Когда мы приходим в Церковь, мы находим Бога и обретаем ответы на свои главные вопросы. Ликуя, мы не пропускаем ни одной службы, соблюдаем пост как пустынники, читаем полностью молитвенное правило утром и вечером и еще десять акафистов в придачу. И нам все мало!
Но проходит какое-то время, и вот мы уже не можем прочесть даже нескольких молитв в молитвослове. С нами будто что-то случилось. Привычные молитвы кажутся нам лицемерными, правило неподъемным и бессмысленным. И сил у нас на молитву нет.
Похоже, пора оживить свою молитву.
Расскажем о том, почему молитва замирает, когда нам очень тяжело, и что с этим делать. Поговорим о том, как научиться искренней молитве, каким может быть ежедневное молитвенное правило, если не получается вычитывать его полностью. Поразмышляем о том, можно ли обращаться к Богу своими словами и как справиться с рассеянностью на молитве.
Как молиться, если человеку так плохо, что молитва не идет
Многие наши читатели отмечают, что из-за сложной обстановки в мире они живут в постоянной тревоге. Людям подчас так страшно жить, что у них даже молиться не получается. В статье Елены Симанковой «Мне так плохо, что я не могу молиться…» игумен Агафангел (Белых) размышляет, почему молитва уходит, когда нам очень тяжело, и что с этим делать.
Для молитвы, по словам священнослужителя, нужна внутренняя сила, которая рождается от уверенности, что Господь ответит на твое вопрошание. И приводит в пример апостола Петра, который начал тонуть и от страха стал громко звать Господа, потому что рассчитывал на Его помощь.
Вот почему страх – не причина отсутствия молитвы. Наоборот, многие из нас начинают горячо молиться только тогда, когда попадают в трудную ситуацию. Мы помним, как метко по этому поводу выразился русский народ: «Кто на войне не был, тот Богу не маливался». На самом деле человек не может молиться не когда ему очень страшно, а когда ему некому молиться. Когда молящийся не уверен в ответе.
Что это значит?
Святые отцы замечают, что трудно бывает молиться в состоянии окамененного нечувствия, упадка веры, уныния. Вот это и есть причина, по которой мы неправильно реагируем на происходящее: перестаем молиться и унываем вместо того, чтобы выкарабкиваться из этого отчаяния.

Что можно сделать, чтобы победить это окамененное нечувствие в душе?
Отец Агафангел советует как-то взять себя в руки и отвести в храм. Даже если нет сил. Там – причастие, исповедь. К тому же многие говорят, что в храме среди молящихся им становится легче. Дома можно вспомнить это молитвенное состояние, эту прекрасную общность и напомнить себе, что эта общность никуда не исчезла, мы – Христовы! Нас всегда объединяет Христос.
Если нет сил идти даже в храм – придется разрешить себе эту немощь. Но только не стоит увлекаться. Но и казнить себя за это тоже не нужно, считает отец Агафангел. Лучше вспомнить о том, что мы должны научиться не только непрестанно молиться, но и всегда радоваться, потому что в безрадостном состоянии ведь вообще невозможно молиться.
Когда обращаться привычными словами к Богу совсем не получается, отец Агафангел предлагает начинать свою молитву так: «Видишь, Господи, мое состояние! Нет у меня сил молиться Тебе, нет веры, на которую я могу опереться, я связан цепями отчаяния и заключен, но Ты Сам приди и выведи из этой тюрьмы мою душу. Чтобы я наконец смог прославить Имя Твое».
Если жить осмысленно, то молитва станет постоянной. Конечно, нас будут стараться отвлечь от молитвы бесы, старательно подбрасывая в помыслах и воспоминаниях именно то, что больше всего нас волнует. Но тут сразу нужно вспомнить Амвросия Оптинского и поступить так, как он советовал: твердо произнести: «Не соизволяю» и спокойно молиться дальше.
Не нужно переживать, если кажется, что молитва не помогает, что после нее не получается надолго успокоиться. Нужно вспомнить, что покой, надежду, тишину сердца дает только Сам Христос. И просто просить Его: «Господи, я немощен и слаб, я падаю от страха, и тревога пожирает меня, нет мне покоя, но Ты приди и поддержи меня, протяни крепкую руку и спаси меня». И если так молиться, твердо и неотступно, то как же Он не придет и не поддержит?
Как научиться искренней молитве

Владыку Антония Сурожского часто спрашивали, как научиться молиться. Предлагаем вам одну из бесед митрополита, состоявшуюся 17 сентября 1984 года в Пекхэме и не так давно переведенную на русский язык для издательства «Никея». Беседа так и называется «Как научиться искренней молитве: советы митрополита Антония Сурожского».
В беседе владыка обращает наше внимание на то, что можно молитвиться (вычитывать определенное количество молитв), а можно молиться (говорить с Богом от души). И если отличать одно от другого, то будет понятно, к чему надо стремиться. Говорить от сердца трудно, потому что для этого необходимы две вещи: Бог, к Которому можно обратиться, и сердце, желающее говорить с Ним.
Некоторые люди, по словам владыки, могут благочестиво читать молитвы по книжечке, при этом никогда не обращаясь к Богу и ни разу не чувствуя, что говорят с Богом, поскольку Бог, в Которого они верят, настолько туманен, далек и нереален, что им совершенно нечего Ему сказать. Митрополит Антоний советует тем, кто хочет научиться молиться, прежде всего задать себе вопрос: есть ли у меня Бог, к Которому можно обратиться?
Второе условие – сердце, которое стремится говорить с Богом, и для этого надо понимать, что Господь рядом, что для Него ничто не может быть мелким. Митрополит Антоний рассказывает, как один старый священник как-то раз сказал ему, что для Бога ведь нет ничего незначительного, потому что Бог – это не разум, Бог – это сердце. И Он смотрит на нас не с любопытством, а с любовью.
Когда мы стоим перед Богом, владыка советует быть самим собой. Для этого можно спросить себя, зачем, например, мы читаем вечернее правило? Действительно ли мы в этот момент можем воскликнуть: «Господи, наконец-то мы вместе! Как это прекрасно!» Митрополит Антоний замечает, что это то, что мы должны найти, – ощущение того, что мы находимся в присутствии Бога и понимание того, что с Ним нам очень хорошо.
Иногда мы должны честно признаться, что у нас нет на Бога слишком много времени, потому что у нас есть нечто более соблазнительное. И если мы действительно понимаем это, то можем обратиться к Богу и сказать: «Господи, как мне стыдно!.. Ты дал мне все сокровища, которыми богата наша вера, которые передаются через таинства, а я могу только сказать, что мне с Тобой скучно, что мне не очень-то и хочется долго с Тобой быть. Какой позор!»
Если мы попытаемся быть с Богом настоящими, только тогда у нас появится шанс встретить Его, и тогда на вечернем правиле мы можем от всей души сказать: «Господи, как чудесно! Я целый день жаждал оказаться с Тобой лицом к лицу, и вот это время пришло. Давай побудем вместе, посмотри на меня, а я посмотрю на Тебя, и мы помолчим, потому что подлинное общение возможно только в тишине. Мне это будет так радостно! Надеюсь, Тебе тоже».
Как молиться, чтобы преодолеть неискренность и скуку

Как каждый день выстраивать свой разговор с Богом? Что делать, если молиться по молитвослову кажется скучной потерей времени? Можно ли молиться своими словами? О том, каким может быть ежедневное молитвенное правило современного христианина в статье «Молитва – зеркало души: как преодолеть неискренность и скуку» размышляет Елена Тростникова.
Елена Викторовна делится своим опытом и говорит, что строго по молитвослову она молилась много лет и считает это важным, поскольку непонятные места будят мысль и желание продвинуться дальше. Правда, сетует автор, когда высокие слова молитв становятся понятными и привычными, на смену им приходит автоматизм, и привычный текст идет «на автопилоте». И, конечно, столько внимания, сколько получалось раньше, молитве уделить уже не получается.
Один из вариантов в этой обстановке не потерять искреннюю молитву – сделать правило более коротким, но осознанным. Елена Викторовна приводит в статье несколько вариантов, показывающих, каким может быть молитвенное правило у христианина, который духовно изнемог и пока не может читать полный вариант.
1. Правило преподобного Серафима Саровского (есть в молитвословах): трижды молитва Господня, трижды «Богородице Дево…» и единожды Символ веры.
2. Микроскопическое правило для совсем немощных: молитва «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся» и тропарь всем святым: «Иже во всем мире мученик Твоих…».
3. Еще более краткий вариант: молитва «Отче Наш», хотя бы один раз в день с полным сознанием и чувством.
4. Иисусова молитва «без исихазма». Просто молитва «сама по себе».
5. Святитель Феофан Затворник многократно учил молиться именно краткими молитвенными фразами. Медленно, повторяя каждую фразу-обращение по несколько раз, вводя ум в эти слова.
Но внимание в молитве, даже в краткой, неотрывно от искренности, замечает автор. «Когда искренне завопишь к Богу: Господи, помилуй! – вопрос о внимании не ставится, ничто не отвлечет тебя от этого вопля, – размышляет Елена Тростникова. – А если этой искренности нет, то все воспринимается как рутина, поглощается автоматизмом, обязаловкой или каким-то лицемерием».
Автор рассказывает о том, как в один из трудных периодов жизни у нее было совсем маленькое личное правило – то, «на которое хватало духовных силенок» – три благодарственных тропаря (они в молитвословах обычно помещены в раздел «Молитвы на разные случаи»).
«Вот это-то правило долгие годы и меня держало на плаву (даже если я сама себе казалась тонущей)», – делится Елена Тростникова и замечает, что благодарить Господа оказалось очень приятно – даже когда сердце спит, ум-то понимает, что надо благодарить Господа! И тут уже никакого лицемерия.
Если краткое правило утвердится в жизни человека, то удивительным образом через какое-то время его захочется расширить.
Елена Викторовна предлагает постепенно вводить свое личное – живую боль и живые нужды, нащупывая для этого подходящие формы. Например, ей очень помогло, когда она решила молиться за человека, который был к ней враждебно настроен, такими словами «Господи, спаси такого-то и молитвами его помилуй мя, грешную!».
А в заключении автор замечает, что иногда через какое-то время те самые прошения из молитвослова, которые прежде казались автоматическими, могут вдруг ожить и засиять новым светом. И это когда-то обязательно произойдет, потому что «если малая искренняя молитва будет точить и точить камень сердца, то и внутренний человек оживет».
Как сделать так, чтобы молитва шла от сердца

Преподобный Паисий Величковский говорил, что молиться – не значит говорить слова. Но как сделать так, чтобы молитва шла от сердца, а не была формальным произнесением положенных фраз? О советах святого Паисия, которые помогут обновить личную молитву, наладить живую связь с Богом и, возможно, почувствовать молитву не только как труд, но и как помощь и радость, рассказывает Ксения Орабей в статье «Как обновить свою засохшую молитву?».
Святой Паисий напоминает, что молиться нужно на всяком месте и во всякое время. Тем, кто ничего не успевает, святой Паисий предложил молиться короткой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Ее можно произносить про себя, стоя, сидя, лежа, во время еды, работы, тем более при опасностях, трудных положениях, приступах гнева, уныния, ссорах, когда скучно, когда не знаешь, как поступить, когда обидно и больно. А еще – когда Бог помог, и сам не знаешь «за что это мне».
Важно искренне желать, чтобы Бог помиловал, потому что грешен же. Если стараться повторять эту молитву по возможности часто, то она поможет помнить о Боге посреди нашего безумного мира. По соображениям святых, если не оставлять такую молитву, в человеке будет таинственным образом формироваться верное отношение к Богу, к миру, ближним и дальним. Человек будет уходить от себя как центра мира и приближаться к себе как части Тела Христова, к родству и взаимной любви с ближними и Богом.
Такую молитву обычно называют Иисусовой молитвой и много спорят, можно ли ею молиться без четок, без наставника. Известный старец Амвросий Оптинский говорил, что у Иисусовой молитвы несколько уровней. Есть молитва «сердечная», когда, при благодати Божией, все существо человека молится независимо от того, что он делает, и даже во сне. Это удел немногих. А нам можно просто молиться.
Как справиться с невнимательностью на молитве

Бывало ли с вами такое, что начинаешь молиться и ловишь себя на мысли, что произносишь слова, ни о чем не задумываясь, еще и рассуждая при этом о том, что приготовить на обед или как выйти из той или иной затруднительной ситуации? Как справиться с этой невнимательностью, что нам советуют по этому поводу святые отцы и чем поможет лошадка старца Амвросия, рассказывает Елена Тростникова в статье « А что, уже пропели «Отче наш»? Как бороться с рассеянностью мыслей на молитве».
Больше всего рассеянность мучает верующего человека на богослужении, когда требуется полная концентрация чувств и мыслей. «Иногда, по благодати Божией, дается реально БЫТЬ на литургии, жить ею. Но, увы, слишком часто эта «шарманка в голове», эти неконтролируемо приходящие мысли, порой кажущиеся дельными и благочестивыми, но посторонние, выталкивают из глубины происходящего. Ты уже не в «общем деле», а не пойми где», – грустно констатирует автор статьи Елена Тростникова.
Единственный выход – учиться управлять своим вниманием, отслеживая посторонние мысли и не отвлекаясь на них. Для примера автор вспоминает образ из Древнего патерика, который любил старец Паисий Святогорец: «Хорошая гончая, учуяв зайца, не стоит возле охотника, а срывается с места, бежит и ищет зайца. Бежит, потом ненадолго останавливается, принюхивается, опять бежит. Она не может стоять на месте. Ее ум занят тем, как найти зайца. Она не глазеет по сторонам…»
Как и нам не глазеть по сторонам во время молитвы? Автор приводит простой и понятный совет преподобного Амвросия: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! – так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!» Ведь именно молитва и есть сосредоточение на самом главном в нашей жизни!
«Если твоя летучая мысль во время молитвы будет отбегать на другие предметы, – советует святитель Феофан Затворник, – напрягайся сохранять внимание и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает – опять возврати: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве».
И все получится!