Как помогают бездомным в других странах

Нет такой страны, которая не сталкивалась бы с проблемой бездомных. Что нужно этим людям — кров, тепло, еда. Но только ли? Как помогают бездомным в других странах, с какими проблемами сталкиваются?

Нет такой страны, которая не сталкивалась бы с проблемой бездомных. Что нужно этим людям — кров, тепло, еда. Но только ли? Как помогают бездомным в других странах, с какими проблемами сталкиваются?

Англия. Поделки из дерева и такое важное «здравствуйте».

Когда вывеска Cornerstone появилась на Виллингтонской Хай Стрит, это вызвало шквал эмоций у местных жителей. А как иначе? Ведь занимается это благотворительное общество тем, что предоставляет бездомным крышу над головой. 90% здешних постояльцев имеют за плечами криминальную биографию, многим указали на дверь в других приютах…

Но отношение местных жителей к беспокойным чужакам становится все более теплым со временем. Они видят, как бывшие бродяги берутся за ум, начинают тут новую жизнь и со временем становятся полноправными членами местной общины. В основном, это молодые люди – от 16 до 30 лет. Немаловажно и то, что Веллингтонский мэр Брайан Маерс поддерживает приют Cornerstone и говорит, что убедился в том, что их схема реабилитации бездомных действительно работает. «Этим людям просто необходима поддержка общества, – считает он. – Ведь многие из них оказались здесь лишь потому, что от них отвернулась удача или не было удачного старта в жизни».

Менеджер организации Стив Вэйси говорит: «Они привыкли, что к ним относятся не как к живым людям, а просто как к проблеме. Попадая сюда, где прохожие говорят им «Здравствуйте», наши подопечные понимают: не все еще потеряно, можно выбраться и из их положения».

Это узнавание необычайно важно для бывших бездомных: это поднимает их самооценку, чувство собственного достоинства. Чувствуя, что кто-то заботится о них, что кому-то не все равно, они тоже начинают заботиться об окружающих.

Cornerstone владеет сейчас двумя домами в Виллингтоне — в каждом по восемь коек. В прошлом году эта приют помог 32 людям, 28 из которых позже обратилось в общество, чтобы пойти на обучающие курсы. Ведь это не просто ночлежка для бездомных, но и место, где они могут выучиться новым профессиям (акцент здесь делается на столярном мастерстве), а значит, повернуть свои жизни к лучшему.

Обитатели приютов изготавливают множество деревянных поделок – например, скворечники, садовые изделия, которые затем продают или просто дарят местной коммуне. Творения их рук можно в изобилии видеть в центре Виллингтона.

Cornerstone получил статус благотворительной организации четыре года назад, а сам Стив Вейси занимается помощью бездомным уже 17 лет, так что знаком с проблемой хорошо, хотя многие и считают его наивным мечтателем.

«Мы стараемся разорвать тот порочный круг, – говорит Вейси, – когда здоровые парни сидят с раскрытой ладошкой и ждут, когда же свалится счастье на голову. У нас они узнают, что перед тем, как получить что-нибудь, надо потрудиться, а также то, что труд способен приносить удовлетворение. Да и сама наша организация не желает зависеть только от пожертвований и грантов. Мы хотим быть самостоятельными. Мы производим и продаем товары — и таким образом финансируем себя».

Мистер Вейси утверждает, что как минимум 80% тех, кто прожил в приюте не меньше трех недель, завязывают с улицей и начинают новую жизнь.

Германия. Тепло, но непопулярно.

Германские бездомные отличаются гордостью. Даже когда становится, по местным меркам, холодно, они не склонны принимать помощь. И лишь когда температура опускается ниже нуля, обитатели улиц обращаются в местные приюты и ночлежки. «Я регулярно бываю здесь», – бормочет Вольфганг, затягиваясь самодельной папироской. Речь — о City-Station, круглосуточном пункте обогрева, организованном немецким благотворительным обществом Caritas в Бонне. Вольфганг сидит в живописном полуподвальном помещении с деревянными столами и скамейками, телевизором и, главное, работающей батареей. «Я бы не выжил без этой комнаты», – признается он, стягивая с головы черную шерстяную шапку с головы, и указывает на скамейку в углу комнаты. Сообщает: «Вот моя кровать на сегодня». Ни матраса, ни подушки, вместо одеяла — пальто, но старик доволен. Вольфгангу 71 год, 10 лет он жил на улицах Мюнхена, Франкфурта, Берлина. Теперь его «дом» – в Бонне. «Я обычно ночевал у входа в банк, на станциях метро, в подземных переходах. Но непросто выжить при 10 градусах мороза, как было недавно. Я испугался умереть». Теперь каждый вечер он приходит в свое теплое убежище.

По последним подсчетам, количество бездомных в Германии — около 250 тысяч. Около 20 тысяч из них постоянно живут на улице, именно они становятся основными жертвами морозов. На них первых падает удар, когда температура опускается ниже нуля. Кроме пунктов обогрева — таких, как предлагает Caritas

(отапливаемые комнаты, тенты), есть и более комфортные варианты – места, где бездомный может пожить.

18-летний Марсель живет в приюте Haus Sebastian, или ассоциация реабилитации бездомных. Если в ночлежку может прийти любой человек с улицы, чтобы попасть сюда, необходимо получить разрешение. «Это несложно, – говорит Марсель. – Самое сложное — решиться просить о помощи». Выдачей разрешений занимается городская служба социальной помощи. «Несколько дней назад я потерял квартиру, меня ужасала перспектива ночевки на улице, – объясняет Марсель. – Мне оставалось либо идти в приют, либо замерзать на улице».

Приют представляет собой обыкновенное многоквартирное здание. На входе дежурит и выдает ключи молодая девушка-студентка. Из 97 коек приюта 10 пустует, что немало удивляет администрацию, ведь на улице зима.

Марсель подтверждает, что многие бездомные обходят Haus Sebastian стороной. «Это из-за строгих правил: никакого алкоголя, никаких наркотиков. Если нарушаешь правила, тебя выставляют вон. Немедленно. А еще здесь воруют. У многих постояльцев существуют проблемы, связанные с алкоголем или наркотиками. Я боюсь, что у меня украдут деньги. Здесь еще хуже, чем на улице в этом плане».

Еще одним важным пунктом, по мнению Марселя, является гордость. «У нас, бездомных, тоже есть это чувство. Я с трудом заставил себя проситься на ночлег».

С наступлением холодов, благотворительные организации разместили в видных местах свои телефонные номера для горожан, которые заметили ночью бездомных. В крупных городах добровольцы ходят по улицам и выискивают их. По Берлину и Франкфурту курсируют специальные автобусы, которые подбирают бездомных и привозят в ночлежки. Волонтеры рассказывают, что никто не отказывается от горячего чая, еды, теплых одеял, но ехать в теплый приют многие отказываются наотрез. Предпочитают, чтобы не замерзнуть, всю ночь бродить по городу.

Саша Дикманн — волонтер «Красного Креста» – удивлен тому рвению, с которым горожане помогают бездомным: «Всего одно обращение по радио — и вот у нас куча одеял и теплой одежды!», – говорит он. Его слова подтверждает и Вольфганг: «Большинство людей помогает и относится к нам с уважением. Помню, как-то угостили меня кофе и роллом — просто так».

США. С игуанами вход разрешен.

Если бы Сэнди Суонк пришлось выбирать между крышей над головой и своими четырьмя псами, она бы выбрала последнее.

В благотворительной организации Inter-Faith Ministries мисс Суонк заведует помощью бездомным в городе Вичита (штат Канзас, США). В ее распоряжении три приюта, куда, по правилам организации, вход с животными строго запрещен. Между тем, у многих обитателей улиц есть свои четвероногие (а также шестиногие и даже брюхоногие) питомцы. И любят они их ничуть не меньше, чем мисс Суонк — своих собак. На их счастье, Сэнди Суонк умеет идти на компромисс. «У нас есть игуана, декоративные свиньи, ежи, – считая поголовье, говорит Суонк. – собаки, кошки и тарантул. А один постоялец однажды пошел рыбачить, принес рака и заявил, что теперь это – его домашнее животное. Я обустроила раку жилище, где он провел целых три года. Мы назвали его Бисли».

Каждый случай «директор по бездомным» рассматривает индивидуально. Она понимает, насколько важны для бездомных эти животные – «почти как члены семьи, ведь больше-то у них обычно никого и нет». На самом деле, вопрос стоит просто: выбирать приходиться между тем, чтобы дать человеку замерзнуть до смерти на улице или слегка нарушить правила, пустив его питомца внутрь. Единственное, чего она требует — чтобы животное было здорово, привито и имело справку от ветеринара. Добиться подобной ответственности от их хозяев, конечно, непросто. Мисс Суонк заручилась поддержкой соседней ветеринарной клиники, которая помогает проводить регулярную вакцинацию таких животных.

Другие приюты Вичиты не принимают бездомных с животными. Супружеская пара Роберт и Лесли Моуди ночуют под мостом. Пристегивают друг к другу два спальных мешка, кладут внутрь английского спаниеля Тошу — и спят. Почему не идут в ночлежку? «Это значило бы предать Тошу, – объясняет Лесли, – это все равно, что бросить на улице своего ребенка». С тех пор, как супруги подобрали спаниеля, их жизнь изменилась: «У нас теперь стало гораздо больше друзей, люди часто не знают, как зовут нас, но Тоша известен всем!».

Но насколько актуальна эта проблема? Быть может, эти американцы бесятся с жиру, когда заботиться надо о людях, а не о собаках и ежах?

После разрушительного урагана Катрина, был принят Федеральный закон, предписывающий агентствам по чрезвычайным ситуациям обращать внимание на нужды людей с домашними животными. Дело в том, что во время того бедствия многие люди отказывались от эвакуации, чтобы не расставаться со своими питомцами. На бездомных, всегда находящихся в кризисной ситуации, закон, конечно, не распространяется.

Нейл Джей Донован, исполнительный директор National Coalition for the Homeless (Национальной коалиции помощи бездомным), приводит следующие цифры: «Животных имеет как минимум сотая часть всех людей, живущих на улице — то есть, 35 тыс. человек. Если говорить о людях, которые никогда не обращаются к услугам приютов и ночлежек, то это количество увеличивается в 10 раз!»

Все приюты страны способны вместить одновременно 500 тыс. чел. Очень мало куда из них принимают людей с их «домашними» питомцами. Сайт организации благотворительной организации Pets of the Homeless («Животные бездомных») приводит список из 20 таких приютов. Конечно, этого очень мало и содержать их невероятно трудно. Нейл Донован, имеющий опыт работы в приюте для бездомных, признает, насколько трудно поддерживать санитарные нормы, когда речь идет только о людях. А уж если к ним добавляются уличные звери — хлопот и неожиданностей не оберешься. Тем не менее, по его твердому убеждению, проблему надо решать.

«Главное, что испытывает человек на улице — невероятное одиночество, – говорит он. – Животные способны хоть как-то скрасить его существование. Они не считают, сколько у хозяина денег, не смотрят, как он выглядит, не осуждают его… А главное — и люди, и звери должны иметь право на крышу над головой».

Австралия. Райский уголок для погорельцев.

В Австралии сейчас лето. Но это не значит, что там нет сейчас проблем, связанных с темой этой подборки. Не так давно на острове Тасмания прошли разрушительные пожары в буше, оставившие без крова тысячи человек. Тем, кто потерял все, предлагают жилище рядовые тасманийцы. Это здесь, на острове, известном большинству из нас лишь как обиталище сумчатого млекопитающего с устрашающим названием, в порядке вещей.

Жители острова регистрируют свои дома в местном правительстве как «резервное жилье на случай экстренных ситуаций». Информацию об имеющихся апартаментах размещают в интернете. Когда случается стихийное бедствие, правительство обращается к гражданам с просьбой обновить свои странички в интернете и размещать предложения в соцсетях — и те мгновенно откликаются.

«Тасманийцы — очень щедрые и отзывчивые люди», – говорит Сара Кинг, одна из участниц этой программы, с помощью которой несколько сотен человек нашли себе жилье незамедлительно.

Предложение 66-летней художницы выделяется среди прочих своей щедростью. Она разместила его в специальной группе помощи жертвам огненной стихии на Фейсбуке (Тassie Fires – We Can Help http://www.facebook.com/pages/Tassie-Fires-We-Can-Help/265695153558391), где оно получило уже более 50 000 отметок «Я рекомендую». Дом в живописной сельской местности, с экологической фермой, курами, овечками, собакой Бу, прекрасным садом, прудиком и отдельными 1,2 акрами земли. В нем могут поселиться все желающие — до тех пор, пока не отстроят заново свои жилища. Сейчас у Сары Кинг есть комната для молодой семьи с ребенком, еще одна — для пожилой супружеской пары, а также — полно места для палаточного лагеря.

Мисс Кинг скоро намеревается отправиться в путешествие на семь месяцев, но это ее ничуть не смущает: оставит ключ новым жильцам. «Меня не волнует, что кто-то будет трогать мои вещи», – пожимает плечами она.

Художница на собственном опыте знает, что такое быть бездомным (учась в университете, шесть лет прожила в автомобиле), и просто не может жить одна в таких шикарных условиях. «Мой дом огромен, мой сад прекрасен, – восклицает она. – Отчего бы не поделиться?» Мисс Кинг уже и не подсчитает, сколько раз открывала двери своего особняка для незнакомцев за те 18 лет, что он существует — да и к чему считать?

«Я хочу дать людям шанс начать жизнь с нуля, – говорит она. – Я приму любого человека таким, какой он есть. Главное, чтобы люди сами приняли меня такой, какая я есть. Пусть мой дом станет для них стартовой площадкой. По-моему, она выглядит весьма привлекательно!»

Денис СЕМЕНОВ


По материалам:
http://www.thenorthernecho.co.uk
http://www.dw.de
http://www.kansas.com
http://www.news.com.au

В Православной службе помощи «Милосердие» помощью бездомным занимаются Автобус «Милосердие» и служба помощи бездомным в московских больницах.
Поддержать эти и другие проекты службы вы можете, став Другом Милосердия.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?