Иностранные агенты среди нас

Новый закон «О некоммерческих организациях» предполагает введение статуса «иностранный агент» для некоторых НКО. По этому закону иностранным агентом можно объявить и РПЦ

Сегодня в Госдуме рассматривается законопроект, вносящий поправки в закон «О некоммерческих организациях». В рамках нового закона предполагается введение статуса «иностранный агент» для тех НКО, которые финансируются из-за рубежа и участвуют в политической деятельности России. Эти и некоторые другие поправки уже вызвали активное негодование общественности и тех НКО, которых коснется новый закон.

Итак, все НКО, которые, цитируя закон, «получают денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из указанных источников … и которые участвуют, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности» будут официально именоваться «иностранными агентами». Также согласно этому законопроекту, они будут обязаны уведомлять об этом общественность. «Клеймо» необходимо ставить на всех материалах, издаваемых НКО, в том числе распространяемых в интернете и всех СМИ. Если НКО не станут соблюдать это правило — их ждут штрафы до миллиона рублей.

Кроме того, для «агентских» НКО подразумевается новая система отчетности. Вот что говорится об этом в законопроекте: ««Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, один раз в полгода, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных из иностранных источников – ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно». Помимо прочего, те «агентские» НКО, которые попробуют уклоняться от предоставления отчетности, будут наказывать штрафом от 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если же предоставленные отчетные данные окажутся неполными, неверным, искаженными или предоставлены не вовремя, нарушителей ждет штраф от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч – для должностных лиц и от 50 тысяч до 1 миллиона рублей – для юридических лиц.

Мнений относительно причин необходимости принять такой закон – несколько. Многие считают, что в законопроекте выражен страх властей перед растущим недовольством среди граждан и попытка найти, откуда ноги растут. И отрубить эти ноги. Денис Ульянов, юрист Общества потребителей, считает, что поправка нужна «для контроля над организациями, осуществляющими деятельность, цель и польза которой для граждан непонятна либо ставит наше население в зависимость от блажи представителей и спонсоров из иностранных держав, чуждых нам и по мышлению, и по помыслам». А причиной, по мнению эксперта, являются «систематические попытки организаций вмешаться в работу законодательных органов, наличие неконтролируемых денежных масс и иные подобные аспекты. Контроль над вторжением проамериканских и иных аналогичных структур, прячущихся за благовидными названиями, должен быть жестким и плотным, потому что внедрением своего мышления в ряды наших граждан иностранцы уже нанесли колоссальный вред, а подобные НКО можно считать “партизанскими” внедрениями в структуру жизни России».

Еще одно нововведение законопроекта предполагает тюремное заключение до трех лет и штраф за призывы граждан к невыполнению своих гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. И наказание ждет не только руководство НКО, но и ее участников. Такие же меры предлагается применить к НКО, посягающим на личность и права граждан.

Короче говоря, новый законопроект — это попытка ввести тотальный контроль над всеми НКО и обезвредить особо опасные из них, то есть те, которые, используя зарубежный капитал, влияют в России на политику. Это вполне обоснованное желание властей благодаря которому, скорее всего, «зловредные» НКО потихоньку исчезнут. Но как и у любого закона, у этого есть обратная сторона. Представьте себе передачу на радио. Диктор говорит: «Здравствуйте, в гостях у нас Мариванна Иванова, директор благотворительного фонда, являющегося иностранным агентом». Абсурд и подрыв доверия. Но именно благотворительные организации пострадают от нового среди прочих.

Директор фонда «Подари жизнь», Екатерина Чистякова, рассказала в своем блоге о том, что ждет фонд после вступления в силу этого закона. «Фонд “Подари жизнь” получает деньги из-за рубежа. Многие наши бывшие соотечественники, давно покинувшие нашу общую родину, нет-нет, да и перечисляют деньги на лечение детей в России. Да и некоторые граждане России по разным причинам имеют заграничные счета и оттуда пересылают нам деньги». Все деньги до копейки идут на лечение детей. Не на агитацию и пропаганду, а именно на лечение. «99% жертвований все равно — из России, – сказала Чистякова по телефону. – И, кстати, из России перевод может сделать и иностранец».

Что же касается политической деятельности фонда, то «Подари жизнь» также вполне можно «накрыть» и по этому пункту, так как он проводил акции по внесению в законодательство понятия орфанных лекарств и орфанных заболеваний, выступал за создание в законодательстве процедуры ввоза незарегистрированных лекарств по индивидуальным жизненным показаниям, за отмену налогов с получателей благотворительной помощи и отмену налогов при ввозе лекарств для пациентов и донорского костного мозга и так далее. Все это вполне можно трактовать, как «участие в политической деятельности в интересах иностранных источников». Иностранные источники есть? Есть. Политическая активность есть? Есть. Значит – «иностранный агент». По этому поводу Чистякова иронизирует: «В любом интервью сотрудник фонда должен представляться иностранным агентом. На сайте мы напишем, что мы иностранный агент. И далее по тексту. Наверное, даже на телефонном автоответчике попросят записать: «Здравствуйте! Вас приветствует иностранный агент!» Интересно, представителям государственной власти не будет стыдно, что о российских детях какой-то иностранный агент заботится?».

Но допустим, фонд не захочет наклеить на себя такую метку. Что останется делать? Перекрыть доступ средств на лечение детей из-за рубежа? Едва ли какой-либо фонд пойдет на сознательное усечение притока финансов, потому что, по сути, абсолютно неважно, откуда деньги, главное — лечение детей. Кстати, именно об этом говорила Чулпан Хаматова, которую все, кому не лень, допрашивали о том, почему она, оппозиционно настроенная, берет деньги у Путина. Потому что дети важнее. Нельзя не согласиться.

Но пойдем дальше. Вот получил фонд клеймо «иностранный агент». И дальше его ждет настоящее хождение по мукам, не говоря уже о муках недоверия со стороны общества. Сегодня фонды, к примеру, должны раз в год публиковать отчет о своей деятельности на сайте Минюста и своем сайте, далее — отчет о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации, нарушениях, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. И многое другое. А дальше возмущению фондов нет предела. «Они хотят все то же самое, но чаще! – пишет в своем блоге Екатерина Чистякова, – Раз в полгода! И даже ежеквартально! И раздельный учет еще по российским и иностранным деньгам. Все это – время и силы сотрудников благотворительного фонда. И дополнительные деньги на зарплату бухгалтерии».

Так что всем НКО, вне зависимости от направленности деятельности, придется жестко отвечать перед законом, если хоть копейка поступит из-за границы. И больше всего, как всегда, пострадают те, кто ни в чем не виноват. По этому поводу Михаил Федотов, глава президентского Совета по правам человека заявил «Интерфаксу»: «Когда вы ловите акулу, вам нужна сеть с очень крупными ячейками. Если вы сделаете сеть с очень мелкими ячейками, то в нее попадут не только акулы, но и креветки. В данном случае, сделана сеть с очень мелкими ячейками, — сказал он. – Надо эти нормы закона уточнить, чтобы не получилось, чтобы под его действие попадут все». А «все» – это не только фонды, но и многие другие благотворительные, правозащитные и социально-ориентированные организации.

Кроме того, Федотов довел закон до еще большего абсурда, заявив, что в нынешнем виде «иностранным агентом» вполне можно объявить Русскую православную Церковь. «Лично я, – сказал эксперт, – не готов признать ее иностранным агентом. Сейчас самое важное, по мнению Федотова, это конкретно определить цель законопроекта: «Тогда и будет ясно, насколько адекватны предлагаемые меры», – добавил глава Совета по правам человека.

Тем временем, законопроект уже получил официальное одобрение Правительства РФ. Остается только надеяться на то, что широкий резонанс, вызванный появлением законопроекта в СМИ, повлияет на чиновников, и они пересмотрят проект закона «О некоммерческих организациях», оставив «креветок» в покое.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?