Православный портал о благотворительности

Картины вместо забвения: как художник оживляет прошлое Боровска

В Боровске есть художник, который превращает город в музей под открытым небом. Владимир Овчинников больше 20 лет рисует картины о прошлом, о людях, которых почти забыли, и о событиях, которые нельзя стереть из памяти. Его творчество – акт исторической заботы и человеческой доброты

Юлия НЕВСКАЯ (текст и фото), редактор Егор ОТРОЩЕНКО
Картина Владимира Овчинникова, изображающая боярыню Морозову, в музее “Тюремный замок”
Картина Владимира Овчинникова, изображающая боярыню Морозову, в музее «Тюремный замок»

Боровск – маленький старинный город в Калужской области, от него до Москвы чуть меньше 100 км по Киевскому шоссе. В центре города площадь с торговыми рядами и Благовещенский собор XIX века. Большая часть зданий не выше двух этажей, много домов в купеческом стиле.

На стенах домов в разных местах нарисованы картины. Какие-то остаются на своем месте годами, другие администрация сразу закрашивает. Но вместо них скоро появляются новые. На каменной стене Благовещенского собора за последние годы сменилось много рисунков и надписей. Сейчас там написано: «Боровск – музей под небом». Ее не спешат закрашивать, она как будто специально сделана так, чтобы стать визитной карточкой города.

Все эти изображения – творчество местного художника Владимира Овчинникова. Больше 20 лет назад он начал рисовать на стенах домов и стал местной достопримечательностью. Сейчас некоторые туристы приезжают в город специально для того, чтобы посмотреть его картины.

Картины на улицах города

Изображение семьи Полежаевых на здании Музея купеческого быта

«Сколько всего было картин посчитать невозможно. У меня есть и диптихи, и триптихи, как их считать: за одну картину или за три? И 200, и 300 было, потом я махнул рукой и совсем перестал считать», – улыбается Владимир, сидя на кухне своего дома. Его дом стоит на холме, откуда виден весь Боровск.

Первую картину Владимир нарисовал в 2002 году на стене санэпидемстанции. Это здание в центре города, которое сначала принадлежало купчихе Саниной, потом до революции в нем было дворянское собрание, а в советские годы там располагались партийные организации. Картина называлась «Плачущее небо под ногами», по мотивам песни Юрия Шевчука. Она не сохранилась. «На нем я изобразил центральную площадь города, кафедральный собор, дождичек, лужи, пешеходов, машины. Просто настроенческий пейзажик. Ничего в нем такого особенного не было», – рассказывает художник. «Народу картина понравилась. Вот с этого все и началось».

Владимир переехал в Боровск из Москвы, когда вышел на пенсию. Сначала занимался обустройством дома, потом начал искать себе дело. «Я пришел в краеведческий музей к директору, сказал, что хотел бы помогать в исследованиях. Дайте мне какую-нибудь тему, я буду ее разрабатывать, ездить в архивы. Но директор не отреагировал на то, что я хочу заниматься историей», – рассказывает Владимир. «А тут дочь подарила большой набор пастели. Мне очень понравилась эта быстрая техника». Всю жизнь Владимир работал в строительстве, а тут появилось время на любимое хобби – живопись. Он стал много рисовать пастелью, иногда по нескольку картин в день. В какой-то момент местный художник, Вячеслав Черников, предложил ему попробовать рисовать на стенах домов. На следующий же день Владимир пошел к мэру и предложил попробовать что-то изобразить в городском пространстве.

Владимир в гостинной своего дома

«Мэром был тогда Александр Иванович Егерев. Идея ему понравилась, и мы пошли по городу смотреть подходящие стены», – вспоминает Владимир. «Мы с ним прошлись по центральной улице, все дома были ужасно обшарпанные. Просто так рисовать почти ни на одном было нельзя». Александр Егерев оставался на посту мэра еще два года, все это время он помогал Владимиру с подготовкой поверхностей для картин, давал оборудование для работы на высоте и поддерживал разные творческие инициативы художника. В 2004 году мэр попал под машину и отошел от дел по состоянию здоровья. Дальше отношения Владимира с администрацией стали сложнее, не всем нравилось, что художник изображает сюжеты с содержанием на свое усмотрение.

Но большинство жителей города всегда принимали творчество Владимира, за годы для них оно стало частью привычного ежедневного окружения. «Народ в основной своей массе никогда ни на какие выставки не ходит, никакие галереи не посещает. А тут почти в принудительном порядке они должны эти картины видеть», – улыбается художник. «Реакция обычно такая: «Ой, красиво! Ой, здорово! Молодец!» Подходят как-то старшеклассники: «Дядь, а кого вы рисуете?». Я Циолковского рисовал в центре: «Ну, а вы как думаете? Посмотрите, на кого-нибудь похож?» Отвечают: «Ой, наверное, Достоевский!» «Нет, это Циолковский. Циолковский Константин Эдуардович. Слышали?»

Циолковский стал частым героем картин Владимира, потому что он долго жил в Боровске, попал сюда по распределению после учебного заведения и 12 лет преподавал в уездной школе. Ее здание сохранилось до сих пор. На одной стороне художник изобразил фигуру Циолковского в полный рост, а на другой – памятную табличку.

Памятная табличка на здании бывшей уездной школы, где преподавал Константин Эдуардович Циолковский

Циолковский мелом остро
Тут чертил, преподавая,
Зажигая в душах звезды
Будущего урожая. Э.Ч.

Это надпись рядом с фигурой ученого на здании бывшей уездной школы. «Э.Ч.» – инициалы супруги Владимира Эльвиры Чистяковой. Ее стихи и цитаты творчества Виктора Цоя, Юрия Шевчука, Евгения Евтушенко и других авторов часто сопровождают картины художника. Так он усиливает метафору в своих изображениях, чтобы каждое из них стало осмысленным посланием проходящим мимо людям.

Картина в продуктовом магазине в торговых рядах

Сначала Владимир рисовал на стенах много разных сюжетов, но в какой-то момент пришел к тому, что нужна одна главная тема. Нужно выбрать что-то важное, о чем говорить с людьми со стен города. И он стал говорить про историю этого самого города. «История Боровска, события, личности, быт, традиции. Я хотел показать все это», – рассказывает Владимир. Каждая его картина с тех пор стала частью летописи жизни города в прошлом и настоящем. А главное послание – чтобы люди берегли память.

Идея сохранения памяти присутствует в той или иной степени во всех картинах художника. Она есть и в изображении бытовых сцен в торговых рядах, и в символических картинах на музее авиации и музее купеческого быта, и в случайных зарисовках в переулках. Вот изображение торговых рядов начала XX века по архивным фото – панорамный рисунок по адресу ул. Ленина 18. А вот портрет Федора Конюхова. Ходили слухи, что именно из Боровска он должен был стартовать в стратосферу. Конюхов в стратосферу так и не отправился, а изображение на доме 7 по улице Советской осталось. Тоже стало частью истории Боровска.

Звездолет

Арт-объект «Звездолет»

У Владимира Овчинникова есть отдельный художественный объект, который выделяется по формату и теме на фоне остальных. На берегу реки Протвы, недалеко от центра города, он сделал свой «Звездолет». Изначально художник назвал его «Ковчег», но такое название не прижилось у местных. Бывший отстойник, где фильтровалась вода перед сливом в реку, Владимир превратил в арт-объект. Круглое здание с подобием иллюминаторов на стенах. В каждом из них изображены те, кто приближал космическую эру. Связь с историей Боровска только косвенная – через личность Циолковского. Но этот арт-объект лег в общую концепцию сохранения памяти.

На «Звездолете» нашли свое место Сергей Королев и Юрий Гагарин, о вкладе которых в освоение космоса хорошо известно. Но есть там и портреты других, чьи имена не сохранились в общественном сознании. «Вот Ари Штерфельд – еврей польского происхождения, учился в Сорбонне, увлекся коммунистическими идеями, узнал, что у нас продвинулись работы по ракетостроению и запросил гражданство СССР, чтобы заняться любимым делом, – полетами в космос», – рассказывает Владимир. «Он работал в одной лаборатории ракетных двигателей вместе с Королевым, в одной и той же должности. Еще он написал основополагающий труд по расчетам полетов космических тел. Называется «Основы космонавтики». Космодром – это его термин».

Здесь же портрет Николая Рериха. Художник посчитал, что ему нужно выделить место на «Звездолете». «Гагарин во время полета сделал единственную запись в бортовом журнале: описал то, что увидел в иллюминаторе, когда вышел на орбиту. Он написал, что краски необыкновенной красоты, как на картинах Николая Рериха. Это единственный человек, которого он упомянул, находясь в космосе».

На фронтальной части есть портрет Юлии Пересильд, российской актрисы, которая для съемок фильма летала на космическую станцию в 2021 году. Владимир восторженно рассказывает, как она накануне приезжала в Боровск, и они познакомились. Художник ее портретом заменил изображение Валентины Терешковой.

Битва за память

Надпись на одной из центральных улиц города. Ее, как и многие другие подобные, быстро закрасили

Отдельная важная тема в творчестве Владимира – сохранение памяти о жертвах репрессий советского периода, особенно о жителях Боровского района. Именно сюжеты, связанные с этой темой, чаще всего закрашивает администрация.

«Это битва за память», – говорит Владимир. «От неудобной памяти пытаются избавится». Владимир многие годы борется за неудобную память: рисует картины на эту тему, собирает в архивах сведения, необходимые для реабилитации репрессированных в советские годы жителей Боровского района и сам же подает на реабилитацию. На его счету 1390 реабилитированных.

Для Владимира история советских репрессий – личная. Он родился и вырос в Душанбе. Его отец Александр Овчинников был там арестован за три месяца до рождения сына и отправлен в ссылку на 10 лет в колымские лагеря. Обвинение по политической статье – в 1937 году реальных фактов для такого не требовалось. Впервые Владимир увиделся с отцом только в 11 лет. После срока Александр еще 8 лет прожил на Колыме как вольнонаемный.

Портреты расстрелянных жителей Боровска в музее «Тюремный замок»

Владимир поступил в инженерно-строительный институт в Москве. Когда он был на первом курсе, туда приехал отец, чтобы найти новое место для жизни. В столице он остаться не мог, отсидевшим было место за 101 километром. Родственники посоветовали Боровск, он как раз находился на необходимом расстоянии от Москвы. Владимир с отцом тогда вместе выбирали дом, где художник живет сейчас. Несмотря на разлуку в детстве, они стали очень близки. Пока Владимир учился и работал, он постоянно приезжал к отцу в Боровск, а выйдя на пенсию переехал сюда насовсем.

С Александром Егеревым, первым мэром, у художника был план сделать памятник жертвам политических репрессий в центре города. Подготовили эскиз, выбрали место и отлили часть деталей, но произошел несчастный случай с Егеревым, а новая администрация не поддержала эту идею. Со временем в стороне от центральной площади установили камень в память о жителях Боровска, пострадавших от репрессии, но это совсем не то, что планировалось изначально.

Владимир рисовал на стенах много портретов репрессированных местных жителей, но их все время закрашивали. Он снова и снова упорно придумывал разные сюжеты и наносил их на стены. На памятном камне Владимир нарисовал лицо расстрелянного священника, его сразу же закрасили черной краской. Галерею «Архипелаг Гулаг» на ул. Ленина 2а в 2016 году разрисовали цветными баллончиками, как только художник закончил работу, а потом закрасили. В альбоме с работами художника под фотографией этой картины написано «осквернен в день окончания». Художественные надписи «1937» и «1938», отмечающие годы Большого Террора, тоже быстро и тихо исчезают.

Владимир на центральной улице города

В 2020 году местная жительница Светлана Шорохова выкупила историческое здание, которое в XIX веке было тюрьмой. Она отреставрировала его и сделала там музей «Тюремный замок». Вот здесь художник получил пространство для работы. Владимир расписал всю заднюю часть замка и конструкции во дворе. Внутри ему выделили три комнаты специально для сюжетов в память жертв советских репрессий. На входной двери в этот зал написано «Мемориал «Из бездны небытия» политический террор в Боровском районе». На стенах здесь 80 портретов расстрелянных боровчан, у каждого написана фамилия и инициалы. На стене при входе пейзаж Боровска, на нем два сотрудника НКВД с оружием, большая надпись «По ком звонят боровские колокола» и стихи Эльвиры Чистяковой:

Сначала били самых родовитых,
Потом стреляли самых работящих…

Все работы Владимир фотографирует, сразу, как закончит. Потом из них он и его друзья делают альбомы. Какие-то альбомы художник дарит, какие-то покупают люди, приезжающие на экскурсии. Несколько местных инициативных жителей стали водить экскурсии по картинам Владимира. «Они объявили в сети, что экскурсии по моим картинам водят», – улыбается художник. «Такие очень маленькие группки: два человека, пять человек, десять бывает. Иногда звонят мне: «Мы вот здесь в аллейке находимся. Можно к вам зайти через две минуты?» Ну, заходите».

Владимир во дворе своего дома в Боровске

Владимиру сейчас 87 лет, он продолжает рисовать. Недавно у него появилась помощница, Ирина Тагунова, которая теперь помогает работать над картинами. Владимир ее называет «подмастерья». «Получаю от нее сообщение в какой-то сети, что она хотела бы мне помогать. Когда-то рисовала, сейчас давно не рисует, но может попробовать, могла бы заняться восстановлением моих картин в городе», – вспоминает художник. «Но восстановлением мы не стали заниматься. Она рисует, между прочим, хорошо. Очень четко».

Недавно Ирина сверстала и напечатала тираж небольших книжек размером 15 на 15 см «Боровский чудотворец. Бродилка по городу». В ней отмечены картины и арт-объекты художника с адресами, сделана инструкция, как передвигаться от места к другому.

В начале ноября Владимиру сделали две операции, сейчас у него пока нет сил продолжать свою работу. О нем заботится дочь с мужем, навещают друзья и «подмастерья». Художник уверен, что скоро продолжит рисовать. Он уже выходит пройтись по городу и строит планы, что будет делать дальше. А люди в Боровске продолжают жить на фоне его картин, которые стали привычной частью улиц города.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version