К началу XX века в Российской империи существовало уже много организаций, отвечающих за поддержку людей, как сказали бы сегодня, в трудной жизненной ситуации. Действовало множество благотворительных организаций: государственные (как Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста), церковные (приходские попечительства, православные братства, монастырские приюты, больницы и школы). Существовали купеческие благотворительные общества и даже крестьянские – так крестьянская община могла в складчину содержать школу или приют.
Смысл деятельности их был один: те, у кого есть средства, помогают тем, у кого их нет и кто не может зарабатывать прямо сегодня.
Но были и организации другого рода: они объединяли людей, живущих собственным трудом и стремящихся обеспечить на черный день самих себя и таких, как они. Это были общества взаимопомощи.
История взаимного вспомоществования
Традиция заводить кассы взаимопомощи пришла в Российскую империю из Европы, точнее, с территорий трех западных автономий, входивших в состав империи: Великих княжеств Польского и Финляндского и Остзейских (Прибалтийских) губерний. В нынешних странах Балтии такие кассы появились еще в XVI веке.
Изначально это были сугубо цеховые инициативы – даже не организации, а в прямом смысле «кассы» – вполне осязаемые сундучки и кубышки, куда члены цехового братства складывали свои взносы и откуда выдавались деньги тяжело больным и покалеченным коллегам.
В самой России первая организация взаимопомощи открылась в 1838 году в Петербурге. Это была Вспомогательная касса типографских работников, и долгое время почему-то именно печатники активнее всех развивали эту деятельность. Постепенно новую традицию перенимали другие профессиональные сообщества, и у каждого сообщества – пекарей, красильщиков, ткачей, горных рабочих и пр. – такая организация была своя.
К концу XIX века самыми активными держателями касс взаимопомощи стали купеческие приказчики – их объединения насчитывали до 20 тысяч членов. Член общества, потерявший работу, мог рассчитывать на пособие по безработице в размере 10 рублей в месяц на протяжении года, а тот, кто состоял в обществе 25 лет и более, получал пенсию по старости – 120 рублей в год. Настоящий прообраз социального страхования.
Постепенно такие кассы стали образовываться на каждом промышленном предприятии, и этим занимались уже работодатели. Они же частенько брали на себя часть финансирования. В некоторых регионах империи такие кассы стали обязательными и на них уже принудительно направлялась небольшая часть (1–3 процента) заработка каждого рабочего.
Но в Выборге, о котором пойдет речь, все происходило не так.
Великое княжество Финляндское
Кто учил в школе историю, тот знает, что Выборг, бывшая шведская крепость, была взята войсками Петра I под командованием Федора Апраксина в 1710 году. А век спустя, в 1809 году по результатам Фридрихсгамского мирного договора в состав Российской империи вошли уже все принадлежавшие Швеции финские земли. Выборг стал частью Великого княжества Финляндского.
Княжество имело достаточно широкую автономию – находясь под властью российского императора, оно имело при этом собственный парламент (сейм), собственное (бывшее шведское) законодательство, собственную армию, собственную таможенную и судебную системы и собственную валюту, а в присутственных местах говорили главным образом по-шведски. В Финляндии не было крепостного права, налоги взимались только местные, и не набирались рекруты для войн, которые вела Россия. Да что там, финны даже жили по другому календарю – Григорианскому, в отличие от основной части империи, где все еще действовал Юлианский.
Автономия пошла Финляндии на пользу. Уровень жизни простых людей, населяющих княжество, поднялся выше российского, экономика расцветала, а с ней расцветало и национальное самосознание. Впервые у целого народа появилась возможность жить своим умом и своими представлениями – и вскоре шведский язык стал вытесняться финским, шведские традиции – традициями финскими.
Имперской власти это явление не понравилось. Последние два российских императора, Александр Александрович и Николай Александрович, начали закручивать гайки и русифицировать Финляндию. Особенно ярко это сказалось на юге княжества (где расположен и Выборг) – эти земли на целый век дольше находились под властью российской короны, и в них укоренилось уже немало русского населения, искавшего кто свободы, кто возможности заработка.
Такая обстановка сложилась в Выборге в первые годы ХХ века.
Русские в финском городе
Это был развитый военный, торговый и промышленный город, через который с 1870 года проходила железная дорога, соединявшая столицу империи со столицей княжества – Гельсингфорсом (Хельсинки). Вечерами центр Выборга освещался электрическими фонарями, в богатых домах и конторах уже трезвонили телефоны, действовали водопровод и канализация, и городская общественность с нетерпением ожидала запуска первых трамваев.
В начале ХХ века здесь жили более 50 тысяч человек, среди которых 81 процент составляли финны, 10 – шведы, около одного процента – немцы. Несмотря на существующую разницу, их объединяло очень многое: общая религия – лютеранство, схожие традиции, культура быта, языки (да, финский тут стоит особняком, но значительная часть финнов все еще владела шведским).
Доля русского населения в городе не превышала 6,5 процентов, и это были 6,5 процентов, отличавшихся от коренного населения самым решительным образом. Другая вера, другие обычаи, другой язык – люди, пришедшие сюда когда-то за лучшей жизнью, часто так и не становились тут своими.
В 1905 году, когда протестные настроения захватили большую часть империи, вспыхнули они и в Финляндии. Финны требовали вернуть часть утраченной в течение века автономии, национальный вопрос встал особенно остро. И особенно остро стали чувствовать русские жители свою чужеродность. Возвращаться им было, как правило, некуда¸ требовалось как-то вписываться в меняющиеся реалии.
Сторонники реформ по всей империи требовали создания государственного парламента (Думы). Финны, помимо того, требовали включения в состав Думы своих представителей. А русские в Финляндии полагали, что места (и голос!) в парламенте должно иметь и русское население княжества.
В Выборге сторонники этой идеи собирались в народной школе графини Гейден. Собрания получались бурными и довольно людными – до 400 человек, и представлены в них были самые разные слои русского населения города – интеллигенция, духовенство, купечество, служащие и простые рабочие.
Возможно, они сразу сознавали или осознали со временем, что верховная власть вряд ли озаботится защитой их интересов. И решили, не дожидаясь изменений сверху (которых можно было и не дождаться), самостоятельно позаботиться друг о друге.
«Для духовного единения»
Одним из главных вдохновителей процесса стал протоиерей Николай Петрович Никольский. Имея большой опыт организации благотворительных акций в городе, он сразу увидел потенциал этой разношерстной, но активной и деятельной группы.
«Устройте у себя общество, в котором бы младший нашел совет у старшего, слабый и беспомощный нашел защиту и поддержку у сильного, общество русское, в котором вы соединились бы, как единокровные братья, но такое вместе с тем, которое не помешало бы вам оставаться и людьми православными», – писал он.
И стало так. Участники собраний объединились уже официально – для создания Выборгского общества взаимопомощи.
Как пишет исследователь Мария Ланда, в отличие от большинства других аналогичных обществ, Выборгское не ограничилось финансовыми вопросами. Главной его целью было «духовное единение русского населения в Выборге и его ближайших окрестностей и материальная взаимопомощь среди него», а деятельность была направлена главным образом на «разбросанное по окраинам города русское рабочее население», хотя стать членом общества мог человек любой национальности и вероисповедания старше 16 лет.
«Главная задача общества в том, чтобы ни один русский обыватель не чувствовал себя здесь духовно одиноким и не оставался беспомощным в крайней нужде».
Врачи, пособия, похоронная касса
Финансовая политика общества была такова, что вступить в него можно было даже имея очень скромные средства – минимальный взнос составлял в пересчете на русские деньги около 5–6 копеек (примерно столько стоила в дешевом кабаке рюмка водки).
Членами общества стали русские выборгские купцы, учителя, служащие, рабочие. Общество оказывало помощь – денежные пособия и бесплатный врачебный прием. Для этого было приобретено здание в Коликомяках, где вел прием врач М.М. Карпинский, еще одно, на Выборгском форштадте, было взято внаем – там принимал врач П.П. Новиков. Оба работали в рамках этого проекта совершенно бесплатно, а общество оплачивало лекарства для их пациентов.
Ирина Карпинская, дочь врача, вспоминала позже: «На окраинах города жило много солдаток (солдатских жен и вдов) с детьми, они очень бедствовали… отец лечил их даром и давал еще деньги на лекарство. И часто рассказывал об их бедственном положении».
Со второй половины XIX века в Российской империи набирало обороты народное пьянство, к началу ХХ века оно приобрело уже характер эпидемии. Особенно подвержены ему были низы городского населения: водка была общедоступна и лилась рекой, от алкоголизма люди болели, умирали, становились инвалидами, попадали в тюрьму и ввергали в полную нищету собственные семьи.
Как реакция на это по всей стране возникали общественные организации, ориентированные на борьбу с алкоголизмом: организовывались добровольные общества трезвости, создавались народные дома, задачей которых было заменить пьяный разгул культурным трезвым досугом.
Борьба с пьянством стала одним из направлений деятельности и Выборгского общества взаимопомощи. При нем было открыто общество трезвости – что-то вроде нынешних «Анонимных алкоголиков», где люди, решившие отказаться от пьянства, получали поддержку единомышленников и духовных наставников.
Еще одним важным начинанием было учреждение похоронной кассы. Нередко со смертью кормильца семья теряла не только средства на жизнь – даже достойно предать земле останки близкого было не на что.
Общество существовало не только за счет взносов – оно стремилось зарабатывать на чем только можно, вплоть до сдачи в аренду имевшихся у общества стульев, продажи книжек и значков, организации просветительских вечеров и детских праздников. Проводились также целевые сборы средств – так во время Первой мировой собирали на помощь раненым и семьям фронтовиков.
Рассчитывать на пособия могли члены общества, состоявшие в нем не менее года. Пособия назначались в случае «исключительно несчастного положения человека», кроме одной категории – тех, кого к «исключительно несчастному положению» привело пьянство. Львиная доля всех доходов общества тратилась на помощь нуждающимся – примерно 1900 из 2000 марок, составлявших годовой бюджет.
После княжества
В 1916 году общество лишилось своего главного вдохновителя и основателя отца Николая Никольского, который был переведен в Курскую губернию. А 22 декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР признал независимость Финляндии – территория, много лет принадлежавшая разным странам, впервые получила собственную государственность.
В числе других населенных пунктов новой стране отошел и Выборг. Он получил новое, финское имя – Виипури. Однако в нем по-прежнему оставалось русское население, а с ним оставалось и Выборгское общество взаимопомощи. Пожалуй, оно стало еще более значимым для русского населения города. Как пишут о нем, «…бывали случаи, что комитет Общества указывал работу крайне нуждающимся в ней, давал своим членам аттестации для поступления на место, всячески поддерживал духовно тех слабовольных лиц, которые не имели в себе силы бороться с одолевающим их пороком пьянства».
Общество продолжало работать вплоть до 1935 года. А в 1944 году Выборг вновь вернулся в состав России – республики СССР.
