Благовещение 2020: не забыть о празднике и его радости

Благовещение 2020 года запомнится непризывом в храмы для общей молитвы. О смысле праздника в карантине размышляет владыка Феоктист (Игумнов) и прот. Владимир Зелинский

Фрагмент иконы «Благовещение. Преображение. Воскресение Лазаря»
Фрагмент иконы «Благовещение. Преображение. Воскресение Лазаря»; Византия; XII в.

Весенний непризыв

Феоктист, епископ Переславский и Угличский:

– В Благовещение я каждый раз думаю про принятие воли Божией о себе. Потому что в Благовещение произошло вот что: Божией Матери, совсем девочке, подростку, ангел возвестил, что Она зачнёт от Духа Святого.

Даже в нашем толерантном мире, если такая девочка забеременеет, родителями это воспринимается как серьёзная проблема.

В древнем мире эту девочку должны были побить камнями. И Она соглашается на такую судьбу: «Как это всё будет, Я не понимаю, но Господь управит».

Согласие с таким поворотом судьбы – совершенно невероятно по своей силе.

Так и мы сегодня находимся в совершенно необычной ситуации, когда многие на Благовещение даже не смогут быть в храме. И принять это как волю Божию, понять, что за этим стоит Бог, – невероятно сложно.

Не возмущаться, не пытаться, забегая вперед, осмыслить, как всё дальше будет, – сложно, хотя в сравнении с тем, что пережила Божья Матерь, – это, наверное, укус комара.

– Значит ли это, что принять волю Божью о себе – это всегда пойти на риск?

– Надо понимать, что, когда мы говорим: «Господи, приди в мою жизнь», то ответ на нашу молитву далеко не всегда будет приятным в житейском смысле.

Посмотрите на апостолов: они встретили Бога, но, если оценивать по-житейски, в своей жизни они потеряли практически всё. В их жизни не было семьи, дома, уюта, зато были непонимание, враждебность окружающих, бедность, аресты, и у большинства – мученическая кончина.

Да, любовь Божия и благодать, сила исцелять, изгонять бесов была с апостолами. Но для того, чтобы её принять, рамки привычного пришлось разрушить.

Экспресс-курс взросления по-христиански

Икона Благовещение итальянского мастера Гвидо да Сиена
Благовещение. 1262-1270гг.; Италия. Сиена; мастер: Гвидо да Сиена

– Чем можно наполнить день Благовещения, сидя дома?

– Говорите с Богом. Можно своими словами. Можно многократно, не спеша повторять знакомые тексты, до тех пор, пока сердце на них не откликнется. Исповедуйтесь Богу. Разберите свою жизнь. Это и будет лучшей встречей праздником, а еще – подготовкой к Пасхе.

– То есть, сами наедине с Богом? Без пастырей, без старших? Страшно же.

– Здесь общецерковная проблема, мне кажется. К сожалению, наши духовнические практики часто не делают людей самостоятельными.

Я очень люблю выражение: «Главная задача духовника – сделать себя ненужным». Даже жалко, что не я его придумал.

Дай Бог, сейчас у нас будет экспресс-курс взросления. Бог даёт нам возможность восполнить наши давние пробелы.

– С одной стороны – время на экспресс-курс есть. Но с другой – сейчас все молитвы об одном и даже вроде правильном: Боже, прогони эпидемию. А дальше – чтоб я мог опять работать, чтоб дети опять пошли в школу-сад, чтоб не упали зарплаты. То есть, вместо экспресс-курса по духовному взрослению опять получаются просьбы о хлебе.

– Недавно я поздравлял с днём рождения своего коллегу-архиерея. В его ответе была замечательная фраза:

«Желаю Вам утешения от Господа и легкости в принятии воли Божией».

Мы же христиане, мы читали в Священном Писании: Господь все устраивает ко благу, и зло Бог силен обратить во благо. Давайте не просто это читать, давайте учиться в это верить.

«Что хочет Господь сказать нам в тишине?»

Икона Благовещение в Третьяковской галерее
Икона Благовещение; Россия; XV в. Государственная Третьяковская галерея

Владимир Зелинский, настоятель прихода Иконы «Всех скорбящих радость» в городе Брешия, Италия.

– Уже несколько воскресений я лишен возможности служить в храме. Я не могу не только служить, но и войти в него. В таком случае как не потерять радости Благовещения?

«Спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление» – гласит тропарь праздника. Это значит: в таинство спасения мы входим через посещение, скорее через извещение Марии. Извещение происходит в виде диалога Ангела Гавриила и «Благословенной в женах», как называет Ее Ангел.

Он говорит, что Она «обрела благодать у Бога», что Она родит Ребенка, Который будет «велик и наречется Сыном Всевышнего». А что такое Благая, радостная Весть, как не это? По-гречески она звучит как Евангелие. Евангелие есть и книга и событие, и сегодняшний праздник делает нас участниками того и другого: События-Слова.

Поэтому Благовещение – первый из евангельских праздников, не по календарю, но по сути, потому что здесь мы впервые вступаем в таинство Слова. И входим в него через этот бывший когда-то разговор Гавриила с Марией.

В свете этого таинства раскрывается и множество значений Священного Писания. Святые Отцы, размышляя о Богородице, видели в Ней и новую Еву, родившую Спасителя, победившего грех, внесенный в мир Евой первой, и память о неопалимой купине, и образ души, внимающей Богу. Благовещение по-своему распахивает перед нами тайны Библии.

Богородица – это Живоносный Источник, как называется одна из ее икон, причем, не только чудес и исцелений, но и неожиданных, вновь открываемых смыслов.

Она – Носительница того Слова, которое всегда обращено к нам.

Этот праздник несет в себе своего рода архетип нашей веры. Почему мы становимся верующими? Потому что получаем извещение от посланца Бога, который доносит до нас Его известие о том, что Он есть, что Он рядом с нами и что Он есть любовь.

Понятно, что слух наш слабее, наши уши заложены, голос Божий просачивается в нас с усилием.

Но вот карантин, совершенно внешняя ситуация, ни к чему религиозному отношения не имеющая, в которой мы не по своей воле оказались, иногда делает нас более восприимчивыми к тому, что Господь хочет сказать нам в тишине.

Посторонние шумы, разносторонние впечатления, пусть даже самые благочестивые, теперь меньше будут отвлекать нас. Мы заперты у себя дома, мы остались наедине с собой. Так возникает новая возможность праздновать этот праздник – в стороне от храма, украшенного иконами, полного людей, помимо всех «свечечек и вербочек», которые тоже, конечно, служат символами праздника, но в то же время могут и отвлекать от него.

В этом году путь от Благовещения до Пасхи, которая за ним последует, нам предстоит пройти совсем по-особому. По Божиему попущению, выраженному в обстоятельствах, многие из нас будут праздновать все это во внутренних храмах. В «сокровенном сердца человеке», как говорит ап. Петр. И самим себе заново объяснять смысл этих святых дней.

Сейчас, конечно, за службами мы можем следить по интернету – так я и сам служу для своих прихожан – и все же, лишившись церковных даров, мы должны обрести их внутри себя.

По-новому услышать «извещение» Божие, которое заключено в этих праздниках. Не только по-новому, но и по-своему, потому что звучит оно не для  всех одинаково.

Ангел говорил с Марией, но мы можем вспомнить, по крайней мере, задуматься, не говорил ли он когда-либо и с нами? Возможно, и говорил. Но мы не всегда слышали его голос, не всегда его слушали – теперь у нас есть время вернуться к этим забытым «посещениям» и, наконец, прислушаться.

Когда в Ветхом Завете был разрушен Храма, и народ был уведен в Вавилон, когда храмы закрывались и разрушались в нашей стране, это будило жажду Бога. То, что требуется от нас сейчас – это раскопать клад этой церковной жизни в своей памяти, в своем сердце.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?