Психологи, социологи и представители прессы считают, что руководства для журналистов и редакторов, освещающих проблемы суицида, необходимы, но недостаточны

Изображение с сайта scientificamerican.com

В 1974 году американский социолог Дэвид Филлипс впервые описал феномен, который получил название «эффект Вертера» по имени героя знаменитого произведения Иоганна Вольфганга Гете. Герой кончает жизнь самоубийством из-за несчастной любви

Великий поэт изобразил Вертера чрезвычайно привлекательным, а его поступок – смелым, достойным, продиктованным любовью и исполненным высокого смысла.

За публикацией романа в 1774 году в Европе последовала волна самоубийств молодых людей, причем интересно, что многие из них в свой смертный час были одеты так же, как герой Гете, а некоторые, уходя из жизни, клали рядом с собой экземпляр «Страданий молодого Вертера».

Итак, эффектом Вертера называют резкое увеличение количества самоубийств после сообщения в средствах массовой информации об акте добровольного ухода из жизни. Нередко такое случается после гибели человека знаменитого, кумира широких народных масс. Так самоубийство американского музыканта, вокалиста и гитариста рок-группы Nirvana, Курта Кобейна, вызвало ряд подражательных актов в среде его молодых фанатов.

Пресса оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, она не может не сообщать о социально значимых фактах, а самоубийства, безусловно, таковыми являются. Добровольная смерть человека, особенно молодого (а чаще всего ее выбирают люди до 34 лет) – это всегда трагедия, какие бы обстоятельства к ней ни привели, но важно то, что в большинстве случаев они все-таки не являются фатальными. А значит, необходимо говорить о том, что может помочь предотвратить печальный финал.

Более того, иногда самоубийства высвечивают ту проблему, которая требует немедленного вмешательства общества или даже государства. В случае с генералом Опанасенко к трагедии привела системная ошибка в правилах обезболивания паллиативных больных, и широкое освещение в прессе его самоубийства способствовало внесению некоторых позитивных изменений в эти правила.

Как же найти золотую середину?

Статистика Венского метро

Генри Уоллес, «Смерть Чаттертона» (1856). Изображение с сайта wikipedia.org

Социологи и психологи тщательно исследовали эффект Вертера. Собственно, главный вопрос заключался в том, существует ли он на самом деле.

«“Эффект Вертера”: легенда или реальность?», – так называлась статья группы австрийских экспертов под руководством Томаса Нидеркротенталера, опубликованная в 2007 году в журнале Neuropsychiatry.

Авторы поставили под сомнение реальность описываемого феномена, однако статистические данные убедили их в том, что он существует.

Интересный факт: в Австрии рекомендации для прессы по освещению самоубийств были приняты еще в 1987 году, за 14 лет до того, как аналогичный документ выпустила Всемирная организация здравоохранения. Это произошло в рамках эксперимента по снижению числа самоубийств в метро Вены, которые происходили довольно часто после того, как первое из них было подробно описано в прессе.

Эффект следования рекомендациям превзошел все ожидания: в течение 6 месяцев после их выхода количество случаев самоубийств и попыток самоубийств в метро упало более, чем на 80%!

Хотя уровень не увенчавшихся «успехом» попыток покончить счеты с жизнью с 1991 года стал опять расти, общее количество самоубийств в Вене все равно на 40% меньше, чем их было в 1987, а в Австрии в целом – меньше на 33%.

Но Нидеркротенталер на этом не остановился. Он нашел противоядие эффекту Вертера и назвал его в честь другого героя, правда, не литературного, а оперного, что вполне логично для Вены, жители которой так любят это искусство.

На сцену выходит Папагено

Изображение с сайта f2rsmpsy.fr

В 2010 году в журнале The British Journal of Psychiatry Нидеркротенталер и его коллеги опубликовали еще одну статью под названием «Роль сообщений в прессе об осуществленных и предотвращенных случаях суицида: эффект Вертера versus эффект Папагено».

Авторы статьи проанализировали 497 статей, либо сообщающих о самоубийствах, либо так или иначе связанных с этой темой, которые были опубликованы в австрийской прессе с 1 января по 30 июня 2005 года.

Что же они установили на основании тщательного изучения довольно обширного материала?

Оказалось, что были такие элементы повествования, которые коррелировали с ростом количества случаев суицидального поведения в последующий период времени, а были те, которые, наоборот, коррелировали с его снижением.

К первым относился такой фактор, как множественные статьи об одном и том же случае добровольного ухода из жизни, а также разнообразные мифы. (Подробнее о мифах мы расскажем чуть позже).

Удивительно, но количество самоубийств увеличивалось после публикаций мнений экспертов.

Возможно, эксперты делали какие-то неверные акценты при разборе этих случаев. Еще одна интересная особенность: самоубийств становилось больше при публикации данных об их частоте.

Ко второй группе относились рассказы о том, как человек приходил к идее наложить на себя руки, но, в конечном счете, не совершал попытки самоубийства. Случаев суицида становилось меньше и после рассказов о том, как в тяжелых жизненных обстоятельствах человек находил стратегию, помогающую справиться с ними, не прибегая к крайним мерам.

Способность прессы предотвращать самоубийства авторы статьи назвали «эффектом Папагено» по имени персонажа оперы Моцарта «Волшебная флейта». Три мальчика спасают героя от гибели в самый последний момент, убеждая его в том, что смерть совсем не является лучшим выходом из сложной жизненной ситуации, и разрешить ее можно совсем иначе.

Примерное руководство

Изображение с сайта healtheuropa.eu

Первую рекомендацию на эту тему сформулировал еще Дэвид Филлипс: он предложил печатным изданиям отказаться от публикации сообщений о самоубийствах на первых полосах. Авторитетные органы разных стран, занимающиеся проблемой суицида, да и сами СМИ стали составлять своды правил для журналистов и редакторов, основанные на определенных профессиональных и этических принципах.

Их составители стремились минимизировать эффект Вертера и усилить эффект Папагено, хотя на том этапе его существование еще не было научно установлено.

В основном, эти руководства примерно повторяли друг друга, да и сейчас они во многом похожи. Большая часть самых читаемых в мире СМИ в своих кодексах поведения или догмах руководствуется рекомендациями, составленными Всемирной организацией здравоохранения в 2001 и обновленными в 2017 году.

Рекомендации нашего Российского Роспотребнадзора тоже в целом почти не отличаются от них.

Вот краткий вариант рекомендаций ВОЗ.

Что нужно делать:

  • В конце каждой статьи о суициде давайте точную информацию о том, куда можно обратиться за помощью в сложной жизненной ситуации (телефон доверия и т.п.).
  • Сообщайте читателям о фактах самоубийств и о фактах их предотвращения, не прибегая к мифам, то есть распространенным ошибочным суждениям (о них – ниже).
  • Рассказывайте о том, как справиться с тяжелыми обстоятельствами и суицидальными мыслями и о том, где и как можно получить помощь.
  • С большой осторожностью сообщайте о случаях суицида знаменитостей. В таких сообщениях важно подчеркнуть, что этот человек был очень ценен для общества, а его уход из жизни станет огромной потерей для тех, кто любил его и его творчество.
  • Проявляйте такт и осторожность, публикуя интервью с членами семьи погибшего.
  • Имейте в виду, что сами журналисты тоже могут оказаться под сильным впечатлением от истории самоубийства в процессе работы над материалом.

Что не нужно делать:

  • Не помещайте материалов о самоубийстве на центральную полосу или другое заметное место и не повторяйте такое сообщение без необходимости.
  • Не используйте лексику, которая бы подчеркивала сенсационность произошедшего, либо представляла самоубийство как нечто нормальное. Не пишите «успешное самоубийство» либо «неудачное самоубийство», так как это представляет смерть как оправданную цель.
  • Не описывайте подробно способ самоубийства.
  • Не давайте подробностей о месте, где это произошло, если речь идет об объекте, который можно использовать для соответствующей цели (мост, высокое здание, скала над пропастью, метро).
  • Не используйте броские заголовки.
  • Не размещайте фотографий или видео суицидента, ссылок на его аккаунты в социальных сетях.

Правила сформулированы вполне четко. Важно, однако, поподробнее остановиться на самых распространенных мифах о самоубийстве, которые СМИ ни в коем случае не должны распространять. В документе ВОЗ они описаны в Приложении 4.

Мифы и факты

Изображение с сайта f2rsmpsy.fr

Миф. Обсуждение самоубийства с потенциальным суицидентом может быть воспринято как поощрение к нему.

Факт. Возможность доверить кому-то суицидальные мысли очень важна для отчаявшегося человека и является первым шагом на пути поиска помощи.

Миф. Тот, кто говорит вслух, что собирается покончить с собой, никогда этого не сделает.

Факт. Тот, кто говорит о самоубийстве, может не планировать его всерьез в этот конкретный момент, но он подает явный сигнал о том, что ему нужна помощь. Человек может страдать от депрессии и тревожности и постепенно прийти к выводу, что самоубийство – это единственный выход.

Миф. Если человек принял фатальное решение, его ничто не остановит.

Факт. Как раз наоборот. Люди с суицидальными мыслями чаще всего колеблются. Бывают случаи самоотравлений, когда человек рад был бы «переиграть» ситуацию, но спасти его не удается. Еще раз: эмоциональная поддержка, подоспевшая вовремя, может предотвратить необратимый шаг.

Миф. Большинство самоубийств происходят внезапно, без предупреждающих признаков.

Факт. Наоборот, в большинстве случаев в словах или поведении суицидента были тревожные сигналы. Их важно уметь вовремя распознать.

Миф. Если кого-то мучают суицидальные мысли, они останутся с ним навсегда.

Факт. Высокий риск самоубийства, как правило, краткосрочен. Суицидальные мысли могут периодически возвращаться, однако они чаще всего преодолимы, и совсем не обязательно приведут к трагическому концу.

Миф. Только люди с психическими расстройствами рассматривают возможность самоубийства.

Факт. Достаточно много людей, которые при наличии психического расстройства совсем не склонны к суициду, и наоборот, многие из тех, кто покончил с собой, не имели никаких психических расстройств.

Миф. Причины самоубийства легко объяснить.

Факт. Причиной самоубийства почти никогда не бывает единичный фактор, а потому при освещении в прессе ни в коем случае не следует упрощать ситуацию.

Миф. Самоубийство – нормальный способ преодоления жизненных проблем.

Факт. Это не так, о чем свидетельствуют рассказы людей, рассматривавших уход из жизни как возможную альтернативу, однако справившихся с трудностями. Публикация таких рассказов будет способствовать предотвращению самоубийств.

Как психологи и социологи, так и сами представители прессы считают, что руководства для журналистов и редакторов необходимы, но недостаточны. Очень важно, чтобы тема освещения случаев суицидального поведения в СМИ получала достаточное внимание в курсах обучения студентов факультетов журналистики, ведь неосторожная фраза в прессе может стоить человеческой жизни, а вовремя сказанное точное слово – спасти ее.

Источники:

The Werther effect – About the handling of suicide in the media

Preventing suicide: a resource for media professionals — update 2017

13 Reasons Why and Suicide Contagion. What science shows about the dangers of suicide depictions