Инвалид-колясочник в самолете: чему надо научить сотрудников аэропортов

Поводом для семинара послужил недавний случай с инвалидом из Сургута и его мамой, которые по вине авиакомпании два часа провели в запертом самолете с выключенным светом

Поводом для семинара послужил недавний случай с инвалидом из Сургута и его мамой, которые по вине авиакомпании два часа провели в запертом самолете с выключенным светом.

О проблемах инвалидов в СМИ уже несколько лет говорят так много, что, возможно, некоторая часть читателей и зрителей успела от этих разговоров устать. Однако в нашей стране создание для инвалидов доступной среды по-прежнему движется очень медленно. И даже в мегаполисах с развитой инфраструктурой то и дело случаются накладки, грозящие инвалидам потерей душевных сил и даже физического здоровья.

Именно такая история произошла в начале июня, когда в Санкт-Петербург на конференцию по проблемам нервно-мышечных заболеваний, Четвертую весеннюю школу миологии прибыли из Сургута подросток, являющийся инвалидом-колясочником, и его мама. Когда экипаж самолета, на котором они прилетели, увидел, что встречать этих людей никто не пришел, то мальчика и его маму попросту оставили в пустом закрытом самолете. Встречающих от организаторов Школы миологии к самолету, естественно, не пустили, что же до соответствующей службы аэропорта, то, как выяснилось, сотрудники аэропорта просто не знали, что на борту этого самолета находится инвалид.

Надо сказать, что администрация аэропорта «Пулково» отнеслась к ситуации серьезно, принесла свои извинения пострадавшей семье и организаторам конференции. Впоследствии по инициативе администрации аэропорта в конференц-зале аэропорта сотрудники Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов и представители Федерации спортивных танцев на инвалидных колясках провели семинар для сотрудников аэропорта, в котором затронули вопросы этического и технического взаимодействия с инвалидами. О том, какие знания получили на этом семинаре сотрудники аэропорта, рассказывают участники семинара.

Екатерина Смыслова, представитель Фонда помощи детям с нервно-мышечными заболеваниями «Сириус»: Для встречи гостей из Сургута ГАООРДИ послала транспорт, в котором была коляска. Но на летное поле водителя с этой коляской, конечно же, не пропустили. В результате мама с мальчиком просидели в самолете два часа, пока не явились уборщицы и не стали их выгонять. В результате работники аэропорта все-таки пришли за ними с коляской. Но когда после окончания Школы миологии они возвращались домой, опять возникла проблема: автобус ГАООРДИ на подъезде к аэропорту пропустили не по 1-й линии, где заезжает общественный и VIP-транспорт, а по 3-й, где едут обычные частники. И автобус с инвалидом и его мамой долго простоял в пробке, а когда им уже надо было выходить из автобуса, водитель даже не мог найти место для парковки. Таким образом, когда они выбирались из машины, они перекрыли всю 3-ю линию и создали дополнительный затор. С транспортом у инвалидов в аэропорту есть и другие проблемы. Например, не у всех социальных такси есть право заезжать на 1-ую линию. Надо сказать, что администрация аэропорта «Пулково» принесла свои извинения за случившееся. А вот от компании «ЮТэйр», по халатности работников которой люди просидели в уже приземлившемся самолете лишних два часа, извинений так и не последовало. Сообщить в аэропорт о том, что на борту находится инвалид, должен был именно экипаж самолета. Но этого никто не сдедлал.

– То есть экипаж покинул самолет и оставил на борту пассажиров?

– Да. Закрыли самолет и ушли, оставив мальчика инвалида с мамой. И никак свое поведение не объяснили. Тут важно еще что: у мальчика нервно-мышечное заболевание. У таких людей заболевание часто прогрессирует именно после нервных стрессов. Этапы болезни зависят или от сильных потрясений или от каких-то еще соматических заболеваний. Представляете, ребенок, у которого так многое зависит от его нервной системы, два часа сидит в закрытом самолете, где выключен свет.

– Кто из работников аэропорта присутствовал на семинаре?

– Представители службы, отвечающей за перевозки, они числятся грузчиками. Их бригадир. В обязанности этих людей входит также и встреча инвалидов и их сопровождение на территории аэропорта.

– Каковы результаты семинара? Что теперь должно измениться в работе служащих аэропорта «Пулково»?

– Мы добились того, что теперь транспорт с инвалидами обязаны пропускать па 1-ую линию. Ну, и, конечно, важен тот резонанс, который получила эта история. В другой раз работники авиакомпании могут и подумать, прежде чем халатно отнестись к своим должностным обязанностям. Что касается работников аэропорта, то к ним претензий-то особых и нет, но они получили дополнительные знания о том, как взаимодействовать с инвалидами колясочниками.

Нина Андреева, тренер сборной России по танцам на ивалидных колясках: Нас пригласили на этот семинар потому, что мы достаточно плотно общаемся с персоналом аэропорта «Пулково», и они нас знают. Спортсмены сборной часто летают на различные соревнования, выступления. Нас уже неоднократно привлекали в качестве консультантов, в связи с тем, что есть государственная программа по доступности среды. Иногда, к нашим советам прислушиваются, иногда нет, все зависит от руководителя той или иной организации. Мы взаимодействуем не только с «Пулково», но и с нашими железнодорожными вокзалами, особенно хочется отметить руководство Московского вокзала и заместителя начальника Рымцеву Наталью Васильевну. Она всегда очень внимательна к нашим спортсменам.

Поводом для семинара в «Пулково» послужил недавний случай с инвалидом из Сургута и его мамой, когда мама, не дождавшись помощи, самостоятельно вынесла из самолета сына-инвалида. В этом случае, как оказалось, виноваты были стюардессы, которые вовремя не сообщили наземным службам о том, что на борту находится инвалид и ему необходима помощь при выходе из самолета.

Мы достаточно часто летаем и отношение в «Пулково-1» и «Пулково-2» к нам всегда дружелюбное, и никаких особенных накладок в нашей практике не случалось – может быть, потому, что у нас ребята все-таки спортсмены и могут сами пересаживаться из коляски в кресло самолета и обратно несмотря на то, что некоторые из них не ходят, они физически достаточно сильные. И еще: когда мы летаем, мы сами заранее сообщаем в аэропорт, что у нас столько-то колясочников, что необходима помощь сопровождающих внутри аэропорта. То же самое и с вокзалами.

– Но ведь у вас организация, а как быть частному лицу?

– А неважно, организация или частное лицо. С моей точки зрения, человек сам о себе должен позаботиться, ведь если нет информации, то никто и не узнает, что необходима та или иная помощь.

– Что именно вы показали персоналу аэропорта на семинаре?

– На этом семинаре мы столкнулись с тем, что в принципе ребята, которые работают в аэропорту, уже имеют определенный опыт взаимодействия с инвалидами. Они сами говорят, что к каждому инвалиду нужен индивидуальный подход, у каждого свое заболевание, у каждого своя психология. Один потерпит какую-то неловкость сопровождающего, а до другого чуть дотронешься, он уже кричит, что ему больно, плохо. Мы показали на практике, как лучше пересаживать инвалида из коляски в кресло самолета. Но было бы хорошо, если бы в «Пулково» прошла серия таких семинаров. Дело в том, что даже мамы колясочников надрывают спины потому, что их дети вырастают, а они по привычке поднимают их на руках. Так что надо семинары и для мам проводить – рассказывать, как взаимодействовать со взрослым колясочником, чтобы сводить к минимуму мышечную нагрузку. Работников аэропорта тоже этому не обучают. Каждый специалист получает свой опыт методом проб и ошибок, а этого при научном подходе можно было бы избежать. У нас разработана система – она называется «Система целостного движения». Мы показываем, как, не напрягаясь, можно выполнить достаточно большую физическую работу. Это элементарная биомеханика, о которой почему-то мало кто говорит.

– Эта система доступна широкому кругу заинтересованных людей?

– Да. Мы проводим занятия и для здоровых, и для инвалидов. И многим из них эта система позволяет восстановиться настолько, насколько это возможно в каждом конкретном случае. Движения в данном случае подбираются для каждого конкретного человека. Но эта система также работает и для обычных людей. И, возвращаясь к теме прошедшего семинара в аэропорту, скажу, что для работников «Пулково» оказалось очень полезным то, что мы им показали.

– Говорили ли вы на семинаре о каких-либо этических вопросах?

– Да, конечно. Это первое, на что мы обратили внимание. Иногда работники аэропорта говорят инвалидам: «Сейчас за вами придут грузчики и погрузят вас в самолет». Но инвалиды – это люди, а не вещи. И мы заострили на этом внимание. Еще бывает, что когда видят колясочника со стоящим сопровождающим, то спрашивают, что делать с колясочником, у сопровождающего. А спросить-то надо у самого колясочника. Также нельзя всех колясочников называть больными. Да, у них есть особенности передвижения, но это не значит, что они больные. Вообще, с тем персоналом, который был на семинаре, было очень приятно работать.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?