Клирикам и мирянам – о детях-инвалидах

От презрения к призрению. Вроде небольшая разница – в одну букву – но путь этот длился два с половиной тысячелетия. Именно столько времени понадобилось человечеству, чтобы изменить отношение к инвалидам и от законов Ликурга, предписывавших античному государству избавляться от хилых детей, прийти к идеям милосердия, попечительства, благотворительной деятельности и декларации о равенстве прав инвалидов со всеми членами общества

11 ноября в Москве в помещении Института коррекционной педагогики РАО состоялось первое занятие курсов для священников и волонтеров-мирян по работе с детьми-инвалидами, задуманных еще на прошлогодних Рождественских чтениях. Пришли также родители больных детей, специалисты в области различных реабилитационных методик – арт-терапии, канис-терапией (помощь путем общения со специальными собаками), ипотерапией (это с лошадьми) и те, кому этот опыт необходим.

Директор института академик Николай Малофеев отметил: «Никакая наука не может ответить больному ребенку и его родителям, почему он родился таким, за что это? Здесь мы все – верующие разных конфессий и атеисты, – должны задуматься о духовной стороне…» Свое выступление он посвятил истории призрения детей-инвалидов, а настоятель храма Владимирской Иконы Божией Матери в селе Давыдово (Ярославская обл.) иерей Владимир Климзо рассказал об опыте проведения летних реабилитационных лагерей для детей-инвалидов на своем приходе.

От презрения к призрению
Вроде небольшая разница – в одну букву – но путь этот длился два с половиной тысячелетия. Именно столько времени понадобилось человечеству, чтобы изменить отношение к инвалидам и от законов Ликурга, предписывавших античному государству избавляться от хилых детей, прийти к идеям милосердия, попечительства, благотворительной деятельности и декларации о равенстве прав инвалидов со всеми членами общества.

Церковь, христианские ценности стояли в начале этого процесса. Это видно на примере отношения к глухим. В древности к ним относились как к лишенным разума, ведь именно способность восприятия слова являлась основой познания. Глухие оказывались за чертой полноправного общества. Первые попытки их обучения начались в Европе именно с целью воцерковления.

Также и в России в первой школе для умственно отсталых детей преподавали монахини. Школа появилась в Петербурге. Организовала ее монахиня в миру Екатерина Константиновна Грачева. Ее брат Коля страдал эпилепсией. Однажды ночью ему явилась Богородица и велела ехать в часовню, где он исцелится от чудотворной иконы. Когда это случилось, Екатерина Грачева посвятила себя помощи детям-инвалидам стала монахиней и дефектологом. Она собрала и перевела специальную литературу, организовала сестринские курсы, а для обучения пригласила послушниц женского монастыря. Вот из них и вышли первые воспитатели.

Сегодня роль Церкви, может быть, даже больше, чем в начале этого пути. Ведь несмотря на то, что от идей Ликурга, Мальтуса, фашизма, сегодня каждый культурный человек будет открещиваться, современная наука говорит о них, но по-другому: как сделать так, чтоб больные дети не рождались, как вести эксперименты с человеческим зародышем, с человеческим эмбрионом. Но есть проблемы, которые способна решить только Церковь, и если однажды наука победит, дети будут рождаться физически совершенными, но не будут задумываться о нравственном – хорошее ли это будет будущее? И сегодня очень важен голос Церкви, которая выступает в защиту этих детей, их прав, в защиту человека быть таким, каким он однажды создан, – полагает академик Малофеев.

Просто жить рядом с ними
Всего три лета действовал реабилитационный лагерь на сельском приходе при храме Владимирской иконы Божией Матери в Давыдово, а уже завоевал стойкую популярность. За один только июль 2008 года в лагере побывало 100 человек. «После этого нам самим уже требовалась не только реабилитация, но реанимация», – говорит священник Владимир Климзо. Шутит. Приехали бы еще – приняли бы. Они некому не отказывают.

Приезжают сюда за помощью дети с синдромом Дауна, с ДЦП, аутисты.

– Мы поняли, что таких детей можно интегрировать в реальную общинную жизнь, на сельхозработы, – рассказывал отец Владимир. – При приходе существует подсобное хозяйство, и мы его развиваем, без него выжить практически невозможно. У нас есть сено, коровы, овцы, теперь строим конюшни. Нам подарили две лошади, и мы решили, что теперь будем заниматься ипотерапией. Работы в хозяйстве всегда хватает: сенокос, дрова, вода, уход за скотиной. И проблемные дети трудятся там наравне с обычными детьми и молодежью. То есть они социализируется – в этом и есть их реабилитация.

Кстати, и «обычная» молодежь, которая приезжает из городов, тоже требует реабилитации. Потому что скажи: «Иди ведро вынеси», и увидишь – не могут встать, как расслабленный из Евангелия, чающий шевеления воды. Я думаю, в этом есть какие-то социальные корни. Потому что молодежь на самом деле хочет подвига – любая молодежь. Два квадратных метра подмести – это не подвиг, а вот помочь инвалидам, больным… Он видит, как это ценится. Здесь никаких искусственных ходов не надо придумывать, чтобы обрести свое достоинство. Достоинство рождается самой жизнью, естественно.

Опыт встреч с такими детьми для каждого человека не проходит бесследно, я в этом стопроцентно уверен. И очень полезно на каждом приходе иметь группу таких детей, которых бы опекали просто по-человечески, а не как специалисты. Им нужно человеческое общение и тепло.

Вот одна из характерных особенностей, которую мы замечаем и которую приходится преодолевать. Мамы в день приезда к нам, все время прижимают ребенка к себе, не выпускают. Потому что научены городской агрессивностью. Потому что когда они на общественном транспорте везут своего ребенка через весь город на занятия в различные центры развития – у них вырабатывается какая-то блокировка, вот такая зажатость и ограждение ребенка от всех. А у нас вокруг поле, цветы и лес. И через 3-4 дня дети начинают себя чувствовать гораздо спокойнее, у них проходит агрессивные проявления, и мамы, наконец, расслабляются. Для них деревенские условия в лагере тоже являются реабилитирующими.

Мы не можем навязывать христианское отношение к человеку, если общество еще не созрело. Это процесс не быстрый. Главное – быть рядом с этими детьми. Специалисты должны заниматься с ними развитием, всевозможными методическими упражнениями Мы же, как православные люди, должны просто жить рядом.

9 декабря – аутисты
Итак, курсы будут проходить ежемесячно по такой программе: часовая лекция специалиста, двадцатиминутное сообщение священника о его практической работе и сорок минут – обсуждение услышанного. Занятия задуманы на год, а возможно, будут продолжаться и дальше. Основная задача – сделать диалог систематическим, а взаимодействие Церкви и дефектологов прочным. Потому что прогнозы неутешительные, в России более миллиона детей-инвалидов и это число неуклонно растет.

В планах – обсуждение помощи детям наркоманов и ВИЧ-инфицированных, которых все больше. Угрожающая ситуация складывается и в благополучных семьях: по словам Н.Н.Малофеева, нынешний первоклассник по уровню психических перегрузок сопоставим с летчиком-испытателем! Темой следующего занятия, которое состоится 9 декабря, будет помощь самой трудной категории – детям с эмоциональными нарушениями, с аутизмом. И таких детей выявляется все больше, и они наиболее отторгаемы обществом. Кроме специалистов-деффектологов на курсах выступит отец Петр (Коломейцев), руководитель Московского детского экологического центра «Живая нить». Центр создавался как среда общения аутичных детей. Там они рисуют, лепят, вырезают и выжигают по дереву, играют в фольклорные игры, а еще катаются на лошадях и ставят спектакли. Отец Петр убежден: «главная причина, что эта категория людей чувствует себя одиноко, в том, что мы не готовы с ними общаться».

Христианское мировоззрение изменило отношение общества к инвалиду, изменило само общество. И есть надежда, что изменит каждого из нас.
На курсы может прийти любой желающий. Предварительно необходимо сообщив о себе (Ф.И.О., священник или мирянин, регион, город, контактная информация, причины интереса к курсам – кратко) куратору Рождественской конференции «Дети-инвалиды в семье, обществе, Церкви» Сошинскому Сергею Анатольевичу по электронному адресу kursydeti08@yandex.ru. В графе «Тема письма» должно быть написано: Дети-инвалиды – курсы. По этому же адресу просим заинтересованных лиц посылать свои тематические пожелания и вопросы, связанные с темой.

Адрес Института коррекционной педагогики: Москва, Погодинская ул., д.8, корп.1. Проезд: станция метро «Фрунзенская», по выходу – налево, пересечь Пироговскую ул., сквер. Погодинская улица начинается налево за открывшимся храмом. Правая сторона улицы, здание во дворе. Идти от метро 15-20 минут.

Людмила ПАПИЛОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?