Как преодолеть страх потери близких людей?

Что делать, когда знаешь, что близкий и дорогой тебе человек стар, болен и очевидно, что в скором времени уйдет из жизни? Как верующий человек, понимаю, что не уйдет в небытие, а перейдет в жизнь вечную, но вера, видимо, слаба. И унываю, мысль о скорой неизбежной потере не дает покоя

Что делать, когда знаешь, что близкий и дорогой тебе человек стар, болен и очевидно, что в скором времени уйдет из жизни? Как верующий человек, понимаю, что не уйдет в небытие, а перейдет в жизнь вечную, но вера, видимо, слаба. И унываю, мысль о скорой неизбежной потере не дает покоя.


М.В.Нестеров. Кончина Александра Невского


Кому из нас не знакомы переживания читательницы, приславшей это письмо.
Отвечает священник Александр ЛАВРИН, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Иточник» в Царицыне
:

В 11 главе Евангелия от Иоанна говорится о болезни и смерти Лазаря. Когда Иисусу Христу сообщили о том, что Лазарь болен, Он сказал, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией.
Наконец, уже спустя четыре дня после смерти Лазаря, Господь подходит к его дому. Сестра Лазаря Марфа, услышав об Иисусе, выходит к Нему навстречу и говорит: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин,. 11, 21). Так же и другая сестра – Мария, когда подошла ко Христу, пала к Его ногам и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (11, 32).
Как заметил один современный священник: вроде бы слова обеих сестер проникнуты верой в Иисуса Христа, Марфа в дальнейшем разговоре даже прямо исповедует: «я верую, что Ты Христос, Сын Божий…» (11, 27). И, тем не менее, сквозь эту веру все-таки слышится упрек: почему же Тебя не было с нами, ведь если бы Ты был здесь…
В этом же евангельском месте, после разговора с Марией, Иисус, увидев плачущих Марию и пришедших с ней иудеев, «Сам восскорбел духом», и далее говорится, что Он прослезился. Иудеи, увидев это, говорили: «Как он любил его!» Но Господь плакал не о Лазаре, ведь Он знал, что сделает через несколько минут. В разговоре с Марфой Он Сам сказал: : «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет…». Он плакал как раз о тех, кто Его сейчас окружал, т.е. о тех, кто дальше смерти ничего не хотел увидеть.
Это, по существу, относится ко всем нам. Увы, человеческая вера именно такова. Не стоит удивляться тому, что у верующего человека появляется ропот, явный или выраженный унынием, тоской, когда отнимается что-то важное, а тем более дорогой сердцу человек. Наша вера немощна именно крайней привязанностью к миру, и эта привязанность сильнее всего проявляется в тесных, сердечных личных отношениях. Тем более в родственных, семейных, ведь мы, христиане, как раз и стараемся, чтобы эти отношения все время развивались и крепли. Но к этому благому стремлению примешивается и наше желание привязать человека к себе, и большая сложность отпустить.
Все это особенно осложняется в преддверии возможной смерти ближайшего родственника или друга. Любовь требует общения, безусловно стремится к нему. Перед лицом же смерти кажется, что оно неизбежно рвется, прекращается, если по вере и не навсегда, то, во всяком случае, отодвигается ко времени, когда мы, быть может, встретимся вместе уже за порогом этой жизни. В приведенном отрывке и Марфа на Господне утверждение: «воскреснет брат твой», – отвечает: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».
И казалось бы, это тоже акт веры. Однако он вряд ли способен поддержать человека, потому что сейчас или в ближайшем будущем наше общение будет пресечено, а теоретическая вера в то, что когда-то, в неопределенном будущем, оно может возобновиться, не может согреть душу. Теоретическое убеждение касается только разума, но не приносит покой.
Ошибка здесь вот в чем. Человек, уходя из жизни, отлагает тело, но душа его жива и так же требует общения, как и раньше. Да, общение на повседневном житейском уровне – «лицом к лицу», уже невозможно. Но душе усопшего важна не просто наша память о том, как мы жили раньше, как было… Такие воспоминания как бы вычеркивают его из нашей жизни. Ему как раз важно непосредственное общение, которое осуществляется нами в молитве за человека, который не был, а есть нам дорог.
Наше несогласие с «потерей», «неутешное горе» как раз часто и является той стеной, которая заслоняет от нас самое главное – возобновление желаемого общения. Ведь скорбь в таких случаях не столько об ушедшем, сколько о своей сердечной ране. Эта замкнутость на себе и мешает одновременно развернуться к Богу и душе усопшего.
В жизни родственные ли, дружеские отношения растут, когда «Христос посреди нас» – Он источник жизни, любви, добра. По слову же Христову, Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Души ушедших из этой жизни людей вовсе не пассивны, вспомним хотя бы евангельскую притчу «о богатом и Лазаре» — как богач беспокоился об участи своих родственников, обращаясь к Аврааму. Коль скоро слова «богача» были услышаны, и на них был дан ответ, значит, души, покинувших эту жизнь, так же могут обращаться к Богу с молитвой о нас. Однако мы знаем слова Господни: где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них пребываю. Молясь друг за друга, Христос снова становится «посреди нас», возобновляются живые отношения и, казалось бы, утерянное общение. А проявляется это, прежде всего, в том, что давление естественно горьких и тяжких переживаний от утраты близкого постепенно слабеют. Молитва за усопшего становится не некоей положенной установкой, а органичной потребностью общения.
Ведь точно так же и с отношением к «Царству Божию». Оно для нас должно наступить не когда-то в будущей жизни, не после смерти. «Царство Божие внутрь вас есть»,- говорит Христос. Мы постепенно, именно в этой жизни, узнаем милость Божию как Его благодатный дар. В церковной жизни этот внутренний опыт постепенно растет. Поэтому «жизнь будущего века» мы «чаем» не как нечто совершенно неведомое, что откроется только после смерти, но полагаем нашу надежду на основу реальной внутренней жизни. Именно поэтому «Царство Небесное» может стать для нас уже здесь желаемым родным Домом.


Кончина М.И.Кутузова в гор.Бинцлау

Cм. другие ответы о.Александра посетителям нашего сайта:
Что приятного в посте?
Как научиться прощать?
Не терпеть, а любить
Грех ли любить заключенного?

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?