Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Инвалиды Валаама: кого на самом деле рисовал автор цикла «Автографы войны»

Мы узнали реальные истории тех, кого скупыми карандашными штрихами изобразил Геннадий Добров. Не все они жили на Валааме, но все были участниками войны. Художник не просто рисовал своих героев, он общался с ними, старался выслушать и помочь

Репродукция картины художника Геннадия Доброва «Новой войны не хочу» (1974) на выставке «Автографы войны» в Москве. Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

Перед Днем Победы в сети появляются статьи об инвалидах Великой Отечественной, которых насильно переселяли в закрытые специнтернаты (один – на Валааме). Они всегда сопровождаются работами художника Геннадия Доброва. Правдива ли информация о принудительной массовой высылке тех, кто не соответствовал образу воина-победителя? Кто такой был Геннадий Добров, где он на самом деле рисовал инвалидов войны?

О Геннадии Доброве

Художник Геннадий Добров родился в 1937 году в Омске в семье художников. В 1951-1956 годах учился в Московской средней художественной школе им. В.И. Сурикова, затем до 1962 года – в институте им. В.И. Сурикова. В 1962-1974 годах работал милиционером, санитаром в больницах, пожарным в театре.

В 1974-1980 годах создал серию рисунков «Автографы войны». В 1974 году принят в Московский Союз художников. В 1987 году получил за серию «Автографы войны» медаль «Борцу за мир».

С 1989 по 2001 годы ездил в Афганистан. В итоге создал серию «Молитва о мире».

С 1994 по 2000 годы художник посещал бывшие фашистские концлагеря. Итог – серия «Реквием».

С 2002 по 2004 годы Геннадий Добров работал над графической серией «Душевнобольные России».

В 2004 году серии «Реквием», «Автографы войны», «Молитва о мире», «Международный терроризм» и «Душевнобольные России» объединены в большой цикл «Листы скорби». За этот цикл ему был присужден диплом Академии художеств РФ.

Также Геннадий Добров посещал Грозный, разрушенный в 2008 году Цхинвал, работал в 2009 году над графической серией «Покаяние» в Свято-Геннадиевом монастыре Ярославской области и на Соловецких островах.

В 2010-м ему было присуждено звание «Народный художник РФ», в 2011-м он был избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств.

Скончался 15 марта 2011 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Работы, бьющие по нервам

Выставка картин художника Геннадия Доброва «Автографы войны» в Агентстве печати «Новости». Художник Геннадий Добров (в центре). Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

Геннадий Михайлович Добров оставил после себя около 10 тысяч работ: живописные полотна, графику, офорты, наброски. Но особо запоминаются зрителям его «Листы скорби» – графический цикл, посвященный страдающим людям.

Одна из серий этого цикла – «Автографы войны». Это 36 графических портретов инвалидов Великой Отечественной, которые Геннадий Михайлович нарисовал с 1974 по 1980 годы.

В советское время их можно было увидеть только в мастерской художника, потому что на коллективные выставки их если и принимали, то на суд зрителя не выставляли. Персональную экспозицию в СССР организовать Доброву тоже не давали.

– Чего только ему не говорили об этих портретах, чего он только не слышал от коллег по цеху и разного начальства от культуры, – рассказывает вдова художника Людмила Васильевна Доброва. – Его даже называли садистом, упрекали в том, что портреты эти бьют по нервам, по глазам. А он и не предполагал, что работы его могут вызвать такую реакцию, – рисовал ради самых возвышенных целей: чтобы напомнить об инвалидах войны.

«Странные вещи со мной происходят на Валааме. Я возвращаюсь к тем же темам, которые волновали меня в Москве. Больше того, я не могу ничего другого здесь рисовать. Таким образом, Валаам для меня уже не представляет никакого интереса сам по себе, и мне все равно, где я – на Валааме или еще где, раз я не могу уйти от самого себя. Я сам очертил себя кругом, за который мне уже нет выхода. Жизнь простирается во все стороны, и тем для рисования масса, а я верчусь в своем кругу и не могу из него выбраться. Калеки, сумасшедшие, пьяницы, да изредка картины природы – вот мои «белые ночи», – вот то немногое, что я тут рисую. И ничего другого рисовать не могу», – из письма Геннадия Доброва с острова Валаам жене в июне 1974 года.

Счастливы не все

Слева – «Рассказ о медалях. Там был ад», портрет рядового Ивана Забары, Бахчисарай. Справа – «Детский дом». Художник Геннадий Добров. Выставка «Автографы войны». Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

Впервые Геннадий Добров увидел солдат, покалеченных войной, еще в детстве. На базаре, в Омске, его поразил вид побирающихся инвалидов с орденами на груди – кто-то был без рук, кто-то без ног.

– Ему было около 10 лет, – рассказывает Людмила Васильевна, – он был счастлив, что война кончилась, что их семья наконец соединилась (его отец воевал и на финской войне, и на Великой Отечественной, и на китайской границе), но ясно понимал при этом, что счастливы далеко не все.

В 1974 году художник случайно узнал, что на Валааме есть дом инвалидов, где живут те, кто защищал родину и получил инвалидность. Ему об этом рассказал его преподаватель по Суриковскому институту. Геннадий Михайлович загорелся и поехал туда.

Его смолоду интересовал вопрос о том, в чем корень зла, почему люди, достойные счастливой, полной жизни, страдают, умирают в мучениях.

Он не просто рисовал – он общался с жильцами дома инвалидов, старался выслушивать и помогать, чем возможно. Жизнь инвалидов не была легкой – они чувствовали себя никому не нужными, брошенными. А тут приехал человек, который ими заинтересовался всерьез.

«Возвращение с прогулки» (1975). Портрет Валентины Коваль. Омская область (ее часто путают с разведчицей Серафимой Комиссаровой, героиней другой картины художника). Художник Геннадий Добров. Выставка «Автографы войны». Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

«Я возил свою натурщицу Симу Комиссарову 8 июля на кладбище в Сортавала, 8 км вез ее коляску по грунтовой дороге до кладбища, да 8 км обратно. А теперь Юра Писарев (с Никольского) просит, чтобы я его свез в Кемери (16 км от Сортавала) к больной сестре в психбольницу на 2 дня. И я не могу отказать, хотя, может, дирекция еще не разрешит. Другой Юра, парализованный, просит, чтобы я его снес в лес на муравейник (я один раз его носил на себе, еще хочет).

Я вожу больных в баню и из бани, вообще, всем слуга. Все удивляются, что за человек, первый раз, говорят, такого видим. Художник, интеллигент, а такой простой. Один пьяный инвалид говорит мне: «Спасибо за внимание к людям». Все предлагают мне выпить 10 раз на день… но я от всего отказываюсь… Ведь этот остров был святой», – из письма Геннадия Доброва с острова Валаам жене в июле 1974 года.

Неизвестный солдат из Никольского скита

«Неизвестный солдат» (1974). Интернат для инвалидов войны на о.Валаам, Никольский скит. Репродукция картины на выставке «Автографы войны» в Москве, 1987 год. Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

Удивительно, но художнику особо никто не чинил препятствий в его стремлении рисовать инвалидов. Хотя, по словам его вдовы, бывало всякое.

– На Валааме директор интерната по фамилии Королев, который сам себя называл «король», долгое время не пускал его в Никольский скит, где содержались психически нездоровые люди. Как-то Королев уехал в командировку, и Геннадий Михайлович решился сам пойти в Никольский скит. Именно там он увидел неизвестного солдата без рук и без ног, с остановившимся взглядом, которого впоследствии опознали как героя Советского Союза.

Королев разгневался на художника и попросил его уехать с Валаама. Но Добров привез оттуда четыре портрета из 36, которые потом тоже вошли в серию «Автографы войны».

После этого он шесть лет ездил по разным домам инвалидов. Побывал в Бахчисарае, на Сахалине, в Карелии, посетил около 20 домов инвалидов. По словам Людмилы Васильевны, ему нигде не отказывали, но начальство этих домов не очень понимало, для чего это нужно – рисовать тех, кого опалила война.

«Сейчас рисую второй портрет инвалида войны. Хожу в библиотеку, ищу в книгах ордена и медали, потому что свои он – этот типичный русский Иван – растерял, да роздал детям на игрушки. Вот где Русь несчастная! В чистом виде. Ангелы, а не люди, ни в ком ни капли лжи, души нараспашку. Я уже двери закрываю на ключ в своей комнате изнутри. Приходят, рассказывают о себе. И наплачешься, и насмеешься с ними. А песни какие поют! Я таких и не слыхал никогда, самые окопные какие-то, и откуда они их берут?» – из письма Геннадия Доброва жене с острова Валаам в июне 1974 года.

Сострадание к страданию

«Отдых в пути» (1975). Портрет солдата Алексея Курганова. Омская область. Репродукция картины на выставке «Автографы войны» в Москве, 1987 год. Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

«Сострадание к страданию», – так описывает вдова художника его главное человеческое качество и художественную идею.

Сострадание к чужим бедам окрепло в молодости, когда Доброву пришлось работать милиционером у Белорусского вокзала, санитаром в Склифе и психиатрической больнице. В Суриковском институте, где Геннадий Михайлович учился, ему не дали диплом – слишком его работы отличались от общей массы, не было прославления социалистической действительности: он рисовал быт простых людей.

– Геннадию Михайловичу после института нужна была прописка в Москве, поэтому он и стал работать милиционером. И этот опыт помог ему увидеть изнанку жизни, встретиться со страдающими, мучающимися людьми, живущими на самом дне общества, – рассказывает Людмила Васильевна.

В поисках источника зла

Слева – «Фронтовые воспоминания». Портрет ветерана Бориса Милеева, Москва. Справа – «Письмо другу-однополчанину». Портрет солдата Владимира Еремина из подмосковного поселка Кучино. Репродукции на выставке «Автографы войны» в Москве, 1987 год. Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

Художник Добров всю жизнь не только рисовал – он и слушал тех, кого рисовал: душевнобольных, бездомных. Записывал их истории, пересказывал жене. Когда ослеп за несколько лет до своей смерти, наговаривал на диктофон (из этих записей Людмила Васильевна сделала двухтомник «Ночные летописи», недавно книга вышла в свет).

Коллеги по цеху его не очень любили за непохожесть, но он совершенно не злился.

– У Геннадия Михайловича было христианское мировоззрение, – говорит Людмила Васильевна. – Он не был церковным человеком, но всегда искал ответы на вечные вопросы и жил больше внутренней жизнью.

Евангелие, романы Толстого и Достоевского помогали художнику всю жизнь видеть за лакированной соцреалистической действительностью то, что является по-настоящему главным.

Миф, имеющий под собой основания

«Опаленные войной» (1975). Портрет фронтовой радистки Юлии Емановой на фоне Сталинграда, в обороне которого она принимала участие. Репродукция картины на выставке «Автографы войны» в Москве, 1987 год. Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

Графические портреты инвалидов Великой Отечественной войны, которые сделал Геннадий Добров, обладают огромной эмоциональной силой, заставляя безоговорочно верить написанному о том, как в одночасье выслали беспомощных калек в Советском Союзе подальше от людских глаз.

Доктор исторических наук Елена Юрьевна Зубкова, сотрудник Института российской истории Российской академии наук, рассказала «Милосердию.ru», что миф о повальной принудительной высылке инвалидов в закрытые специнтернаты возник очень давно из-за недостатка информации. Хотя в целом это миф, некоторые основания он под собой имеет.

Инвалидов войны отправляли в интернаты, если они побирались в городах, вели «антисоциальный образ жизни» – за нищенство. Зубковой долго не удавалось найти ничего, что подтверждало бы или опровергало такую высылку, потому что в послевоенные годы не было в СССР нормативных документов, которые позволяли бы применять санкции за нищенство к кому бы то ни было.

– Милиция периодически проводила точечные рейды в плане контроля за паспортным режимом –отлавливала тех, у кого не было документов, – объясняет Елена Юрьевна. – Среди них были и инвалиды войны. Их доставляли в приемники-распределители. Дальше никто не знал, что с ними делать.

Как правило, с нищими инвалидами поступали так: если у человека были родственники, то его передавали им. Если не было – дело уходило в собес, где тоже по мере сил пытались решить проблему. В собесе инвалидов снова сортировали, пытаясь найти родных, предлагали инвалиду поехать в интернат.

Граждане возмущались

Выставка художника Геннадия Михайловича Доброва «Автографы войны» в Агентстве печати «Новости» (февраль – март 1987 г.). Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

Если в первые послевоенные годы с нищими и спивающимися инвалидами на улицах городов еще можно было мириться, списывая все на временные трудности, то позже этим фактом стали возмущаться обычные граждане. Как такое может быть – у нас социальное государство, почему ветераны побираются? Кто-то даже предлагал скинуться на содержание инвалидов, ведь государству тяжело.

23 июля 1951 года был принят секретный указ «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами». Там речь шла о наказании за нищенство и бродяжничество – о высылке на пять лет. Но касался он только трудоспособного населения, не инвалидов.

– А за несколько дней до этого указа Советом министров был принят еще один указ, – поясняет Елена Юрьевна, – «О борьбе с нищенством в Москве и Московской области», который легко распространили на всю территорию Советского Союза. Там был пункт о том, что в случае злостного занятия нищенством – а таковым считалось, если человека три раза приводили в милицию, – направлять нарушителя в инвалидные дома.

Первая акция по изъятию инвалидов по стране стартовала летом 1951 года. Но насколько она была массовой – судить трудно. Нет даже точных цифр, сколько в СССР было инвалидов войны. Озвучена цифра в 2,5 млн человек, но исследователи в ней сомневаются.

«Меня пугает, что ты так боишься всяких страданий»

Слева – «Освободитель Будапешта» (1977). Портрет героя-моряка Алексея Чхеидзе. Справа – «Фронтовик» (1980). Портрет воздушного десантника Михаила Кокеткина. Репродукции на выставке «Автографы войны» в Москве, 1987 год. Фото: Борис Бабанов / фотоархив РИА Новости

– Принудительно по закону в дома инвалидов направить никого не могли, – говорит Елена Зубкова. – Кроме того, этих домов не хватало на всех. Их хотели строить, но не получалось – страна лежала в разрухе. Поэтому эти дома инвалидов открывались в закрытых монастырях и храмах.

В 1948 году был организован дом инвалидов на Валааме (был открыт и еще один, в Горицах, на берегу реки Шексны, у Кирилло-Белозерского монастыря) – специально для никому не нужных ветеранов войн. У них либо не было родственников, либо они скрывались от них. Некоторые сами просились в подобные инвалидные дома, чтобы хоть как-то выжить.

Условия жизни в этих домах были очень неприглядные, массовой практикой стали побеги оттуда. Милиция ловила инвалидов и отвозила обратно.

В ЦК партии руководство МВД направляло письма необходимости создания закрытых интернатов, что исключило бы возможность побегов, но было ли что-то сделано для осуществления этой идеи? Елена Юрьевна не нашла ни одного документа, который подтвердил бы подобную инициативу власти.

В итоге в Советском Союзе все-таки убрали потихоньку инвалидов войны с глаз, чтобы фасад был красивым. Как это сделали – массово или постепенно, принудительно или нет, до конца не понятно.

Член-корреспондент Российской академии художеств Геннадий Михайлович Добров (Гладунов) дома
Член-корреспондент Российской академии художеств Геннадий Михайлович Добров (Гладунов) дома. Фото Владимира Вяткина/РИА Новости

На этом фоне работы Геннадия Доброва, которые напоминали о том, что где-то в отдаленных уголках страны живут страдающие заброшенные ветераны, действительно вызывали шок.

В 1974 году он писал своей жене с Валаама: «Меня пугает, что ты так боишься всяких страданий и так старательно от них отгораживаешься. Я тут вожу на коляске больных в баню, мою им руки и спину, таскаю их, перетаскиваю, вожу на коляске, помогаю, чем могу, и ничем не брезгую. И кушаю с ними вместе. А тебя все это пугает…»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?