытой, честной и искренней в своих рассказах, хотя и несколько грубоватой», – вспоминает журналистка Анна Пенкина.

Какова роль Рудницкой при продаже ребенка, не ясно

В конце октября подмосковный Следком опубликовал релиз о завершении расследования по уголовному делу о продаже младенца. Судя по всему, одной из фигуранток и является Рудницкая, хотя имя ее напрямую не называется.

«По данным следствия, в феврале 2025 года некая супружеская пара решила купить новорожденного, после чего приступила к поискам продавца ребенка, – говорилось в сообщении пресс-службы ведомства. – Подыскав беременную женщину, супруги договорились с ней о продаже за денежное вознаграждение новорожденного, которого она должна была родить в скором времени».

Покупатели нашли частный медицинский центр в Щелкове и врача, который за 150 тысяч рублей согласился помочь им. Он вколол беременной препарат, стимулирующий родовую деятельность, вызвал скорую, сообщив медикам паспортные данные покупательницы. С ее паспортом женщина отправилась рожать в обычный городской роддом. Родила ребенка, получила справку на фамилию покупательницы, а после выписки передала младенца покупателям. Биологическая мама, супруги-покупатели и врач в конце августа были арестованы по статье о торговле детьми, а на днях их дело было передано в суд.

Четких представлений о том, какова здесь роль Рудницкой, пока нет.

По одной из версий, озвученных в СМИ, на склад гуманитарной помощи, которым владела Рудницкая, приезжала обеспеченная бездетная семья из Щелково, поделившаяся с ней своими проблемами. Та якобы вызвалась помочь и связала их с беременной, которая планировала отказаться от ребенка.

Косвенным подтверждением этой версии служит тот факт, что уже после Рудницкой была задержана некая Дарина Рубинина. Дама – владелица клиники пластической хирургии в Щелково, сейчас ей также инкриминируют статью 127.1 УК РФ «Торговля людьми». Журналисты также считают, что в деле Рудницкой замешан супруг Рубининой Шапиула Абдурахманов – якобы он назвал себя отцом ребенка и зарегистрировал его на себя. Биологическая мать также задержана.

Адвокат Ирины Рудницкой Сергей Вахрушев заявил «Милосердию.ru»: «Степень участия в этом деле моей доверительницы считаю минимальной. Само по себе признание вины не является доказательством виновности Ирины. Она признала фактическую прикосновенность к данному событию».

Усыновить «качественного малыша» проще через фиктивное отцовство

По закону граждане, желающие взять ребенка, должны заранее окончить Школу приемных родителей, зарегистрироваться в органах опеки и получить от них заключение, встать на учет как кандидаты. И дальше ожидать, когда им предложат подходящих детей, или самостоятельно искать их в региональной базе.

В базу дети попадают не сразу, а через месяц, а на «качественных» малышей с 1-2 группой здоровья – стоит огромная очередь, которую всеми силами пытаются обойти. В том числе и заранее договорившись напрямую с матерью отказного ребенка.

«Усыновление идет исключительно в судебном порядке, есть ряд ограничений для кандидатов, и не все люди под эти критерии подходят, например по состоянию здоровья или по наличию непогашенной судимости, либо это лица, уже лишенные родительских прав. В 146 статье Семейного кодекса все эти требования досконально определены», – объясняет Евгений Здобнов.

Само пренатальное (то есть еще до рождения) усыновление в Российской Федерации запрещено, хотя и обсуждается в Госдуме как один из способов повысить рождаемость и сохранить нежелательную беременность.

Однако есть неточность в законе, которая позволяет обойти его. Семьи, которые хотят забрать ребенка напрямую у роженицы, приходят вместе с ней в ЗАГС, и мужчина заявляет, что он – отец этого ребенка. При этом никто не проверяет факты, не делается никаких анализов, человеку просто верят на слово. Так малыш оказывается в новой семье, а роженица – в непонятном статусе, поскольку формально она все еще остается матерью этого ребенка. В будущем ее придется лишать родительских прав.

Подобным приемом часто пользуются пары, желающие обойти очередь на усыновление и взять конкретного ребенка, без поисков и сложностей. Как правило, биологическая мать в этом случае получает вознаграждение. Часто подобные ситуации происходят именно с кризисными матерями, благодатную почву для этого дают приюты для женщин: попавшие в них беременные могут сами выражать желание отдать малыша в семью, а сотрудники – выступать посредниками.

Директор православного реабилитационного центра для женщин «Китеж» Алена Ельцова отмечает, что подобная практика не только незаконна, но и этически несовместима с деятельностью кризисного приюта. Она говорит, что в практике «Китежа» был случай, когда мать сказала, что хочет отдать ребенка в детдом, так как он рожден от сексуализированного насилия. Сотрудники приюта проконсультировались с организацией «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и выяснили, что подобная практика недопустима и действовать нужно строго в рамках закона. Кроме того, напоминает Ельцова, женщины в трудных обстоятельствах могут иметь некритичное мышление, легко поддаваться манипуляциям и в итоге принимать неверное решение.

Не первый случай

Похожее уголовное дело было возбуждено в той же Московской области в 2023 году, когда жительница подмосковного Чехова, многодетная мать Наталья Патока, воспитывавшая на тот момент 15 детей как родных, так и усыновленных, была обвинена в торговле детьми – она знакомила 47-летнюю Юлию Логинову (между прочим, тоже мать 15 детей) с беременными, готовыми за вознаграждение передать детей в другую семью сразу после родов.

Логинова оформляла их как своих, якобы рожденных дома. Но затем выяснилось, что после перенесенной операции она не может иметь детей. Экспертиза ДНК показала, что пять детей не являются ей родными.

До скандала Наталья Патока считалась образцовой приемной родительницей, состояла в Объединении многодетных семей Москвы, руководила кризисным приютом «Время перемен» в Чеховском районе Подмосковья. В общем, почти что клон Ирины Рудницкой, с тем же вполне законным доступом к поиску как несчастных беременных женщин, так и потенциальных усыновителей.

Свою вину Наталья Патока признала, она считала, что совершает благородное дело. Расследование этого дела было завершено летом 2025 года, но приговора по нему еще нет. Патоке грозит до восьми лет лишения свободы, как сложится судьба ее детей, родных и приемных, теперь не ясно.

Не ясна и судьба воспитанников Ирины Рудницкой, которая в настоящее время находится в СИЗО. По словам адвоката Рудницкой Сергея Вахрушева, пока дети в семье, «в прекрасных условиях», уточнил юрист. В настоящий момент защитник занят тем, что вникает в детали дела. Скоро состоится рассмотрение жалобы на изменение меры пресечения, поданного стороной Рудницкой. Ее представитель надеется, что после 22 ноября – именно тогда должно состояться рассмотрение этого обращения – женщину отпустят домой.

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version