Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Красивая паромщица, грозная правительница и тонкий дипломат: какой была святая княгиня Ольга

Княгиня Ольга жила в эпоху Древней Руси и была первой русской святой. Как жила святая равноапостольная Ольга? Что мы о ней знаем?

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве. Михаил Васильевич Нестеров, 1893. Местонахождение: Местонахождение: собрание А. Е. Стычкина

Однажды молодой князь Игорь, будущий правитель древнерусского княжества, охотился в окрестностях будущего города Пскова. Ему понадобилось переправить на ту сторону реки, и Игорь сел в лодку, которой управляла молодая девушка, почти подросток. Звали ее Прекрасой. Пока переправлялись, Игорь завел разговор с симпатичной паромщицей, и, видимо, ее мудрые ответы и красота очаровали его.

«Повесть временных лет» рассказывает, что Игорь сделал Прекрасе недвусмысленное предложение, но та твердо ответила: «Лучше утоплюсь, но чести не отдам». Этот рассказ очень лаконичен, но в нем уже видна личность будущей Ольги. Мудрость, цельность, выдержка и, конечно же, твердость, сильная воля.

Все это запало в душу князю настолько, что, удалившись, Прекрасы он не забыл. Несколько лет спустя он вернулся с, как мы сейчас сказали бы, предложением руки и сердца. Прекраса дала согласие.

Мы не знаем, какое впечатление она произвела на опекуна юного Игоря, князя Олега, но, видимо, самое положительное. Во всяком случае, он не препятствовал браку Игоря с Прекрасой. Став женой Игоря, она получила новое имя – Ольга.

Княгиня еще раз поменяет имя – в купели крещения она будет названа Еленой. Но до этого еще несколько десятилетий.

Беда

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. В.И. Суриков, эскиз неосуществленной картины, 1915. Русский музей
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. В. И. Суриков, эскиз неосуществленной картины, 1915. Русский музей

Шли годы, детей у супружеской четы долго не было. Наконец на свет появился сын, Святослав. Казалось, жизнь Ольги была вполне предсказуема: мать, супруга, княгиня.

Все резко оборвалось в 945 году, когда князь Игорь был убит древлянами во время сбора налогов. Ольга осталась одна с малолетним сыном. Отныне в ее руках – судьба древнерусского княжества.

Важно отметить: даже мысли не возникло у приближенных о том, чтобы назначить маленькому Святославу регента – мудрого, сильного воина, который сберег бы и ребенка, и вдову, и княжество. Нет, и дружина князя, и знать единодушно передали власть Ольге, видимо, высоко ценя ее волевой характер и стойкость.

Наступало тяжелое время. Древляне не оставили Ольгу в покое. На Русь прибыло посольство, которое потребовало, чтобы Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала, то есть за убийцу своего мужа.

Послы были уверены, что Ольга легко согласится на второй брак. Они всячески расхваливали Мала – он и молод, и хорош собой, говорили они, что же мешает русской княгине дать свое согласие?

Согласие было для Ольги неприемлемо. Трагическая гибель Игоря глубоко потрясла ее. Ольга, конечно же, не отдала бы руки и сердца так скоро после смерти любимого мужа, даже если бы речь шла о человеке, никак не связанном с его убийством.

Брак же с Малом был немыслим и с точки зрения политики. Фактически он означал захват Руси древлянами. Кроме того, маленький Святослав, скорее всего, был бы убит: древляне не оставили бы на княжеском престоле сына Игоря.

В ответ на это требование Ольга устраивает для древлян серию ловушек, параллельно демонстрируя мощь Руси. И добивается своего. Древляне оставляют княгиню и ее землю в покое.

Как этого достигает Ольга? Мы подходим к самым мрачным страницам ее жизнеописания. Да, месть Ольги древлянам была страшна даже по языческим меркам. Она потрясла древлян. Таким тогда был языческий мир, а Ольга была его детищем.

Еще одна деталь: на битву с древлянами Ольга взяла шестилетнего сына, в руки мальчику вложили копье, которое он и метнул во врага. С этого, скорее всего, момента, родился будущий князь Святослав, который превратил войну в смысл своей жизни, в жертву которому он принес все: благо государства, семью и в конце концов собственную душу. Но это будет много позже.

Сейчас после победы над древлянами настали спокойные годы. Ольга сосредоточивается на управлении княжеством.

Налоги, каменное строительство и свод законов

Двор удельного князя. А.М. Васнецов
Двор удельного князя. А. М. Васнецов, 1908–1909 гг. Третьяковская галерея

Наступило затишье, и Ольга посвящает все свои заботы управлению княжеством. Это было крайне сложной задачей. Дело в том, что при Игоре Древняя Русь фактически еще не была государством – не было ни четких границ, ни фиксированных налогов, ни более-менее определенного свода законов.

Ольга приступает к реформам. Первым делом она объезжает страну, определяя границы. Затем – налоги. Ольга действует взвешенно и разумно. Сначала она тщательно изучает ту или иную область княжества: что здесь преобладает? Сельское хозяйство? Тогда налог будет взиматься продуктами. Охотничий промысел? Тогда – мехами.

Процветают торговля и ремесла? Налог взимается деньгами (оброком). Затем Ольга четко определяет места, куда следует налоги привозить, так называемые погосты, регламентируя сбор налогов и, тем самым, устраняя возможные злоупотребления.

Единого свода законов еще не существовало, но небольшой устав Ольга все же закрепила, что, разумеется, помогло укрепить государственную власть.

Но это все разъезды. А как жила Ольга дома? В те времена на Руси дома строили из бревен. Были они, конечно, очень небольшими.

Обычно небогатый дом (изба) состоял из трех частей: основной комнаты, коридора и неотапливаемой кладовой. Возле дома ставились служебные постройки: амбары, конюшни, хлевы, бани. Двор был окружен частоколом. Князья жили в так называемых хоромах, которые делились на две части: гридница (помещение для княжеской дружины) и терем (собственно жилая часть для княжеской семьи).

Ольга, завершив объезд княжества и налоговую реформу, обратилась к строительству. Деревянные дома часто уничтожались огнем и были, конечно, недолговечны. Ольга попыталась радикально решить эту проблему. Почему бы не заменить дерево… камнем? Так по распоряжению Ольги на Руси появляются первые каменные здания.

Для этого используют плинфу – тонкий обожженный кирпич (22 х 30 х 3 см), а скреплялись плинфы известковым раствором с добавлением ради прочности особой присадки – цемянки, которая изготовлялась из битого кирпича. Цемянка к тому же придавала раствору розовый цвет, который и определял общий тон здания.

Изнутри дома обогревались печами, сложенными из обожженной глины, а освещались глиняными светильниками (плошками), в которые наливали растительное масло. В домах победнее обходились лучиной. Стекол, конечно, еще не было, и в окошки вставляли полупрозрачную слюду.

Какая в те времена была мебель? В основном кровати, скамьи и столы, все деревянное. Мебель часто покрывалась изысканными резными узорами. Столы покрывались домоткаными скатертями.

Так текли годы. Близилась новая пора жизни княгини.

Обрести Христа

Княгиня Ольга на приеме у императора Константина Багрянородного. Мадридский список «Хроники» Иоанна Скилицы. XII век
Княгиня Ольга на приеме у императора Константина Багрянородного. Мадридский список «Хроники» Иоанна Скилицы. XII век

Когда и как могла Ольга впервые услышать о Христе?

В Киеве ко времени ее княжения уже существовали общины христиан, причем к их числу принадлежали достаточно знатные люди. Неслучайно же договор между князем Олегом и Византией, заключенный в 911 году, включал пункты, касавшиеся христиан. Вероятно, были в столице Руси и христианские церкви. До нас дошло упоминание о церкви Ильи Пророка, существовавшей уже в 944 году.

Посетила ли Ольга одну из них и испытала мгновенное прикосновение Божественной благодати? Или же весть о Воплотившемся Боге постепенно проникала в ее сердце: услышанное здесь слово – оброненная там фраза – перекрестился в ее присутствии один из приближенных – произнес «Господи помилуй» другой?

Этого мы не знаем. Но в 955 году Ольга направляется в Константинополь – чтобы просить о крещении. Визит этот был уникальным. Раньше русские князья с миром в Византию не ездили. Но почему Ольга выбрала креститься именно в Константинополе? Почему не приняла крещение в Киеве?

Скорее всего, Ольга хотела подчеркнуть значимость совершаемого ею шага. Она хотела, чтобы ее крещение было не только личным актом, но и осознанным выбором княгини земли Русской. Кажется, что Ольги самым прямым образом касаются знаменитые строки, принадлежащие английскому писателю Джону Донну: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе… Я един со всем человечеством».

Выбор Ольги не мог не повлиять на ее княжество, и именно этого она желала всем сердцем. Поэтому она принимает крещение не только как Ольга, но и как княгиня земли Русской.

На ладье в Византию

Крещение княгини Ольги в Константинополе. Иван Акимович Акимов, не позднее 1792 года. Русский музей
Крещение княгини Ольги в Константинополе. Иван Акимович Акимов, не позднее 1792 года. Русский музей

Как именно Ольга добиралась до Константинополя? По воде: по Днепру, Черному морю и Босфору. Было на чем! Ведь уже в 860 году русский флот насчитывал 250 кораблей.

Самыми распространенными были ладьи и струги. Даже небольшая ладья (от 10 до 25 метров длиной) могла взять на борт 15 тонн груза! Судна были снабжены веслами, якорем и мачтой с прямым парусом. На них можно было совершать не только речные, но и морские путешествия!

И вот – древняя столица Византии! Конечно же, Ольга посетила Софийский собор: грандиозный храм, посвященный второму лицу Святой Троицы, Господу Иисусу Христу, Премудрости Божией (по-гречески, «София» – мудрость).

Мы можем только представить, какое впечатление произвел на Ольгу Софийский собор! Он был выстроен по уникальной для тех времен технологии: колонны в нем отсутствуют, а купол, сооруженный из специального губчатого камня, в 12 раз более легкого, чем кирпич, словно парит в воздухе, как символ небес, сходящих на землю.

Софийский собор воплощает одно из самых известных определений Церкви: «Небо на земле». Именно такое впечатление он, кстати, произведет много лет спустя на послов внука Ольги, князя Владимира. Помните, «не знали, на небе мы или на земле», скажут они о греческом богослужении в Софии.

Крестным отцом Ольги стал сам византийским император Константин Багрянородный. В крещении Ольге дали имя «Елена» в честь святой равноапостольной императрицы Елены, матери Константина Великого.

Как состоялось крещение Ольги? Ему, конечно, предшествовало оглашение. Так назывался период, когда готовящиеся ко крещению узнавали христианскую веру, укреплялись в намерении переменить свою жизнь и молитвенно готовились к великому таинству рождения в вечную жизнь

Эти дни считались чрезвычайно важными – ведь тем, кто готовился приступить к купели крещения, предстояло получить колоссальное богатство: святости, обновления жизни, усыновления Богу. Важно было вложить в сердца и умы оглашаемых осознание безмерности этого дара. Иначе золото легко можно просыпать, белизну – запачкать, усыновление – предать. Этим и были наполнены дни оглашения или, как их теперь назвали бы, катехизации.

Ольга всем сердцем впитывала христианское учение, училась молиться, возносить ум и сердце к Единому Богу. Наконец дни оглашения закончились, и Ольга принимает святое крещение.

С этого момента заканчивается жизнь княгини Ольги – начинается житие.

«Чин на пение петухов»

«Крещение русов». Миниатюра из Московского списка 1345 года среднеболгарского перевода хроники Константина Манассия
«Крещение русов». Миниатюра из Московского списка 1345 года среднеболгарского перевода хроники Константина Манассия

Ольга возвращается на Русь. Она увозит с собой многочисленные святыни, иконы, кресты, книги, облачения.

Какие книги взяла с собой Ольга на родину? Конечно же, она привезла как минимум несколько экземпляров Евангелия, Апостола и Псалтирь – ведь они уже были переведены на славянский язык братьями Кириллом и Мефодием (в 860–880-е годы). Эти книги даже встречались на Руси в то время, причем написанные на славянском языке, конечно, их было очень-очень мало.

Лежали, безусловно, в дорожном сундуке княгини и богослужебные сборники – ведь в жизнь Ольги тесно вошла молитва. Скорее всего, дома Ольга молилась в специально приспособленной для этого комнатке, которая примыкала к спальне. Возможно, для совершения утренних и вечерних молитв приходил священник, или же Ольга совершала их одна.

Как она молилась? Корпус привычного нам утреннего и вечернего правила еще не сложился, и видимо, утром Ольга читала избранные (подходящие для утреннего славословия) псалмы, вероятно, добавлялись фрагменты Полунощницы, читались древние гимны, такие как «Слава в вышних Богу» и «Тебе Бога хвалим».

В более поздних источниках такой чин назывался «Чин на пение петухов», то есть на утреннюю молитву, совершаемую на заре. Конечно же, Ольга совершала и молитву своими словами, скорее всего, упражнялась и в молитве Иисусовой.

Вечернее правило, видимо, было выстроено аналогично утреннему, но включало покаянные молитвы. Можно предположить, что при тереме Ольги была либо сооружена домовая церковь, или же Ольга посещала церковь Св. Илии Пророка, которая уже к тому времени существовала в Киеве и была упомянута в договоре с Византией от 944 года.

Ведь святая княгиня, всем существом пережив свое новое рождение во Христе, не мыслила себя без частого общения с Ним в евхаристии. На календаре был X век от Рождества Христова, но для Ольги христианство только началось, она нашла Того, Кто во все времена Один и Тот же, и, найдя Его, уже не разлучалась с Ним.

Заря земли Русской

«Крещение Владимира Святославича». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века
«Крещение Владимира Святославича». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века

Что сделал  будущий апостол Филипп, едва встретив Христа? Он помчался разыскивать друга – поделиться с ним ошеломляющей новостью: «Нафанаил!! Я нашел Бога!» Столь же сильным было, конечно, желание Ольги разделить свою радость с сыном. Но, к сожалению, Святослав оставался язычником. Матери он отвечал, что боится насмешек дружины.

Склонялось ли сердце Святослава к христианской вере и его остановили лишь соображения престижа? Или же, напротив, страх перед дружиной был лишь удобным предлогом? Этого мы уже не узнаем.

Можно только представить, с какой болью отходила от сына Ольга. Возражала ли она ему, убеждая не опасаться насмешек своих воинов? Конечно, и, скорее всего, приводила в пример многочисленных христианских святых, сочетавших силу воли и твердость веры. Но все было безуспешно, Святослав оставался язычником.

И все же проповедь Ольги – а проповедовала она не только словами, но и всей своей жизнью – принесла плод, и плод тысячекратный.

Именно Ольга воспитывала внука Владимира – Святославу, вечно занятому военными походами, было не до этого. Она заронила в его сердце семена веры во Христа. Они долгие годы лежали во мраке. Но в конце концов – проросли.

Когда Владимир будет колебаться, принять ему христианскую веру как единую истинную или нет, приближенные напомнят ему:

 – Если бы христианская вера не была истинной, твоя бабка, мудрейшая Ольга, не избрала бы ее.

…В богослужебных текстах княгиню Ольгу очень красиво называют зарей земли Русской. Владимир отправляется принять крещение – над Русью всходит солнце христианства.

Но зарей его была святая княгиня Ольга – красавица Прекраса, мудрая правительница, верная жена и христианка.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?