Людей, которым нужна система долговременного ухода, в 3 раза больше, чем кажется

Как и зачем создавать в России систему долговременного ухода рассказывает управляющий группой компаний Senior Group Алексей Сиднев

Фото с сайта vnnews.ru

26 июля состоялась встреча Владимира Путина с социально ориентированными НКО. По ее итогу президент составил перечень поручений для представителей власти. В том числе до 30 октября 2017 года Правительство РФ должно разработать комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Такая система будет включать в себя «сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода».

Как работают подобные системы в других странах? И что необходимо для создания системы долговременного ухода?

Прежде всего, важно определить участников системы, которым будет оказываться помощь. С одной стороны, это те, кто частично или полностью не может обслуживать себя самостоятельно. С другой – семьи, где проживают люди с определенной степенью зависимости, сообщества, которые помогают тем, у кого есть потеря функциональности.

Вторую категорию многие недооценивают, но при этом оставлять без помощи тех, кто оказывает уход, нельзя.

Такая помощь должна быть эффективной и целесообразной.

Сейчас в России семьи получают пособие в размере 1200 рублей, если самостоятельно ухаживают за зависимым человеком. Во-первых, эта сумма не компенсирует затраты семьи, а во-вторых, вне зависимости от размера пособия, сам факт такой выплаты будто поощряет людей «переквалифицироваться в сиделок». Ведь в случаях, когда часов ухода требуется много, кто-то из членов семьи вынужден уволиться.

Примерно через полгода человек начнет терять квалификацию. От этого не выигрывает ни он сам, ни государство. Поэтому семьи безоговорочно нужно рассматривать как полноправных участников системы.

Таким образом, количество людей, нуждающихся в системе долговременного ухода, гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При этом опыт показывает, что официальные цифры меньше реальной потребности в 2-2,5 раза. В одном из регионов, где решили установить настоящее количество людей, нуждающихся в помощи, в результате обхода квартир выяснили, что таких людей в три раза больше, чем заявлено.

Можно себе представить, о каком количестве идет речь, если только пожилых людей, которым нужны места в специализированных учреждениях, сегодня в России 630 тысяч, по данным НП «Мир старшего поколения».

Фото с сайта nation-news.ru

Аналитики фонда «Старость в радость» провели исследование и посмотрели, как работают системы долговременного ухода более чем в ста странах мира. Оказалось, что кроме Африки и России, подобные системы есть в большинстве государств, в том числе в Республике Беларусь и странах Восточной Европы.

Иными словами, объем средств в бюджете не является определяющим фактором при создании системы долговременного ухода. Этот процесс требует денежных вливаний, но ряд стран беднее России все же успешно справились с данной задачей, понимая, что наличие системы необходимо для увеличения продолжительности жизни граждан и повышения ее качества в целом.

Итак, что нужно для создания в стране системы долговременного ухода?

На мой взгляд, данная система состоит из пяти основных элементов:

– выявление реальной потребности в уходе;
– создание реестра нуждающихся в помощи;
– организация межведомственного взаимодействия;
– типизация, маршрутизация, стандартизация;
– финансирование.

Помимо этого необходима также подготовка квалифицированных кадров, развитие надомного и стационарного обслуживания, поддержка семей и прочее.

О первом элементе системы – выявлении реальной потребности граждан в уходе, уже говорилось выше.

Второй элемент – создание реестра нуждающихся, в котором будет информация, что в таком-то субъекте проживает столько-то людей, которые не могут обслуживать себя самостоятельно. В этом серьезно могут помочь технологии блокчейн, которые позволят собирать данную информацию и делать ее доступной тем, кому она нужна.

Для чего необходимо создание реестра? Это позволит правильно организовать межведомственное взаимодействие – третий элемент системы.

Сейчас за социальными услугами человек должен обращаться в органы соцзащиты, за медицинскими – в медицинские учреждения и так далее. Домой может приходить и социальный работник, и медсестра. Это зависит от потребностей и состояния нуждающегося человека. А если оно ухудшилось?

Эти специалисты не согласуют свои действия с учетом изменившего самочувствия подопечного, потому что между ними не налажена коммуникация.

Или, к примеру, если человека выписывают из больницы после инсульта, в идеале ему должны организовать реабилитационный период дома, потому что восстановление после инсульта длительное. Но кто должен это сделать?

Фото с сайта seniorgroup.ru

Функции больницы заканчиваются за ее стенами, после выписки человек заботится о своем здоровье сам. Если бы существовала система долговременного ухода, в которой было бы налажено межведомственное взаимодействие, то сразу после выписки к человеку пришел бы социальный работник, который объяснил, какие процедуры необходимо выполнять, какой соблюдать режим и прочее.

Таким образом, для человека будет работать одна точка входа, это значит, что он больше не должен будет сновать между учреждениями и ведомствами.

Специалисты сами станут обмениться информацией, которая им необходима для оказания комплексной помощи нуждающемуся.

Четвертый элемент системы включает в себя сразу несколько понятий, тесно связанных между собой – типизация, стандартизация, маршрутизация. В чем их суть?

Смысл типизации в том, что все нуждающиеся в долговременном уходе люди должны быть сгруппированы по принципу объема помощи, которая им необходима. Должно быть четко зарегламентировано, что нужно делать для каждой из групп, сколько часов помощи выделять и так далее.

Сегодня же часто в домах-интернатах пребывают люди, которые при оказании им минимальной помощи, могли бы проживать дома, и наоборот, тяжелозависимые находятся дома, хотя должны быть в стационаре.

Или в учреждении в одном отделении могут лежать самостоятельные и зависимые люди, с деменцией и когнитивно сохранные.

Во-первых, это не гуманно, а во-вторых, подходы к организации им помощи должны быть разные. Происходят же такие ситуации именно из-за отсутствия типизации.

Когда тип помощи, которая необходима зависимому человеку, определен, нужно четко понимать весь его маршрут – это маршрутизация. Тем, кому требуется минимальный уход, следует организовать его дома. Или пример с выпиской из больницы после инсульта, когда человеку необходима реабилитация. Кто и где ее будет осуществлять?

Фото с сайта nation-news.ru

Сегодня маршрут такого человека не очевиден, потому что нигде четко не прописан, а при этом в нем не должно быть пробелов и дыр.

Стандартизация важна, так как должны быть сформулированы нормы: какая конкретно помощь нужна каждой группе, сколько часов помощи, по каким протоколам и стандартам?

Например, сколько медсестер должны работать в том или ином отделении в стационаре, сколько сиделок, на скольких подопечных? Сегодня в учреждениях есть лишь штатное расписание, но количество специалистов, которые должны работать в одну смену, нигде не указано.

Пятый, заключительный, элемент системы – финансирование. На этапе планирования системы долговременного ухода встает вопрос – помогать всем нуждающимся или только малоимущим?

Мировой опыт говорит о том, что эффективнее помогать всем. Ограничения в оказании помощи лишь приводят к злоупотреблениям, когда богатый прикидывается бедным, а бедному нужно потратить много сил и времени, чтобы доказать свое право на помощь. При этом важно позволять тем, кто готов, доплачивать за комфорт. Более того ФЗ 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает такую возможность.

Для отладки системы понадобится запустить пилотные проекты в нескольких регионах. Эта задача также входит в перечень поручений президента. Чем раньше власти приступят к созданию системы долговременного ухода, тем скорее она заработает. И все участники системы, а именно бизнес, НКО, государственные структуры, чьи задачи часто симметричны, наконец, заиграют по одним правилам, которые будут созданы в интересах людей, нуждающихся в уходе, и их семей.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?