Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Купание в проруби: как не совершить смертельную ошибку

Опытные моржи, спасатели и водолазы отмечают: ледяная вода – особая стихия и играть с ней нельзя. Необходимо соблюдать строгие правила организации купели, окунания в воду, прислушиваться к своему состоянию и, конечно, ни в коем случае не делать это «на слабо»

Прыгать в воду опасно. На фотографии участники городского клуба закаливания и зимнего плавания. Новосибирск. 21.11.2020. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Традиционные крещенские купания в 2022 году были омрачены страшным событием. В реке Оредеж в Гатчинском районе Ленинградской области люди сами соорудили купальню, неудачно прыгнувшую в купель женщину сразу затянуло течением под лед, она погибла. Место не было никак оборудовано. Река Оредеж протяженностью 192 км имеет сильное течение, плотины, подводные пещеры. Скорость течения реки – 3 метра в секунду. Нырять зимой в такой воде категорически запрещено, это смертельно опасно.

Мы поговорили с опытными моржами и спасателями о том, как правильно вести себя с зимней водой, как должно быть оборудовано место для купания и ныряния и как обезопасить подобные мероприятия и не рисковать своей жизнью.

Купель должна быть оборудована по всем правилам

Опытный специалист по моржеванию Александр Рожков, председатель Мурманской общественной организации «Морж», отмечает, что обычно места для прорубей для купания официально устанавливаются властями, остальное считается незаконным, хоть и может быть безопасным.

В случае, произошедшем в Ленинградской области, были нарушены все правила. Мурманские моржи, например, придерживаются регламентированных мер безопасности, которые указаны в постановлении правительства Мурманской области №448 в редакции от 2021 года. 

«Причем к крещенской купели требования еще строже, чем к проруби для повседневного использования, ибо в купель совершают погружение люди неподготовленные, – подчеркивает Александр Рожков.

«Купель должна быть оборудована дном, подледным ограждением по периметру. Иметь поручни и лестницы для выхода с обеих сторон. А делать купель без подледного ограждения по периметру – это практически самоубийство при таком мощном течении.

Также ошибкой было то, что нет освещения периметра и подходов к проруби», – говорит Александр.

«К сожалению, все трагедии происходят в основном от незнания или безалаберности и несоблюдения мер безопасности. Случай в Ленинградской области – вопиющий факт пренебрежения всеми правилами, – отмечает Сергей Тетюхин, спасатель, педагог, председатель областного отделения детско-юношеского движения „Школа безопасности» (Московская область). – Самое главное, а это касается и летнего купания, и зимних процедур, – не купаться в неустановленных местах. Но часто этим пренебрегают.

Установленное место всегда прописано в документах местной администрации, и к этим оборудованным местам есть ряд требований. В идеале это большая бочка с водой, но это дорого и хлопотно. Поэтому появляются такие проруби во льду. Не везде есть стоячая вода, но купель в любом случае должна быть оборудована».

Есть рекомендуемые размеры и конструкции купели. Самая лучшая конструкция – деревянные мостки, которые опускаются в воду. Причем, отмечает Сергей Тетюхин, должен быть свободный проход: по одной лесенке люди спускаются, по другой поднимаются.  Это безопасно – если кому-то стало плохо, или кто-то поскользнулся, есть возможность использовать вторую лесенку.

Глубина площадки от поверхности воды должна быть не более 1,2 метра. Этого достаточно, чтобы присесть и окунуться с головой.  А спасатель сможет поднять и вытащить человека. 

Как поясняет Александр Рожков, в реках проруби-купели делать можно, но купель должна быть похожа на ящик с прорезями. «Но при определенной силе течения – больше 2,5 метра в секунду – вообще нельзя оборудовать купель. И должно быть искусственное дно-пол. Если естественное дно находится на глубине не более 1,5 метров, оно ровное и без опасных предметов – можно без искусственного пола, но тогда дно реки предварительно должны исследовать водолазы», – рассказывает специалист.

И ступеньки, конечно же, нужны обязательно. Без ступеней и поручней человек просто может не выбраться назад из воды. При выходе нужно осторожно касаться поручней, они должны быть сделаны не из металла, а из дерева или обмотаны материалом. Ступеньки тоже должны быть деревянные и нескользящие.

Никаких ныряний!

Подготовка лестницы для купели к крещенским купаниям на реке Обь в акватории пожарного причала Ленинского района Новосибирска. 17.01.2020. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Свое поведение в проруби тоже нужно контролировать. Как отмечает Александр Рожков, ни в коем случае нельзя прыгать в ледяную воду:

«К тому же на видео женщина еще и прыгнула под углом, ее и без течения бы по инерции утащило далеко. Но нырять в принципе нельзя. Это огромный риск.

Раньше на соревнованиях по зимнему плаванию было можно нырять, теперь категорически запрещено. В купель нужно заходить, постепенно погружаясь».

После бани в купель заходить можно, но с осторожностью. Как отмечает Александр Рожков, в ледяную воду (а это 0–4 градуса) после парения в бане лучше не окунаться. Можно окунаться в воду температурой от +5 до +10 градусов, но без резких движений.

Отец Михаил Бузынкин начал закаливаться постепенно, с лета ежедневно окунается в воду и продолжает это делать уже зимой. Он отмечает, что нужна тщательная подготовка к такому закаливанию и моржеванию.

«Нельзя начинать за компанию или прыгать в прорубь из хвастовства. Были случаи, когда люди даже опускались в прорубь, держась за руки, – кто дольше продержится и так далее. Я считаю это категорически недопустимым. Таинство нельзя превращать в челлендж или флешмоб, это оборачивается трагедией.

Ну и конечно, мы не можем упразднить физику вещей. Ведь сам факт нахождения человека в ледяной воде зимой – это опасная ситуация. Нужно десять раз подумать и принять для себя решение. Надо предугадывать реакции организма и строго соблюдать правила. Это не спектакль.

И еще: моржевание, плавание зимой – это как альпинизм, трагедии случаются не во время восхождения, а на спуске. Прежде чем идти вперед, подумай, как ты будешь возвращаться. Вот почему купель должна быть тщательно оборудована».

Андрей Патюткин моржует с 2009 года. Он рассказывает, что был опыт, когда он прыгал в воду сразу в глубину и выплывал на мель, проплывая подо льдом, но понимает, что это неправильно:

«Это просто жажда ощущений. Были случаи, когда упирался в лед, не находя выхода, не рассчитав расстояние. Так делать нельзя. Прорезая прорубь, мы думаем в первую очередь о безопасности, ведь с нами дети. Резко прыгать в воду нельзя. Не нужно считать себя настоящим моржом, мы все-таки не морские животные.

Заходить в воду нужно медленно и осторожно. Это дает возможность почувствовать свои ощущения. Если есть какие-то сомнения, дискомфорт, то у человека есть возможность сразу спокойно выйти. А человеческая беспечность приводит к горю».

Правила моржей: забота о здоровье и безопасность – главные принципы

 Подготовка сотрудников МЧС России к крещенским купаниям в Москве. 15.01.2020. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Роман Приходько, житель Волгограда, более 20 лет купается в проруби. «Мы никогда не ныряли со льда, тем более когда есть течение. Необходимо в прорубь заходить, а потом уже и окунаться с головой, по желанию, – рассказывает Роман. – И всегда должен быть человек на подстраховке. Также мы никогда не заходим в прорубь, если в ней глубина больше роста самого человека».

Купаться в проруби нужно в присутствии медиков и представителей МЧС, потому что для организма это огромный стресс, никто не застрахован от инсультов или инфарктов, отмечает Роман.

Также, говорит Роман Приходько, алкоголь и прорубь – несовместимы! «Алкоголь притупляет чувство холода и чувство боли, в итоге с человеком может произойти все что угодно», – замечает он.

Иногда можно увидеть, как люди в проруби обвязываются веревкой. С одной стороны, это одна из мер предосторожности, страховка. С другой, Александр Рожков говорит, что, если приходится обвязываться веревкой, значит, люди купаются в опасном месте, что уже само по себе таит риски.

«Веревкой обвязываются ныряльщики, которые выбивают рыбу из зимовальных ям, – поясняет Роман Приходько. – А при опускании в прорубь веревка обычно не нужна, если купель правильная. Да и потом, все, кто ныряет ради красивых фото и видео, не хотят себя беречь. Но я бы не рекомендовал испытывать судьбу».

Олег Злобин, журналист, занимается моржеванием уже более 30 лет: «Ежедневно, еще когда жил в Саратове, на Волге, бегал и купался в реке в любое время года, входил в клуб „Нептун«. Зимой мы делали прорубь. Это делал специальный опытный человек, он знал, как прорубать купель, какого размера должна быть лунка, а глубина проруби должна быть по пояс или по грудь, чтобы только окунуться и выйти».

Олег отдельно обращает внимание на течение воды: «Даже на широкой Волге у нас вода хоть и спокойная, но тебя может затащить под лед. Тихое течение незаметно летом, а зимой, если зазеваешься, тебя начинает утягивать. Что уж говорить о маленьких речках, где чаще быстрое течение.

В озерах тоже могут быть свои течения или водовороты. То есть купаться можно только в подготовленных прорубях под кураторством опытных моржей. На дне должно быть чисто, чтобы ни обо что не травмироваться. Дно вообще живое, оно может меняться, всегда нужно его предварительно проверять».

Даже если вода стоячая, человека может закрутить от прыжка, достаточно будет уйти на 20 см под кромку льда, и человек теряет ориентацию, тем более в темноте.

Есть и особые правила окунания: «Во-первых, омовение на Крещение – это все-таки очищение, физическое и духовное. Ты доверяешь себя этой воде, радостно и спокойно в нее опускаешься, преодолеваешь это испытание. Мне приходилось купаться и при температуре минус 20–27 градусов, и, как ни странно, спускаться в воду даже легче, она в это время температурой +2 градуса.

Я никогда не задерживался в проруби, три раза окунался и выходил. Не следовал увлечениям друзей, которые пытались плавать в проруби, держаться в ней до минуты и больше. Это бравада, я никогда не считал это здоровым. А вся прелесть действа начинается после выхода из проруби – весь организм оздоравливается, кровь разгоняется. От тела идет пар, и в это время надо спокойно, не задерживаясь на морозе, идти в теплое помещение. Не надо растираться на морозе, это нарушает создавшийся энергетический кокон. Нужно зайти в помещение, одеться, согреться».

Вообще, «нырять в прорубь» – это фигуральное выражение, не надо его понимать буквально, подчеркивает Олег Злобин: «Даже после бани надо опускаться в купель осторожно, а вот подниматься из проруби, выходить из воды надо быстро, чтобы не переохладиться».

«С ледяной водой надо уметь находить общий язык»

Открытие сезона зимнего плавания в Омске. 05.12.2021. Фото: Евгений Софийчук/ТАСС

Как рассказывает морж Александр Рожков, лед и ледяная вода – вообще особая стихия. И с ней нужно уметь взаимодействовать.

«Есть люди, у которых по каким-то причинам отсутствует реакция на погружение в ледяную воду. Обычно такие люди боятся холода и к проруби близко не подходят, но порой безумие побеждает, особенно когда пример других перед глазами. Но от резкого переохлаждения наступает спазм сосудов, последствия могут быть самые печальные», – говорит Александр Рожков.

Также опасно слишком быстро наращивать время нахождения в ледяной воде – можно резко исчерпать резервы организма. Не нужно долго находиться в ледяной воде, важно уметь восстановиться без последствий после таких нагрузок.

Также есть такой фактор, как постоянная активация иммунитета при воздействии ледяной воды, поясняет Александр Рожков. Ледяные купания могут привести к тому, что проявляется какая-то скрытая хроническая болезнь, которую иммунитет раньше не видел.

Подледный дайвер Дмитрий Плешаков, участник добровольной группы «Добротворецъ», не раз выезжал на поиск утонувших подо льдом. Обычно это рыбаки или просто те, кто провалился под лед. По статистике, отмечает Дмитрий, смерть от переохлаждения наступает в ледяной воде в течение 10–12 минут. Но чаще это именно утопление, когда есть максимум 1,5–2 минуты, чтобы спасти человека, затем он задыхается и тонет.

Как рассказывает Дмитрий Плешаков, алкоголь – причина номер один всех чрезвычайных происшествий на льду. Вторая опасность – неверная или нечестная оценка состояния своего здоровья. Людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с заболеваниями мочеполовой системы ледяные ванны противопоказаны.

Третий важный момент – при купании в проруби рядом обязательно должен быть тот, кто будет страховать и сможет вытащить человека. «Даже здоровый человек может почувствовать себя в проруби плохо, может даже остановиться сердце, нужно будет человека спасать. Приходилось это делать, и чаще пострадавшие находились под алкоголем», – рассказывает Дмитрий Плешаков.  

Шок может проявляться по-разному, вот почему не рекомендуют нырять с головой, поясняет специалист: «Как у дайвера, так и у обычного пловца голова и шея – это максимальный источник тепловыделения. Чем больше контакт головы с водой, тем быстрее наступает состояние гипотермии».

Дмитрий обращает особое внимание на термин «бледное утопление» – то, что может случиться в результате неудачного попадания в воду: «Ледяная вода для организма – это стресс, особенно когда алкоголь расширяет сосуды и тепловыделение больше, чем обычно. Тело отдает тепло быстрее. И может произойти шоковое состояние в ледяной воде. Человек будет испытывать гипоксию, ему не хватает кислорода, в итоге он может утонуть».

Люди думают – чего там сложного, вытолкнуть себя из проруби на руках, но гипотермия этим и опасна, предупреждает Дмитрий. «Если ты даже в снаряжении плаваешь в ледяной воде, гипотермия подкрадывается незаметно. Ты поднимаешься и вдруг понимаешь, что сил залезть уже нет. Это незаметный враг. Поэтому «дикие» проруби делать нельзя. Оттуда просто может не получиться вылезти на сушу. А если рядом нет спасателей, человек может погибнуть».

Вот почему в местах крещенских купаний обычно находится водолаз в снаряжении, ему нужна минута, чтобы погрузиться. Или люди в защитных термокостюмах – они могут сразу нырнуть, чтобы помочь человеку, который потерял ориентацию, потерял сознание.

«Когда мы занимаемся подледным дайвингом, один человек погружается, а второй на тросе его страхует. Постоянно поддерживается контакт системой рывков, если человек внизу перестает отвечать, его быстро вытаскивают. А в проруби веревкой не обвязывают, поэтому тут нужен контакт со страхующим. Нельзя ждать, когда человек позовет на помощь, надо следить за каждым окунающимся и сразу принимать меры по спасению. Если нет рядом веревки – подать предмет, за который он может ухватиться», – поясняет Дмитрий Плешаков.

Сергей Тетюхин отмечает, что в организованных местах купания предполагается дежурство спасателей, медиков и по возможности наряда полиции. Правда, чаще там дежурят пожарные, а должны быть спасатели в гидрокостюме, но это редко обеспечивается.

«В Московской области эта проблема решается за счет спасателей-волонтеров. Это Российский союз спасателей, это ветераны МЧС, есть студенческие спасательные отряды, и волонтеры-добровольцы, подготовленные и обученные, дежурят в крещенскую ночь. Они подчас стоят прямо в воде, а простоять даже в гидрокостюме в ледяной воде можно не более получаса, потом они меняются. Так что для этого нужно быть тоже подготовленным», – подчеркивает Сергей Тетюхин.

И еще один фактор риска – отсутствие у большинства людей навыков оказания первой помощи. «Очень вероятно, что у проруби не окажется ни одного человека, кто сможет оказать первую помощь пострадавшему, и шансы на выживание минимальны», – сетует Сергей Тетюхин, напоминая, что культуру безопасности нужно закладывать в детстве.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?