Джейн Рэтклифф прожила в Нью-Йорке 25 лет. Она работала журналисткой, преподавала, занималась боксом, путешествовала, была волонтером. Жизнь была веселой и интересной, казалось, так будет всегда. Когда ее родителям исполнилось по 80 лет, она решила переехать поближе к ним. Им могла понадобиться ее помощь. Но все произошло с точностью наоборот.
Незадолго до переезда в мебельном салоне ей на голову свалилась огромная деревянная столешница, которая зачем-то была закреплена на стене. Врачи диагностировали черепно- мозговую травму. Ей потребовалось время, чтобы прийти в себя, но потом стала неожиданно исчезать кратковременная память. Общаясь с людьми, она не могла вспомнить, о чем шла речь пять минут назад, а оказавшись на улице, не могла найти дорогу домой. Начались панические атаки. Джейн практически перестала выходить из дома.
Витамин С

Однажды Джейн познакомилась с новыми соседями – семейная пара сняла дом через дорогу: жена училась на врача, а муж – на социального работника. Они с соседкой начали прогуливаться вместе. Иногда к ним присоединялся соседский пес Ортис. Он лихо перепрыгивал через забор, уносился вдаль, но всегда возвращался. Он знал дорогу домой, в отличие от Джейн. И женщина решилась – попросила разрешения прогуливать Ортиса.
Их первая прогулка длилась совсем недолго. Джейн боялась отпускать собаку с поводка, Ортис тащил ее вперед, хрипя и задыхаясь. Джейн переживала, что он больше не захочет с ней гулять. Но когда на следующее утро она пришла за ним – он чуть не кувыркался от радости.
Ортис впервые за долгое время вывел ее на солнце, она вдруг почувствовала запах, доносившийся с реки. Сердце защемило. Она давно не испытывала ничего подобного. Вскоре они уже гуляли по окрестностям. Джейн осмелела. Спина выпрямилась, легкие наполнились воздухом.
Каждое утро она забирала Ортиса, и они проводили вместе двенадцать часов, гуляя или сидя у нее дома. Ей нравилось, когда он ходил за ней из комнаты в комнату, цокая по полу своими лапками, прежде чем свернуться калачиком рядом.
Бывали тяжелые дни, когда жизнь казалась бессмысленной, но прогулки с Ортисом, его необузданная радость, то, как он застывал в охотничьей стойке, завидев белку, гонялся за птицами, принюхивался к цветам, пробуждало в ней то, что, казалось, давно исчезло. Постепенно, каждый день он учил ее просто быть – замечать ссорящихся уток, рисунок, который ребенок нарисовал мелом на дорожке. Ортис хорошо чувствовал настроение Джейн и в самые трудные дни держался рядом.
Они стали часто бывать в парке (она даже представить не могла, что однажды доберется туда), Ортис дружил со всеми собаками. Джейн благодаря ему познакомилась с их хозяевами. Пока собаки носились друг за другом, они разговаривали. Болтать с незнакомцами, далеко от дома – кому-то это покажется ерундой, но для Джейн это была невероятная победа. Последнее время она общалась с людьми только у себя дома, и разговоры были в основном о ее здоровье.
Летом соседи неожиданно объявили об отъезде. Джейн предполагала, что такое может случиться. В конце концов Ортис – не ее собака. Она сильно тосковала по нему, но одновременно было чувство, что он выполнил свою миссию и исчез. Несколько месяцев спустя Джейн взялась выгуливать другую собаку. Это помогло. Как оказалось, сердце может вместить не только тоску, но и новую любовь. Она никогда не забудет Ортиса, то, как он ухватил зубами прерванную нить ее жизни и тянул настойчиво и осторожно, пока не вернул Джейн в этот мир.
Чистая радость без пары зубов

Обычный дом престарелых в техасской глубинке. По коридору, скользя на поворотах, бежит маленькая собачка. Ее зовут Чуи, но многие жители называют ее просто «радость моя», потому что Чуи – чистая радость и есть. Все знают, зачем люди переезжают в дома престарелых. Они сами тоже отлично это знают. «Но пока мы живы, надо жить, а не унывать, не правда ли?» – 83-летняя Линда старается следовать этому принципу. Каждое утро она встает с кровати, приводит себя в порядок, открывает дверь в свою комнату и ждет, когда к ней заглянет Чуи.
С тех пор, как в доме престарелых появился Чуи, все с нетерпением ждут наступающего дня. Раньше бывало по-разному. Когда старость заключает тебя в свои объятия, просыпаться нелегко, мысли об одиночестве, о прожитой жизни лезут в голову именно по утрам. Теперь же новый день начинается с радости. Чуи здоровается с каждым. Кто-то приготовил ему лакомства, кто-то предварительно «размял» спину, чтобы наклониться и погладить пса. От него глаз не оторвать – в футболке с надписью «Собака-босс» (а он действительно здесь главный), с блестящей шерсткой, он улыбается, и видно, что у него не хватает пары зубов.
Чуи возник на пороге случайно. В один из январских вечеров, когда праздники уже отгремели, грязная, со свалявшейся шерстью маленькая собака одиноко бродила по улицам, шарахаясь от людей. Прохожие ей сочувствовали, качали головой, но проходили мимо. И только работник дома престарелых не смог устоять – нагнулся, взял собаку на руки и принес на работу. Она уже и не сопротивлялась. Собаку отвезли к ветеринару, чтобы просканировать ее микрочип. Выяснилось, что ей 7 лет, и хозяин просто выбросил ее на улицу, где она продержалась несколько месяцев.
Когда жители дома престарелых услышали, как жестоко поступил хозяин с собакой, они собрались все вместе, персонал и постояльцы, и решили, что собака останется с ними.
И Чуи начал понемногу менять жизнь, творить маленькие чудеса. Раньше многие одиноко сидели у окна весь день, а теперь все вместе обсуждают поведение своего питомца. Чуи – объединяющая сила и ответственность, а еще стимул следить за своим здоровьем, ведь его нужно выгуливать два раза в день. Удивительно, но на эти прогулки выстраивается очередь из желающих, даже те, кто раньше отказывались выходить на улицу, хотят погулять с собакой. Кто-то выводит его на поводке, кто-то сажает на колени и выезжает на коляске или ходунках. «Он играет в мяч, подходит, улыбается и хочет, чтобы ему почесали за ушком, а то и вовсе запрыгивает на колени», – говорит Линда.
Чуи – прирожденный психолог. Если кто-то чувствует себя одиноким и нуждается в поддержке, он как будто это чувствует и оказывается рядом. Знает, как успокоить и облегчить боль пациентам хосписа. Он может лежать там целый день в объятьях больного человека. Он любит людей. Он хочет быть рядом с ними. Директор дома престарелых планирует в ближайшее время сертифицировать Чуи как собаку-терапевта, хотя очевидно, что он уже выполняет эту роль. «Мы спасли его, и он платит нам сторицей за это».
Мачо-каскадер и крошечный комочек-спасатель

Французский актер Жан-Поль Бельмондо никогда не покупал собак, но в 1984 году неожиданно для самого себя взял из приюта маленькую Майю, йоркширского терьера. Позже он признавался, что, увидев ее впервые, подумал: «Нет, это не моя собака, это собака для старого антиквара». Майя, маленький пушистый комочек, совсем не вязалась с его образом бесстрашного каскадера, лихого героя боевиков. Бельмондо действительно стеснялся появляться на публике с собакой этой породы, но, как пишут в романах, – она заглянула ему в глаза, и он пропал.
Пришлось таскать ее с собой под мышкой. При этом он распрямлял плечи, чтобы выглядеть мужественнее. Над ним подшучивали друзья и журналисты, но ему это было уже не важно. Майя приходила, ложилась ему на живот и не отходила от него ни на шаг. «Знаете, собака дает столько любви, нежности и мудрости, что я совершенно забыл о нашем внешнем несоответствии», – говорил актер.
Терьер сопровождал его везде, даже на съемках, следуя глазами за своим человеком. Их связь была настолько крепкой, что Майя даже сумела предупредить актера об опасности, которая угрожала ему во время съемок фильма «Ограбление» в Монреале.
Бельмондо готовился к выполнению опасного трюка, как всегда без дублера, и вдруг Майя начала вести себя странно. «Я надевал защитную экипировку, а она начала меня кусать и лаять». Актер так и не понял, что происходит с собакой, но решил не обращать внимания – вышел на съемочную площадку, стал выполнять трюк и… сорвался. Пришлось провести шесть месяцев в гипсе. Майя, вероятно, предчувствовала, что что-то должно произойти, и пыталась актера остановить. Конечно, она была рядом с ним весь период реабилитации, пока он восстанавливался: «Собачья любовь – это что-то фантастическое! Когда собака дарит тебе свою любовь, она никогда тебя не предаст», – повторял актер в интервью всю оставшуюся жизнь.

