На иконе показаны события, которые произошли на реке Иордан, где Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. Икону Крещения можно назвать «мгновенной съемкой»

img-2016-01-14-13-34-05

Крещение Господне; фрагмент трёхчастной иконы, 12 век, Монастырь св. Екатерины, Синай

Икона Крещения  рассказывает не только о самом Крещении Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Главное «событие», которое стремится передать икона – явление миру воплотившегося Сына Божия как одного из Лиц Святой Троицы.

В Крещении Христа впервые зримо для всех людей, пришедших креститься, Бог открылся как Святая Троица: Бог-Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Сына в виде голубя.

И потому на иконе мы видим в центре, в водах Иордана, — Иисуса Христа, вверху – Небо, с Небес спускается белый голубь — символ Святого Духа.

Так исполнилась «всякая правда», о которой говорит Христос в Евангелии: тем, кто услышал призыв Иоанна Крестителя к покаянию и крестился с верой, исповедуя свои грехи, было дано увидеть исполнение пророчеств – явление миру Бога Отца и Сына и Святого Духа. Так верующее и чистое сердце видит Бога. Поэтому событие и праздник Крещения получили еще одно название – Богоявление.

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_15

Крещение Господне, фреска,1668 г., Переяславль-Залесский, Троицкий собор, придел св. Иоанна Предтечи

193-420x600

Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_11

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Иоанна Крестителя мы видим изображенным, склонившись к Иисусу, и возложившим в знак крещения свою правую руку на Его главу. А на правом берегу Иордана — ангелы, также склонившиеся к Иисусу Христу. Они словно сослужат Иоанну Крестителю.

Иисус Христос в водах Иордана соединяет Собой два «берега» жизни: земное (Иоанн Предтеча – человек) и небесное (ангелы). Так и мы через Иисуса Христа и личное крещение получаем возможность приобщиться к миру духовному, небесному.

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_9

Крещение Господне. VI в., Равенна

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_8

Крещение Господне. 1001-1015 гг., Грузия

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_6

Крещение Господне, Византия XI в., Императорский менологий, США. Балтимор

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_7

Крещение Господне, прп. Андрей Рублев, 1405 г

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_5_02

Крещение Господне. Сербия, Косово, монастырь Грачаница, XIV в

В Иордане мы видим две небольшие фигуры: старец – символ реки Иордан и женская фигура верхом на дельфине – символ моря. Эти символы пришли из византийского искусства: в древнегреческом языке слово «река» мужского рода, а «море» – женского рода.

Фигуры-символы реки Иордан и моря отсылают к словам из псалма 133: «Море виде и побежало, Иордан возвратился вспять», которые повторяются и в крещенских песнопениях. Поскольку фигуры в реке не реальные люди, а символы, они изображаются меньшими по размеру.

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_5_01

Крещение Господне, Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_5

Крещение Господне, вторая половина XI века. Афины, монастырь Дафни, церковь Успения Пресвятой Богородицы

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_4

Крещение Господне, XI в., Греция. Монастырь Осиос Лукас

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_3

Крещение Господне. Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_1

Богоявление. Фреска церкви св.Георгия в Старо-Нагоричане, 1316-17. Македония

282-520x600

Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII – нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник

243-459x600

Двусторонняя икона-таблетка, 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

27-499x600

Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб

С раннехристианских времен рыба изображается как аллегорический символ Иисуса Христа. На древнегреческом («ихтис») это слово представляет монограмму из начальных букв имени Иисуса Христа – Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

Христианский богослов III века Тертуллиан связывает символ рыбы с таинством Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus (Иисусом Христом), мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

254-492x600

Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_10

Крещение Господне, современная икона

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_16

Крещение Спасителя. 1880-е, Иванов Андрей Иванович, Государственная Третьяковская галерея

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_17

Крещение Господне. Семирадский Генрих Ипполитович, 1876 г

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_19

Крещение Господне (Богоявление). Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_18

Крещение. Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг

Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_20

Крещение Господне, М.В.Нестеров, фреска Князь-Владимирского собора, Киев