Маленькая жизнь

Многим из нас отдых пока только снится в промежутках между работой и домом. Для этой категории читателей наш утешительный приз – список хороших фильмов про летние каникулы

Вовсю продолжается лето, а с ним — сезон отпусков. Но не всем с наступлением июня выпало счастье упаковать чемоданы и отправиться в теплые края. Многим из нас отдых только снится в промежутках между работой и домом. Для этой категории читателей наш утешительный приз – список хороших фильмов про летние каникулы. Или не совсем про летние. Или не совсем про каникулы… Словом, долго объяснять – лучше читайте, выбирайте и смотрите.

Предуведомление
Как обычно, на полноту и объективность мы не претендуем, а вот на семейный просмотр – рассчитываем. Поэтому пусть читателя не смущает большое количество «детских фильмов» в этом топе. Во-первых, многие из них, пусть и про детей, но совсем не «детские»; во-вторых, сезонная тематика располагает: ведь каждый взрослый становится летом хотя бы немного ребенком, а дети под лучами ласкового солнца, наоборот, мужают не по дням, а по часам.

Каникулы Кроша (1980)

Как и многие фильмы из этого списка, этот четырехсерийный телефильм по повестям Анатолия Рыбакова, посвящен лету как периоду инициации, говоря иначе – становлению ребенка взрослым. Сюжет начинаются со знакомства старшеклассника Сергея Крашенинникова («Кроша») с интересным человеком Владимиром Николаевичем («Вэ-Эном»), коллекционирующим нэцкэ. Детский на вид и взрослый по духу, увлекательный и по-хорошему серьезный, этот сериал – один из лучших в собственном замысловатом жанре интеллектуального детектива для старшеклассников.

Останься со мной (Stand by Me, 1986)

Своеобразный американский ответ на «Каникулы Кроша» – менее интеллигентный и психологический, но более жестокий и коллективистский. Как и в предыдущем фильме, героям этого – снятого по повести Стивена Кинга «Тело» – не до шуток. На дворе конец 1950-х. Провинциальный городок, затерянный в густом лесу, потрясен известием об исчезновении мальчика. Нашедшим его тело обещано вознаграждение, и на поиски пускаются сразу несколько компаний, настроенных самым серьезным образом. Отличный актерский состав (Джерри О’Коннелл, Уил Уитон, Ривер Феникс, Кори Фельдман, Кифер Сазерленд и др.) и множество призов за отличную экранизацию.

На лоне природы (The Great Outdoors, 1988)

Изучаем факторы, способные испортить безмятежный отдых. Иной раз достаточно, чтобы на голову свалилась сестра жены с парочкой близняшек и муженьком – инвестиционным брокером и яппи на «Мерседесе». Легкомысленная и общедоступная голливудская комедия с Джоном Кэнди, Дэном Экройдом, Аннетт Бенинг и знаменитым бурым мишкой Бартом, исполнившим роль плешивого медведя.

Бесконечное лето (The Endless Summer, 1966)

Общепризнанный шедевр спортивного серф-кино, определивший пути развития жанра на десятилетия вперед. Для тех, кого любит волна так же, как героев фильма Майка и Роберта, не бывает преград в виде всемирного закона тяготения или челюстей акулы. Следуя за парочкой, проводящей лето на побережьях Калифорнии, Африки и Австралии, режиссер Брюс Браун ухитрился из простейшего материала создать не просто красивое, но и захватывающее зрелище, переносящее зрителя на самый гребень волны. Согласно популярному интернет-ресурсу RottenTomatoes, «Бесконечное лето» имеет 100% зрительский рейтинг, а это кое-что да значит.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

В связи с отчислением из пионерского лагеря (и не желая своим «досрочным освобождением» доводить бабушку до инфаркта) пионер Костя Иночкин переходит на «нелегальное положение», а все прочие солагерники помогают подпольщику кто чем может. «Это фильм для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми», – честно предупреждают нас создатели в начальных титрах, и в самом деле, с самых первых кадров видно, что перед нами уморительная комедия из разряда тех, что под силу только очень серьезным и немного грустным авторам – Элему Климову, Семену Лунгину и Илье Нусинову.

Королевство полной луны (Moonrise Kingdom, 2012)

Нежный, лиричный, ностальгический оммаж первой детской любви, который еще могут увидеть на большом экране – фильм, приехавший к нам прямиком с Каннского фестиваля, недавно вышел в прокат. Как и в рыбаковских повестях про Кроша, действие этой картины-инициации происходит 1960-е, но не в СССР, а в Новой Англии. Двое влюбленных подростков Сэм и Сьюзи организуют побег из дома (Сьюзи) и из скаутского лагеря (Сэм), после чего на их поиски отправляются: 1) местный шериф; 2) родители девочки; 3) представители социальной службы; 4) оскорбленные и вооруженные до зубов бойскауты. Лучшие роли за все последние годы Эдварда Нортона (вожатый) и Брюса Уиллиса (полицейский), а также Тильды Суинтон в роли представителя ювенальной социальной службы, показанной в картине как чистое, беспримесное зло, равнодушное к судьбам вверенных ему маленьких людей. Мы уже упоминали этот фильм в нашем «милосердном гиде по ММКФ-2012», но приводим его и здесь, поскольку есть все основания думать, что он – не однодневка.

100 дней после детства (1975)

Единственная мелодрама в нашем списке, но зато какая! В 1970-е годы Сергей Соловьев был одним из лучших советских режиссеров, обманчиво считающихся «детскими». Главный герой картины, скульптор Сергей Борисович (Сергей Шакуров) решил поработать вожатым в элитарном, как сказали бы сегодня, пионерском лагере для творчески одаренной молодежи. Попутно он учит вундеркиндов понимать искусство и готовит постановку «Маскарада», но юные актеры настолько погружены в свои любовные переживания, что лермонтовский текст незаметно становится для них лучшим выражением собственных чувств.

«Отпуск в сентябре» (1979/1987)

Чтобы жизнь не казалась медом, завершаем этой двухсерийной камерной картиной Виталия Мельникова по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Инженер Зилов (Олег Даль) дошел до точки. Внешне у него все в порядке: есть работа, друзья, любящая жена, с которой он только что въехал в новую квартиру… но все это не вызывает у Зилова ничего, кроме отвращения. Даже сообщение жены о том, что она ждет ребенка, нисколько его не радует. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» – этот евангельский вопрос кажется прямо обращенным к главному герою, осознавшим на четвертом десятке, что жизнь его прожита эгоистически и, в сущности, напрасно. Одна из лучших ролей Олега Даля, чрезвычайно требовательного не только к собственной работе, но и к уровню драматургии. Здесь на высоте все – и вампиловская пьеса, и звездный актерский ансамбль, и камера Юрия Векслера, и режиссура Виталия Мельникова.

Смотрите хорошее кино и постарайтесь с его помощью хорошенько отдохнуть за это лето.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.