Кино разрушает барьеры

Еврейская девочка Анита с синдромом Дауна, живет с мамой в Буэнос-Айросе. После бомбежки, мама Аниты пропала, и Анита отправилась ее искать. Как выживет девочка с синдромом Дауна в мире одна?

Еврейская девочка Анита с синдромом Дауна, живет с мамой в Буэнос-Айросе. После бомбежки, мама Аниты пропала, и Анита отправилась ее искать. Как выживет девочка с синдромом Дауна в мире одна?
Этот простой сюжет фильма «Анита», аргентинского режиссера Маркоса Карневале, смог распахнуть сердца почти полутора тысяч людей, приехавших на V международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», прошедший в Москве на прошлой неделе. Фильм «Анита» получил приз в номинации лучший полнометражный игровой фильм.

Кинофестиваль «Кино без барьеров» — заметное событие в культурной жизни общества. Начиная с 2002 года, кинофестиваль проводится каждые два года: в Москве и в других городах России (более 20 городов). На первых четырех кинофестивалях было показано около 400 документальных, художественных, анимационных фильмов и роликов, которые привлекли внимание общественности к жизни людей с инвалидностью. Кинофестиваль посетили более 4 000 зрителей в Москве и более 20 000 человек в регионах России.

Фестиваль «Кино без барьеров» 2010 года был организован региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» при поддержке правительства Москвы и Газпром-Медиа Холдинга. В жюри фестиваля вошли певица Диана Гурцкая, сценарист, и продюссер документального кино Галина Евтушенко, писатель публицист, сценарист Валерий Панюшкин, актриса Евгения Павловна Симонова, актер Артур Смолянинов. На фестивале зрителям показали 80 фильмов в различных номинациях. Председателем жюри стал заслуженный режиссер Андрей Андреевич Эшпай. Все кинопоказы сопровождались тифлопереводом и субтитрами. Свои фильмы смогли представить как опытные режиссеры, так и новички. Все картины фестиваля рассказывали о жизни людей с инвалидностью, многие были сняты людьми с инвалидностью. Три дня в двух кинотетрах Москвы, Октябрь и Салют, с десяти утра и до девяти вечера показывали кино, переворачивающее представление о мире ограниченных возможностей. Все герои фильмов обладают удивительной влюбленностью в жизнь, хотя все они в той или иной степени беззащитны перед ней. Аутизм, слепота, рассеянный склероз, и множество других недугов, не сломили их дух, увеличили в них любовь.

Бельгийский фильм «Ману на колесах», режиссера Винсента Девье рассказывает о необычных футболистах в инвалидных колясках. Ману с тяжелой патологией и прогрессирующим заболеванием, по-настоящему азартный игрок, лидер команды. «Я надеюсь, что никогда не случиться так, что я не смогу нажимать на джойстик своей электроколяски», — говорит он.
«Молиться вместе с Лиором», — фильм американского режисера о еврейском мальчике Лиоре, родившемся с синдромом Дауна. Лиор стал душой своей еврейской общины в Америке. Он все время молится Богу, и его молитвы воодушевляют окружающих.

— Кто такой Бог? – спрашивают Лиора.
—Бог, это Бог, – отвечает Лиор, и в голосе его слышится насмешка. Мол, вот какой смешной корреспондент, таких простых вещей не знает.
—А как ты с Богом общаешься?
—Когда молюсь.
— А Бог, как Бог относится к твоей молитве?
—Да он просто счастлив! – объясняет Лиор непонятливому человеку. Необыкновенно добрый, излучающий свет мальчик с редким чувством юмора, с нетерпением ожидающий момента, когда он получит водительские права, поступит в колледж, обзаведется семьей. Его не ожесточили даже смерть матери и появление мачехи.

Сам Лиор приехал в Москву, и как многие герои фильмов выступил после показа. Присутствие героев кинокартин на показах фестиваля – еще одна замечательная особенность. Все собираются вместе, общаются, стираются все барьеры. В маленьком кинотеатре Салют, как дома. В каждом уголке происходит беседа на разных языках, разными руками.

На фестивале много людей, кто как говорится, «давно в теме». Но для организаторов было важно привлечь новые лица, изменить мировоззрение людей, чтобы новые люди посмотрели на тему инвалидности иначе. У взрослых людей в нашей стране это сделать может быть не просто. Но на фестивале работают волонтеры студенты, есть детская секция фильмов и мультфильмов. Каждый из детей и молодых людей, пришедших на фестиваль, очень важные люди. Они будут делать будущее, им и стоит увидеть жизнь людей с инвалидностью, как она есть.

В России на улицах не часто увидишь инвалида-колясочника. И это связанно с минимальным приспособлением городской среды, считает Евгения, один из организаторов кинофестиваля. И только из-за этого в России особое отношение к людям с инвалидностью. Отношение, выражающееся в страхе и непродуктивной жалости. «Мы привыкли жалеть, но не надо жалости. Такое ощущение, что у нас в России проблема жалости. Мы должны им что-то сделать, а не просто сидеть и жалеть. А мы сейчас все смотрим и говорим: «да, да, да, но хочется, чтобы это делал кто-нибудь другой, а не я»». До работы в «Перспективе» Евгения вообще не подозревала, сколько инвалидов живет в России. «Люди с инвалидностью находятся в России в изоляции, – рассказывает она. — Они не ходят в школу, потом их не берут на работу. Надо как можно больше рассказывать о таких людях обществу. Надо уже с детского садика объяснять детям, что люди с инвалидностью не прокаженные, что не надо их бояться».

Действительно, некоторые российские фильмы, показанные на фестивале, как говорится, «выжимали слезу». Так, например, короткометражный документальный фильм «В темноте» режиссера Сергея Дворцевого рассказывает о слепом одиноком дяде Ване, который всю зиму плетет авоськи, чтобы потом раздавать их бесплатно на улице. Но авоськи никто не берет. Ни авоськи, ни дядя Ваня никому не нужны. И только белый кот дяди Вани, постоянно мешающий ему плести авоськи, видимо как-то провоцирует дядю Ваню на жизнь. Такая печальная история.

Но не все российские фильмы были такими. Документальный фильм «Другие» Зарины Фидаровой в трех историях о людях с ограниченными возможностями показывает что на самом деле границы этих возможностей нам очень сложно углядеть. Они рожают детей, ездят в отпуск на море, хотят пойти на дитскотеку, — в общем, живут, как все. Авторы фильма, члены региональной общественной организации «Независимая жизнь» во Владикавказе, свою задачу считают просветительской. Этот фильм неоднократно показывался в различных учебных заведениях.

Жалко, что на кинофестивале совсем не было представлено российское игровое кино, хотя недостатка в нем у нас нет, все помнят фильмы «Страна глухих», «Щенок» и другие.

Вручение наград проходило в главном кинозале страны, в кинотеатре Октябрь. Председатель жюри, Андрей Андреевич Эшпай, отметил, что все картины одинаково заслуживают первого места. Но условия конкурса вынуждают какие то работы отметить отдельно.

Призерами фестиваля стали:
В номинации «лучший полнометражный игровой фильм», как уже было сказано выше, победил фильм «Анита» аргентинского режиссера Маркоса Карневале.

В номинации «полнометражный документальный фильм», фильм германского режиссера Мартина Джабса «Нора еще жива». Этот рассказ о родительской любви. Норе 24 года и она навсегда останется любимым ребенком, хотя иногда и надо родителям оставить Нору в хосписе, что бы отдохнуть. Правда, без нее им еще хуже.

В номинации «лучший документальный короткометражный фильм» приз получила работа «Их глазами: незрячие балерины» режиссера из Великобритании Татьены Ферес. Девочка мечтала стать балериной. Но у ее родителей не было денег отдать ее на обучение. В девять лет девочка теряет зрение, и … ее мечта стать балериной сбывается благодаря Фернанде Беанчине, открывшей благотворительную школу балета для незрячих и научившейся смотреть на мир глазами незрячих балерин.

Как сказал на вручении наград член жюри Валерий Панюшкин, фестиваль не ставил задачи обратить внимание на проблемы инвалидности. Важно было именно показать, как живут эти «другие» люди. Может быть «другие» — это мы с вами, обычные «нормальные» люди?
Сайт фестиваля: www.kinofest.org

Ирина СЕЧИНА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.