С помощью видеозвонка приложение Be My Eyes соединяет незрячих и слабовидящих людей со зрячими волонтерами для решения бытовых ситуаций – и обе стороны получают больше, чем просто общение по телефону

Наташа и пёс Флай в Эрмитаже

Какого цвета носки

Наташе Кузнецовой 23 года, она живет в Ногинске, работает массажистом, и у нее есть собака-поводырь Флай. О приложении она узнала около полутора лет назад и сразу же скачала. «Не знаю почему, но я стеснялась сначала к приложению обращаться, думала, что у меня идиотские вопросы, – смеется Наташа. – Первый раз я им воспользовалась, когда мне понадобилось срочно выйти и нужно было выяснить, не разного ли цвета у меня носки. Но я быстро поняла, что задавать любые вопросы нестрашно».

Еще Наташа звонила в Be My Eyes, чтобы поставить метки на косметике и отличать ночной крем от дневного, и когда искала дрожжи (для обычного теста, а не для пиццы!), чтобы испечь на Пасху куличи. А однажды нужно было почистить Флаю глаза для салона красоты, и волонтер помог взять лосьон для глаз, а не для ушей.

«Есть люди, которые звонят намного чаще меня, и это нормально и правильно, – говорит Наташа. – Бывает такое, что никого рядом нет, подсказать никто не может. Бывает, что никого не хочется отвлекать, проще позвонить волонтеру. А еще это прикольно». Идея приложения в том, что Be My Eyes – инструмент, который можно использовать в любое время дня и ночи неограниченное количество раз, а огромное количество добровольцев гарантирует ответ на звонок в течение 30 секунд.

Звонок другу, чтобы пересадить цветок

Наташа и волонтер в Петербурге

Be My Eyes было специально придумано для решения сугубо практических задач, а не как средство социализации – и чаще всего звонящий и волонтер прощаются сразу после того, как вопрос решен. «Когда к тебе обращаются с конкретной задачей, не очень уместно задавать другие вопросы», – говорит волонтер Наталья Бём. Поскольку желающих помогать много, звонки могут случаться не каждый день и даже не каждую неделю.

К тому, что раздастся звонок, надо быть готовым в любой момент (впрочем, приложение чувствительно к часовому поясу волонтера и пропускает звонки только с 8 утра и до 9 вечера). Если волонтер не успевает взять трубку, звонок уходит к другому. Система скрывает персональные данные, и волонтер не знает ни имени, ни региона, ни возраста того, кто ему звонит. Обычно даже не знает, как он выглядит. «Самый интересный звонок у меня был, наверное, про пересадку цветка, – рассказывает волонтер Юлия Ермилова. – Девушка просила проконтролировать. Это был единственный звонок, где звонящая была в кадре. Она поставила телефон на что-то, и я видела и ее саму, и цветок. И мы чуть-чуть поболтали в процессе».

Наталье Бём запомнился звонок мужчины с просьбой помочь настроить холодильник. «Не успела испугаться, как увидела ее — старенькую маленькую «Бирюсу». Абсолютно пустую. Точь-в-точь как из детства. Папа купил ее еще до встречи с мамой. Папы уже нет, а Бирюса так и работает…Ей лет 20, не меньше. Вся настройка заключалась в движении круговой ручки: от «выкл» до «холодно». «Настройка» заняла пару минут, мужчина тепло поблагодарил в конце и отключился.

Расплакалась… Как он, слепой, один с этим холодильником? Почему он совсем пустой? Откуда он звонил? Неужели нет ни одного человека рядом? И как малодушно жаловаться на свою self-isolation, когда кто-то на расстоянии одного звонка не знает, как правильно повернуть ручку в стареньком холодильнике…».

«Представьте, что вы незрячий. Готовите ужин у себя на кухне. В рецепте сказано: «влейте банку кокосового молока». Вы открываете шкафчик, там стоит три банки, и только в одной кокосовое молоко. Что вы делаете? Можно рискнуть, но это не лучшая идея. Вы надеваете куртку, берете банки и свою трость и идете к соседу за помощью – второй раз за день. В жизни незрячих людей очень много ситуаций, когда им нужна пара глаз буквально на несколько секунд. А у соседской доброжелательности есть пределы».

Это начало выступления датского мастера мебели Ханса Йоргена Виберга на конференции TedX в Копенгагене в сентябре 2013 года. Виберг почти не видит. Он родился с обычным полем зрения – 180°, но постепенно оно сузилось до 5°.

Начав работать в «Датской ассоциации слепых» – навещать незрячих людей и консультировать их, как готовить дома, Виберг пришел к идее сделать приложение Be My Eyes. Окончательно она сформировалась, когда незрячий друг сказал ему, что звонит по видеосвязи семье или друзьям, чтобы они помогли ему решить какую-то задачу. Виберг понял, что технология видеозвонков может быть использована для визуальной помощи незрячим или слабовидящим людям – силами волонтеров.

Микроволонтерство вместо игры на телефоне

В апреле 2012 года Ханс Йорген представил свою идею на датском стартап-мероприятии и познакомился там с командой, которая помогла ему воплотить ее в жизнь. 15 января 2015 года было выпущено приложение для iOS, а версия для Android появилась 5 октября 2017 года. Сейчас помощь доступна на более чем 180 языках, а в приложении зарегистрировано почти 3,8 миллионов волонтеров и больше 216 тысяч незрячих и слабовидящих людей (точная статистика и ссылки для скачивания приложения тут).

Это очень простой и удобный способ быть волонтером, доступный откуда угодно, подчеркивает Виберг. «В свободное время многие играют на телефоне в игры. Думаю, мы способны на большее. Я называю это микроволонтерством».

Волонтеров у Be My Eyes действительно так много, что между ними даже возникает что-то вроде конкуренции. «Тех, кто хочет помогать, в этой системе больше, чем тех, кто нуждается в помощи. Пару раз я не очень оперативно брала трубку, и на звонки отвечали другие», – рассказывает Наталья Бём. Она стала волонтером Be My Eyes, так как хотела помогать более продуктивно, не ограничиваясь благотворительностью в формате рекуррентных платежей. Но поскольку работа не позволяет регулярно делать это так, как нужно в оффлайн-режиме, Наталья стала диджитал-волонтером.

«Каждый раз эти виртуальные встречи очень трогают сердце, потому что запросы бывают разные. Например, недавно я помогала настраивать компьютерную игру. Что-то нужно прочитать, рассказать, что написано на иконке, на какую кнопку нужно нажать на клавиатуре. Базовые вещи для зрячего, которые жизнь человека со слабым зрением могут значительно усложнить, – говорит она. – Be My Eyes – это просто, ничего от тебя не требует, и ты чувствуешь себя небесполезным человеком».

Многие звонят, чтобы узнать показания счетчиков

Элина Почуева. Фото: facebook.com

Элина Почуева работает в Учебно-кинологическом центре «Собаки-помощники инвалидов», расположенном в Балашихе. О приложении она узнала от выпускника центра, который живет в Екатеринбурге и приезжал за собакой, которую в центре подготовили специально для него.

«Я установила приложение года два назад, и первого звонка ждала, наверное, месяц, – рассказывает волонтер Элина Почуева. – Потом пошли звонки почаще. В конце месяца, например, многие звонят, чтобы узнать показания счетчиков. Первый мой звонок был от молодого человека по имени Паша, который вяжет. Он мне показывал на экран монитора с описанием схемы жилета, который он хотел вязать. Текст его «говорилка» читала, а картинка была без описания. Паша попросил меня посмотреть, есть ли на этом жилете ромбики», – рассказывает Элина.

Так получилось, что они обменялись контактами. И спустя некоторое время Паша позвонил Элине по WhatsApp и попросил помочь разобраться с вязальной машинкой, которую ему подарили родственники. Ему нужно было вставить нитку в нитенатяжитель. «Паша мне скинул видео на YouTube, где девушка показывала, как этой машинкой пользоваться. Без визуального компонента из видео никак нельзя было понять, как эта машинка работает. Мы созвонились, три часа разбирались – и наконец смогли. Паша спросил, где я работаю, и выяснилось, что совсем скоро он должен был приехать к нам в центр за своей будущей собакой!».

При встрече Паша пообещал Элине связать ей свитер в благодарность за помощь. Вместе со своей собакой, палевым лабрадором Хэппи он уехал домой в маленький городок Коряжма в Архангельской области. И этой зимой прислал по почте не только свитер, но и шапку!

Что-то свяжешь и хотя бы тысячу заработаешь

Павел Ожегов. Фото: vk.com

«Еще пряжа осталась, я решил шапку из нее сделать», – поясняет Павел Ожегов. Ему 22 года. Он окончил общеобразовательную школу и два года отучился на преподавателя баяна в Курском музыкальном колледже-интернате слепых. «Жалко, что я узнал о приложении только на втором курсе, когда уже заканчивал обучение, – говорит Паша. – Мне в общежитии нужно было правильно разложить белье для стирки, не смешать белое с цветным. Воспитатели не очень охотно помогали, приходилось родителей по скайпу просить посмотреть. А так бы позвонил в Be My Eyes, и никаких проблем».

Вернувшись домой в Коряжму, Паша решил заняться вязанием, а еще уже год лепит из глины, работает на гончарном круге. «Вязание – более прибыльное дело, чем игра на гармошке, – говорит он. – Что-то свяжешь и хотя бы тысячу заработаешь. Когда я Элине прислал джемпер, она разместила в соцсетях про меня информацию. Еще одна женщина попросила связать ей джемпер, я связал, отправил».

Паша уверяет, что пользоваться Be My Eyes очень легко. «Я примерно знаю, где у меня то, что мне нужно рассмотреть, навожу камеру, мне подсказывают, левее или правее, выше или ниже. Бывает, говорят, что ничего не видно, приходится перезванивать. Бывает, нечетко видно. Тогда пытаемся по WhatsApp. Пробовал телевизор настроить с помощью Be My Eyes, помогли, правда, пришлось несколько раз перезвонить», – рассказывает он.

«Когда я разговаривал с волонтерами по WhatsApp, я спрашивал, почему они решили помогать незрячим, тратить время, – рассказывает Павел Ожегов. – И один волонтер мне сказал, что уже давно это приложение у него стоит, а звонков поступает мало. И добавил: “Уже хотел удалять, и тут вы позвонили, значит, не зря поставил”».