«Паровоз – существо живое. Он горячий, он дышит, он трудится». Как детская мечта сделала из брокера машиниста ретропаровозов

Детская любовь к паровозам привела нашего героя в профессию. Мечта сбылась, и Алексей стал машинистом и водит поезда, но ему пришлось преодолеть столько трудностей, что об этом написали пьесу

Алексей, житель Осташкова, посвятил свою жизнь железной дороге и паровозам

История жизни этого человека – готовый сценарий, ничего не надо придумывать. Алексей Алексеев даже стал героем одного из моноспектаклей авторского проекта режиссера Константина Богомолова «Голоса страны», идея которого – рассказать о простых людях, которые любят свои родные места, свое дело и каждый день меняют окружающий мир.

Картина первая. Мечтательная

Старинный поезд прибывает на станцию, пассажиры фотографируют
Из Бологого в Осташков ходит ретропоезд, этот маршрут вызывает искренний интерес и радость путешественников

«Помню, как ездил в кабине тепловоза со своим дядей. Вот это было приключение! Столько разных рычагов, кнопок, каких-то циферблатов и датчиков… Вот человек что-то нажимает, и поезд начинает движение. Мне это казалось чем-то волшебным. Конечно, самое настоящее чудо – паровоз. Ведь мы живем в Осташкове, небольшом провинциальном городе, иногда кажется, что окунаешься в ретро, в прошлые времена – вот он, добрый, сильный, пыхтящий и огнедышащий, мощный – паровоз! Мне они всегда казались живыми. И я мечтал: вырасту и обязательно буду водить поезда», – рассказывает Алексей Алексеев.

Алексей – из настоящей железнодорожной династии. Паровозом управлял его двоюродный дед Михаил Алексеев, а уже родные дяди Сергей и Владимир были машинистами тепловоза. А бабушка Ксения Федоровна Алексеева работала приемосдатчицей на станции Осташков – как пришла туда девочкой, так и осталась на всю жизнь. Сестра бабушки была стрелочницей, ее муж – кондуктором… Все родные – на железной дороге, конечно, у мальчика с детства была одна мечта, одно желание: стать машинистом.

Только вот оказалось, что в этой профессии требуется острое зрение, а Алексей с детства носил сильные очки. В итоге пришлось отказаться от мечты – не годен… Близорукость, астигматизм – диагнозы, неподходящие для машиниста.

Картина вторая. Грустная

Виды Осташкова - озеро, моторная лодка, купающиеся дети
Маленькие провинциальные города притягивают своим спокойствием и размеренным течением жизни

Алексей получил экономическое образование, как мама, и после службы в армии пошел в финансисты. По характеру Алексей, можно сказать, перфекционист: если уж что-то делает, то как положено. Он с отличием окончил и свой колледж, и финансовую академию, а потом еще и блестяще сдал экзамен на брокера, работал со старанием, в итоге перевыполнял планы не только свои, но и всей своей компании. Работал в Санкт-Петербурге.

Казалось бы, все сложилось удачно, но большой шумный город не стал близким для Алексея. Молодой человек все больше тосковал по Осташкову. Кто-то стремится поскорее уехать из маленьких городков в большие мегаполисы и строить там карьеру, но это не про нашего героя. Алексей скучал по провинциальным пейзажам, а еще – по паровозам. Где-то они там протяжно гудят и тяжело дышат, упорно везут свой груз, но без него.

Часто молодой человек вспоминал, как в семье постоянно говорили о работе – о железной дороге. Вспоминал свою бабушку, которая очень любила фильм «Бологое-Полоцкая» режиссера Алексея Вульфова, и когда в нем раздавался протяжный паровозный гудок, Ксения Федоровна каждый раз начинала плакать.

«Я тогда был маленький и не понимал, почему бабушка плачет. И только став взрослым, понял. Ведь дорога, паровозы – это была ее молодость и вся ее жизнь», – говорит Алексей Алексеев.

Картина третья. Оптимистическая

Ретропоезд «Селигер» и пассажиры
Простившись с шумом большого города, Алексей вернулся в родные места, по которым так скучал

Однажды Алексей купил билет на поезд, никому ничего не сказав, и отправился домой. Сначала доехал до Бологого, а дальше нужно было пересесть на небольшой местный поезд до Осташкова. Местные зовут его «Горбатым».

Обычные плацкартные вагоны, поезд идет медленно, мимо не проносятся, а с достоинством проплывают местные станции. «Наши местные железные дороги – это старые ручные стрелочные переводы, семафоры, вокзальные зданьица в виде теремков… И мне почему-то показалось, что я в этом вагоне нашего «Горбатого» уже дома! Все так по-домашнему…» – вспоминает Алексей Алексеев.

Дома Алексей продолжил работать по специальности – был новый интересный проект. Но в то же время бумаги – это не люди, и не паровозы… Железная дорога продолжала манить.

Не предавать же мечту! Алексей изучил современные методы лечения заболеваний зрения – и сделал операцию. Восстановил зрение – и тут же пошел работать на железную дорогу! Даже не раздумывал. С 2016 года поработал немного помощником машиниста и очень быстро повысил классность. Обычно сначала нужно отработать 2 года помощником и только потом можно отправиться учиться на машиниста. Но Алексей отправился на учебу уже после одного года и семи месяцев, руководство поддержало такой порыв, и уже в 2018 году Алексей стал машинистом.

Сцепка вагонов поезда
Железная дорога – особый мир. Каждая работа здесь – особенная, непростая, ответственная

Есть и еще одна важная цель, ради которой Алексей добился своей мечты и полностью посвящает себя любимому делу. Это его дочь, восьмилетняя Соня. У девочки сенсомоторная алалия, причем самый сложный тип – смешанная. Девочка ничего не говорит, отстает в развитии. С трех лет Соне оформили инвалидность.

«Сначала дочка развивалась, как и другие дети, и начала произносить какие-то звуки. Но потом, к полутора годам, замолчала – и все. Мы с женой забили тревогу. Начали ездить по врачам. Специалисты только разводили руками: «Ничем не можем помочь», – рассказывает Алексей.

Из Твери родители отправились в Санкт-Петербург, ребенок проходил восстановительное лечение, но изменений пока нет. «Поэтому я спешил. Углублялся в профессию, быстро стал машинистом, чтобы зарабатывать больше, чтобы были средства на лечение дочери. Я рвал поездки, чтобы было больше работы. Я мечтаю, чтобы дочь вылечилась и наконец-то заговорила», – рассказывает он.

Картина четвертая. Ретро

Старинное оборудование на железной дороге
На старых ветках Осташкова еще сохранились прежние семафоры и стрелки

Смотреть на дорогу не из окна вагона, а из кабины машиниста – совсем иное дело. Перед тобой открываются невероятные красоты! «Это было настоящее счастье. Мечта сбылась! И каждый день я шел на работу с радостью. Я живу своей профессией, своим делом. И люблю каждый уголок наших мест. Очень хотелось делиться этим – и знаниями, и эмоциями. Так я пришел к мысли, что хочу писать про железную дорогу. И про паровозы, конечно!» – рассказывает Алексей.

Так постепенно на «Яндекс.Дзене» родился его блог «Заповедная магистраль». Ведь и правда, места здесь – заповедные. Сохранившаяся дикая природа, люди, которые каждый сам по себе интересен и ценен, и паровозы, которые живут здесь, словно редкие животные в природном заказнике.

Начиналось все с соцсетей, потом начал писать как приглашенный автор на канале «1520», а потом уже создал и свой блог. Рассказать и показать было что. Во-первых, Алексей очень трепетно относится к истории и книгам. Однажды в Осташкове приняли решение закрыть техническую библиотеку. От мысли, что ценные книги, наполненные информацией, окажутся в мусорных контейнерах, становилось не по себе. Алексей забрал книги домой. Еще один источник знаний – это, конечно же, рассказы железнодорожников-ветеранов, Алексей не уставал расспрашивать их о работе.

Алексей в дверях поезда
Алексей Алексеев сделал все, чтобы его мечта сбылась, и это получилось. Теперь он – машинист и водит поезда

Во-вторых, Алексей Алексеев – невероятно талантливый фотограф. Он признан одним из лучших мастеров железнодорожной фотографии в мире. Кстати, фотоработы Алексея вывешены в зале ожидания на станции Куженкино Осташковской железной дороги.

«Я решил писать в ретростиле, читатель уносится в 1960-е годы, вспоминая свою молодость. Поезда «Снежинка», «Вагончик», «Черная стрела», «Московский»… И, конечно, паровозы», – рассказывает Алексей. Сегодня у блога машиниста из Осташкова уже более 27 000 подписчиков.

Осташков – город известный, каждое лето сюда, на озеро Селигер, едут сотни туристов. Отправиться туда на ретропоезде, конечно же, увлекательно. Так что это место знаменито еще и тем, что здесь с 2018 года ходит ретропоезд «Селигер» (из Бологого и обратно). Состав из нескольких вагонов ведет паровоз серии «Л» 1953-го года выпуска.

Ретропоезд
Поездка на ретропоезде – это маленькое приключение, погружающее в прошлое. Фотография авторства Алексея Алексеева

Это настоящий музей на колесах: путешественников сопровождают проводники в форме 1950-х годов, в вагонах работает аудиогид, а еще здесь размещена выставка фотоснимков-свидетельств исторического строительства Бологое-Полоцкой железной дороги.

Да и сама дорога старинная, действует более века, и на ней более 200 исторических объектов. А в пути паровоз останавливается на железнодорожной станции Куженкино. Местный вокзал – старинное здание, здесь создан музей: в комплекс входят не только сам вокзал, но и жилой сторожевой дом, водонапорная башня, погреб, стрелочный перевод и даже гидроколонка для заправки паровоза.

Алексей Алексеев проявил искреннее и активное участие в организации этого ретромаршрута. «Современные поезда легко перенаправить: отцепляешь состав от тепловоза, другой тепловоз подходит к последнему вагону, и поезд едет в другом направлении. С паровозом так не получится. Ему нужны устройства разворота для смены направления движения. И только в одном месте у нас сохранились такие подходящие пути для организации разворотного треугольника, только были заброшены. Я показал это место, мы восстановили треугольник. И ретропоезд на Осташков был в итоге запущен», – рассказывает наш герой.

Картина пятая. Светлая

Старинный паровоз со звездой
«Для меня паровоз – существо живое. Он горячий, он дышит, он трудится», – говорит Алексей Алексеев

Алексей уверен, что многие события в его жизни случились не без промысла Божия. «Моя бабушка Ксения Федоровна была глубоко верующим человеком, вера у нас в роду в крови. Бабушка родом из деревни Межник, что стояла на границе Тверской и Новгородской областей. Позже, когда во время войны немцы сожгли деревню, ее жители, и бабушка тоже, переселились в Осташков. Поэтому и православные корни в ней жили глубоко, и она передала веру мне. В Осташкове у нас есть Знаменский собор, который не закрывался даже в период гонений на Церковь. Туда я с бабушкой и ходил с самого детства», – рассказывает Алексей.

Крестил его архимандрит Вассиан, наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь, старейший клирик Тверской епархии, почетный житель Осташкова, подвижник Селигерского края.

«Надо отдать должное этому человеку, именно он начал восстановление Нило-Столобенской пустыни, которая находилась в плачевном состоянии, только в 1990 году обитель вернули Православной Церкви, – замечает Алексей. – Уже нет в живых архимандрита, но я его очень хорошо помню. При нем были службы у нас в Осташкове. Помню, маленьким мне было тяжело терпеть, чтобы отстоять всю службу, но стоял».

Благодаря вере, считает Алексей, сбылись мечты – и зрение улучшилось, и в профессии состоялся: «Я много раз ходил в храм, просил Господа, чтобы дал мне зрение. Сначала ведь не было таких современных технологий, но потом лечение стало доступным, и все свершилось».

Пешеходный переход через железнодорожные пути
Благодаря неравнодушию и любви к своему делу таких людей, как Алексей, история оживает, а старые заброшенные пути становятся дорогой для обновленных маршрутов

Алексей всюду носит с собой, еще со студенчества, икону Ксении Петербургской, уже потрепанную, но очень для него ценную. Брал с собой на все зачеты и экзамены, а предметы были очень сложные, но удавалось брать «пятерки», а теперь она сопровождает его и в рейсах на железной дороге.

Перед квалификационным экзаменом в НАУФОР (на получение квалификационного аттестата по брокерской и дилерской деятельности) ему посоветовали сходить на службу в храм Александра Невского. «Сходил, отстоял в очередь к мощам Невского. Пошел на экзамен. Вышел, и вскоре результаты уже были в системе– я получил 100 из 100 баллов. Никто к этой цифре ни до, ни после меня так и не подходил», – вспоминает Алексей.

И, конечно, без молитвы не выходит в рейс: «Даже в советское время многие машинисты оставались верующими. Работа наша ведь сопряжена с риском. Огромная на тебе ответственность. Так что и я, не перекрестившись перед нашей домашней иконой Божьей Матери, не ухожу на работу». Машинисты на своем посту – в кабине поезда – постоянно испытывают стрессы. То люди внезапно на путях, то из леса лось выйдет перед поездом, то погода не сопутствует – в дороге плохая видимость… Острые моменты случались и в рабочих буднях Алексея, но обходилось без происшествий.

Алексей идет по платформе жд
Алексей Алексеев: «Без молитвы в рейс не выходим»

При запуске проекта ретропоезда «Селигер» тоже помогал Господь Бог, считает Алексей Алексеев: «Режиссер Алексей Вульфов – глубоко верующий православный человек. Перед самым запуском проекта в 2018 году оставалась процедура общего согласования на уровне высшего руководства компании ОАО РЖД. Очень серьезный, ответственный и волнительный момент для Алексея Борисовича. Так вот он, созвонившись со мной, приехал в один из выходных дней на Селигер и попросил меня отвезти в Нилову пустынь. Мы усердно оба просили в этой святой обители Господа и Нила преподобного помочь в этом деле, чтобы все получилось. В итоге паровоз пошел по заповедной Бологое-Полоцкой линии, и Селигер и Осташков теперь регулярно по выходным слышат громогласные паровозные гудки над округой».

А еще, вспоминает Алексей, в студенческие годы он четыре года участвовал в работе областного патриотического клуба «Поиск», который занимается увековечиванием памяти погибших солдат. Было множество походов по лесам, болотам, удалось найти захоронения десятков бойцов и даже восстановить их имена, они были с почестями перезахоронены.

«Я думаю часто, что там, наверху, души этих людей молятся за нас, живых. Наверное, такие дела – тоже не зря», – размышляет наш герой.

Картина шестая. Театральная

Алексей машет рукой из окна поезда
В родном Осташкове, в кабине машиниста, слушая гудки паровозов, Алексей чувствует себя на своем месте. Дома

Когда команда авторского проекта режиссера Константина Богомолова «Голоса страны» искала героев, история Алексея Алексеева не осталась без внимания. Идея проекта – рассказать об обычных, но интересных людях, живущих в разных городах России. По словам Константина Богомолова, «в ежедневном труде есть романтика, достойная пьесы».

В ходе проекта были созданы 12 моноспектаклей, и один из них – про машиниста из Осташкова, режиссером этого спектакля стал Алексей Мартынов.

Название «У паровоза есть душа» отражает мысли Алексея об этой огромной железной машине, которая кажется живой – и, к большой радости осташей, еще ходит по местной дороге. Между прочим, хоть эти спектакли и посвящены каждый одному герою, в этой театральной монопьесе явно два героя: машинист и паровоз.

Премьеру показали весной на ВДНХ, а теперь эти спектакли будут запущены в Театре на Малой Бронной. Сыграл Алексея на сцене театра профессиональный актер МХТ им. Чехова Кирилл Власов.

Автор сценария к спектаклю, драматург Дмитрий Данилов, который, кстати, сам увлекается путешествиями на поездах по провинциальным маршрутам, отмечает, что всегда важно видеть необычное в обычном: порой именно рутинные будни нашей жизни оказываются важными.

Испытание медными трубами Алексей Алексеев прошел. Появление сценария, а потом и спектакля, посвященного ему и деталям его жизни, наш герой воспринимает спокойно. И продолжает отправляться в рейсы из Осташкова, а потом – возвращаться домой: «Я никогда не хотел покидать свой родной Селигерский край, Осташков и своих родных. В нашей жизни есть вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?