Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Интернаты на Украине – вне закона

На Украине, где изначально условия для сирот были такие же, как в России, за шесть лет реформ интернатов почти не осталось, большинство сирот живет в семьях

Говоря о проблемах сирот в России, часто сетуют на то, что система интернатов с трудом поддается реформированию, и на ее изменение уйдут десятилетия. При этом под решением проблем сирот зачастую понимается некое абстрактное улучшение сиротских учреждений и увеличение их финансирования. Об упразднении интернатной системы речь всерьез никогда не шла. А вот на Украине, где изначально условия для сирот были такие же, как в России, за шесть лет реформ интернатов почти не осталось, большинство сирот живет в семьях.

О том, как украинцы решали сиротскую проблему, говорили участники дискуссии, которая недавно состоялась в Москве. Поводом для встречи экспертов, волонтеров и усыновителей стал визит в столицу одной из самых опытных профессиональных приемных мам Украины Ирины Кожухаровой. Предлагаем вашему вниманию основные тезисы ее выступления.

Ирина Кожухарова – приемная мама с 25-летним стажем. Она одной из первых открыла в Симферополе детский дом семейного типа. Вот что она рассказала.

Закон Фельдмана

Реформы «сиротской» системы на Украине начались в 2006 году, им предшествовал подготовительный период. Сначала был создан проект закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы». Сейчас это – основной документ, регулирующий усыновление и приемные формы воспитания в Украине. Обычно его называют законом Фельдмана, в честь депутата, который лоббировал его в Верховной Раде.

В этом документе сформулированы все основные понятия по сиротскому вопросу: «ребенок-сирота», «ребенок, лишенный родительского попечения», «лица из числа детей-сирот» и т. п.

Законопроект подписал Леонид Кучма в последний день своего пребывания на посту президента Украины. Через некоторое время, с приходом нового правительства, на Украине был создан «Департамент по усыновленью и защите прав детей». В состав сотрудников нового ведомства вошли представители НКО и профессиональные политики. Директором департамента стала Людмила Семеновна Волынец, которая и была автором большинства законопроектов. Закон Фельдман был принят в связи с ориентацией Украины на Евросоюз, реформирование интернатной системы являлось одним из требований для вступления в ЕС, но в данном случае речь совсем не о политике.

Что же было закреплено в законе Фельдмана? Во-первых, разукрупнение интернатов. С момента вступления документа в законную в силу интернат, в котором более 50 воспитанников, фактически объявлялся в Украине вне закона. Правда, в переходный период действие этого положения было приостановлено.

Шаг за шагом

В 2004-2005 годах ситуация с сиротами на Украине была катастрофической. Дети годами «зависали» в интернатах, не имея определенного статуса, их не возвращали в кровные семьи и не отдавали в приемные. После разработки нового закона специалисты подсчитали, сколько детей имеют статус сирот, а также сколько его не имеют и по какой причине. Оказалось, что детей, оставшихся без попечения родителей, на всю Украину 110 000 человек. В 2006 году более 60% этих детей жили в интернатах, остальные находились под опекой или жили в приемных семьях.

Порядок в этом вопросе был наведен достаточно быстро. Сотрудники нового департамента обязали работников органов опеки, (которую на Украине переименовали в «Службу по делам детей») прояснить все детские статусы. В течение трех месяцев на каждого из детей был собран полный пакет документов.

Параллельно с этой работой создавалась так называемая форма социального сопровождения, подразделение помогающих сиротам специалистов. Осуществлялась эта работа в центрах государственных социальных служб для семьи детей и молодежи. Эти центры существовали и до реформ, но теперь у них изменились функции, например, при них были организованы школы подготовки приемных родителей. Занятия в таких школах ведут специально обученные тренеры, которых, в свою очередь, готовят в рамках украинской национальной обучающей программы. Кроме занятий в такой школе украинские приемные семьи обязаны раз в два года проходить курсы повышения квалификации, которые занимают 3-4 рабочих дня.

Сейчас каждая приемная семья или детский дом семейного типа обязательно заключает с местным центром социальных служб договор сопровождения. Взаимодействие по этому документу наладилось не сразу, поначалу ни социальные работники, ни приемные родители не понимали, что им нужно делать. Но в результате это оказалось очень удобно, прежде всего, для самих приемных родителей, служба сопровождения решает «бумажные» вопросы, например, она может составить акт о пригодности жилья к принятию нового ребенка. Службе сопровождения оставлена небольшая функция контроля, но она – далеко не основная.

К работе по взаимной поддержке приемных семей активно привлекаются опытные приемные родители. Для этого во многих областях работают специальные группы. Со своими проблемами приемные родители могут обратиться к более опытным коллегам в любое время дня и ночи. Например, в Днепропетровской области к приемным родителям в случае необходимости может выехать группа специалистов, для того, чтобы помочь справиться с какой-то сложной ситуацией.

За что изымать и когда возвращать?

Сейчас, когда первый этап реформ сиротской системы на Украине прошел, ее организаторы обратили свое внимание на работу с кровными семьями. Для ребенка, находящегося в приюте или интернате, возвращение в кровную семью является приоритетом, но на практике это не всегда возможно. Собственно, изъятие ребенка из семьи это уже крайняя мера и сотрудники социальных служб стараются по возможности спасать каждую проблемную семью.

Есть семьи, которые годами балансируют на грани неблагополучия, не срываясь в пропасть. Забирать детей у них, вроде бы не за что, а оставлять – страшновато. Именно эта категория семей нуждаются в постоянном социальном сопровождении.

Трехмесячного срока не всегда бывает достаточно, чтобы разрешить ситуацию с кровной семьей. В таких случаях дети часто живут во временных приемных семьях. Например, в семье Ирины Кожухаровой кроме 19 постоянных, может временно находиться еще десятка два детей, как в шутку говорят усыновители «на передержке». Причем зачастую их пребывание в приемной семье бывает регулярным. Например, в случае если маме нужно время от времени ложиться в больницу, а родственников у семьи нет. «Временные» дети есть во многих приемных семьях.

На сегодняшний день на Украине 88% сирот воспитываются в семьях, в интернатах остались лишь 12%. В основном это дети, имеющие тяжелые хронические заболевания или большое количество братьев и сестер. Пока ребенок находится в интернате, за его жизнь несет ответственность дирекция, а вот за его дальнейшую судьбу ответственность несут органы опеки по месту жительства. То есть пристроить ребенка в семью должны именно те люди, которые по каким-то причинам его из оттуда изъяли.

Обычные семьи

Новый закон разрабатывали люди, которые уже были «в теме». Развивать стали не какую-то одну, а сразу несколько форм семейного устройства. На сегодняшний день в стране кроме усыновления существует опека – родственная и неродственная, (правда недавно вышло постановление, что родственная опека может осуществляться только через суд, это несколько усложняет процесс), приемная семья, так называемые детские дома семейного типа.

В отличие от России, на Украине детский дом семейного типа – не организация, а семейная форма воспитания. Приемные семьи существуют там с 1997 года, такая семья и у самой Ирины Кожухаровой.

Деньги ходят за ребенком

С 2006 года для приемных семей и детдомов семейного типа, сначала в качестве эксперимента, а потом на постоянной основе была введена программа «Деньги ходят за ребенком». По законодательству каждый ребенок-сирота должен получать от государства средства на свое содержание, эта сумма составляет 2 прожиточных минимума и выплачивается из госбюджета. Такая мера очень способствовала увеличению количества детей, взятых в приемные семьи. Кроме того, приемным родителям выплачивают денежное вознаграждение в размере 30% от прожиточного минимума. Эти выплаты действуют по всей стране.

Усыновление – больше не тайна?

Интересно, что на Украине приемные семьи, не принято разделять по изначальной «детности-бездетности». Нет такой установки: «Не можешь родить своего – возьми приемного». Можешь взять – бери, не важно, есть ли уже у тебя дети.

А еще Ирина Кожухарова рассказала о том, что на Украине планируют в самом ближайшем будущем отменить тайну усыновления. Причем инициатива исходит от самих усыновителей. Дотошные украинские журналисты специально искали защитников тайны усыновления, но таковых не нашли.

На каком-то этапе «сиротской» реформы начал работать принцип сарафанного радио, у многих украинцев появились знакомые семьи с приемными детьми и соответственно возможность узнать о жизни таких семей из первых рук. Оказалось, что взять ребенка в семью готовы очень многие. Правда, усыновляют охотнее маленьких детей, до 6 лет, а для более старших предпочитают другие формы семейного устройства. Почему? Дело тут не в недоверии к детям, суть не меняется, ребенок живет в семье, у него постоянные родители, а не временные воспитатели на зарплате. «Секрет» прост – усыновленный ребенок становится твоим, государство за него больше не отвечает. А в случае проблем с детьми, с их воспитанием, лечением и обучением (а кто из воспитанников интернатов – беспроблемный?) приемным родителям хочется рассчитывать на государственную помощь.

Младенцев разобрали, за дошкольниками – очередь

Вопрос международного усыновления Украина решила просто – там действует правило, согласно которому иностранцы не могут усыновлять детей до 5 лет, исключение составляют братья и сестры уже усыновленных. Кроме того, зарубежному усыновлению не подлежит ни один ребенок, который не простоял год в базе на национальное усыновление. Исключение составляют дети с тяжелыми хроническими заболеваниями и генетическими нарушениями, но за инвалидами на Украину иностранцы не рвутся. Сейчас национальное усыновление в несколько раз превышает международное. В прошлом году иностранцы усыновили около 1000 украинских детей, а сами украинцы – более 6 000.

Для усыновителей на Украине предусмотрен одноразовый отпуск на три месяца и однократная выплата на первого приемного ребенка в размере 25 000 гривен в течение года. В дальнейшем на ребенка выплачивается небольшое пособие. На сегодняшний день на усыновление детей дошкольного возраста установилась очередь.

Не называйте мою семью детдомом!

Украинские приемные родители активно взаимодействовали со СМИ. Они старались сделать из журналистов союзников в проведении реформ под девизом «Дети должны воспитываться в семье». Приемные родители и социальные работники постоянно проводили для журналистов мастер-классы о том, как грамотно писать о сиротах, пропагандировали семейное устройство и объясняли особенности разных его форм.

«Не называйте мою семью «детским домом семейного типа!» – предупреждает Ирина Кожухарова. – Журналисты почему-то не всегда понимают, что, когда они пишут о приемных детях, которые воспитываются в семье, не нужно указывать реальных имен и давать фотографий. Никому не хочется прославится в качестве приемного ребенка, они – обычные дети в обычной семье», – объясняет она.

Впрочем, из любого правила есть исключения. Самым активным пропагандистом семейной формы устройства стала Вика Кожухарова, «наша звезда», как с любовью и легкой иронией в голосе называет ее мама. Слово «звезда» в викином случае можно использовать без кавычек, талантливую молодую саксофонистку, лауреата престижных конкурсов хорошо знают и на родине, и в России.

В разработке социальной рекламы семейного устройства детей на Украине приемные родители тоже принимали участие. К слову, российская социальная реклама привела Ирина Кожухарову в некоторое недоумение: «Приемный ребенок может стать родным» – это как? Он может стать близким, дорогим, любимым, но передать ему свои гены приемные родители не смогут! Я как-то видела слоган: «Возьмите в семью приемного ребенка, и ваша жизнь заиграет яркими красками». Однозначно – не обманули, еще как заиграет!»

Интернаты не нужны?

Ребенок, направленный в интернат, на Украине считается не устроенным. Каждый случай, когда опека направила ребенка из приюта в интернат, это чрезвычайная ситуация, которую очень строго разбирают. Кстати, это не избавляет соцработников от необходимости в дальнейшем искать для этого ребенка семью.

Интернатов для сирот на Украине становится все меньше. В Крыму два интерната перепрофилировали в детские санатории. В Симферополе на базе интерната сейчас создается центр дневного пребывания детей имеющих инвалидность. Предполагается, что работать он будет по принципу детского сада. Интересно, что многие инициативы вводятся сначала в регионах в порядке эксперимента, а если он окажется удачным – закрепляются.

У бывших сотрудников интернатов есть возможность освоить профессию соцработника, Штаты этих специалистов за последние годы увеличились. Сейчас в этой сфере заняты 12 000 человек. Стоит отметить, что на Украине сначала готовят специалистов и прописывают для них регламент, а потом вводят закон, согласно которому они действовуют.

Первый этап реформ прошел, «похоронив» значительную часть интернатов. Крупных (более 50 человек) сиротских учреждений на Украине больше нет. Приоритетом остается семейное воспитание. Система семейного устройства детей-сирот будет развиваться и совершенствоваться. Внимание будет обращено на помощь проблемным семьям, которые полностью не справляются со своими обязанностями. Помогать им будут социальные службы. «Случаев, когда детей забирают за бедность, на Украине нет», – утверждает Ирина Кожухарова. Специалисты называют это направление деятельности восполнением родительского ресурса, но это – уже следующий шаг.

Реформы на Украине продолжаются, но уже ясно одно – дети, которые выросли в украинских приемных семьях, своих детей в интернат уже не отдадут, порочный круг разорван.

Подробнее о «сиротских» реформах – см. на сайте Министерства социальной политики Украины.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?