И свято место бывает пусто

Делающих добро всегда меньше, чем тех, кто в нем нуждается. А потому несправедлива и противоестественна ситуация, когда делатель остается без жатвы

Делающих добро всегда меньше, чем тех, кто в нем нуждается. А потому несправедлива и противоестественна ситуация, когда делатель остается без жатвы, когда разорвана цепь помогающая встретиться тому, кому нужна помощь, с тем, кто ее оказывает.

Именно такая ситуация сложилась в Центре православной реабилитации наркозависимых, созданном при Свято-Троицком приходе села Петровское Ивановской области.
С 1995 года через центр прошло почти 400 человек, лишь треть осталась на весь курс реабилитации. Прошедшие ее вернулись в общество освобожденными от химического рабства, с приобретенными трудовыми навыками, с умением жить среди людей, а главное, с верой в сердце.

Теперь бывшие реабилитанты приезжают, как они говорят, побывать на своей духовной родине и навестить духовного отца настоятеля Свято-Троицкой церкви игумена Серафима (Копнина). Однако для продолжения своей деятельности приходу необходимо, чтобы сюда приезжали и те, кому только предстоит борьба с недугом наркомании.

Приход в селе Петровское

«С самого начала наша деятельность была связана с работой реабилитационного центра для наркозависимых «Мельничный ручей», который работал под Санкт-Петербургом. Через него проходил огромный поток наркопотребителей, кто-то отсеивался, кто-то решал остаться и продолжить реабилитацию. Вот этих вторых и отправляли в немногочисленные, занимающиеся реабилитацией церковные приходы, в том числе к нам. Наша совместная работа длилась 13 лет. Это было и нашим преимуществом, и нашей бедой, потому что мы не развивали других связей в миру. И когда центр закрылся из-за финансовых проблем, для нас это стало трагедией. Больше не было первичного звена, занимающегося общением с наркоманами в миру, их начальным воцерковлением и подготовкой к жизни на приходе. Мы оказались в информационном вакууме. О нашем приходе мало кто знает», – говорит отец Серафим.

Принимать на долгосрочную серьезную реабилитацию, подразумевающую духовное возрастание в вере, невозможно без предварительного отсева. Многие наркопотребители не готовы к жизни на приходе, где инструментами реабилитации являются строгая дисциплина, труд, молитва, изучение святоотеческой литературы и основ литургики, участие в церковных таинствах.

Это понимают сотрудники православных центров, работающих с наркозависимыми и потому стремятся сразу создать рабочую команду, способную охватить все этапы реабилитации: первичный прием, отсев, отправку на церковный приход. А вернувшимся с реабилитации предоставляется возможность какое-то время, необходимое для адаптации, жить в социальной квартире.

Ничего этого на данный момент у прихода в Петровском нет. Информация о приходе после закрытия «Мельничного ручья» еще распространялась по «сарафанному радио». Но срок ремиссии у тех, кто здесь избавился от зависимости, составляет в среднем десять лет. А это значит, что бывшие наркопотребители уже давно вырваны из своей прошлой пагубной среды и не могут рассказать о личном опыте избавления тем, кто в этом нуждается. Свои истории они рассказывают в социальных сетях в интернете. Вот фрагменты некоторых из них.

Благодарность излеченных

Оксана: Приехав на приход, сначала я переживала, что не подойду к этой жизни. Ведь я совсем другая, люблю общение и шумные тусовки. А в нашей келье стояла звенящая тишина, которая пугала больше всего. Но, зная опыт моих знакомых, я твердо верила, что пройдя реабилитацию в Петровском, я обязательно избавлюсь от наркозависимости. Тогда я еще не ведала, что приобрету гораздо больше. Сначала мне казалось, что я просто там живу отведенный мне срок. Молюсь, работаю, узнаю что-то новое. Но со временем втянулась. Общение с батюшкой, чтение православных книг открыли совершенно новую сторону жизни. Молитва стала осмысленной, исповедь более глубокой. Там масса времени переосмыслить свою жизнь и положить начало новой. Слава Богу, что у меня все получилось. Вернувшись домой через какое-то время, я познакомилась со своим будущим мужем. На сегодняшний день у нас три прекрасные дочери. Я, наконец, наверстала упущенное – закончила 11 классов и учусь на бухгалтера. Вспоминаю приходскую жизнь с радостью и чувством ностальгии.

Максим: Юность моя протекала интересно: друзья, знакомые, развлечения, встречи, поездки и учеба и все бы хорошо, но постепенно в наш круг стал проникать наркотик. Сначала «травка», а потом уже и героин. Он был, может, не так долго, как у некоторых, проторчавших 5-8 лет. Я употреблял один год, но так плотно, что успел опуститься на самое дно. На тот момент мне было 20 лет. Особо завязать я не пытался, потому что не видел в этом проблему, думал, что отойду, отлежусь, ан нет, понял, что без больницы нельзя. Там я провел месяц, потом три месяца прожил на реабилитации в центре «Мельничный ручей», которого, к сожалению, уже нет, оттуда я попал в Петровское и сразу понял, что это мое. Это чувство меня не подвело. Я многому научился здесь, многое осознал. Сейчас занимаюсь общественной деятельностью, и вообще, на жизнь пожаловаться не могу, все есть. А главное, есть вера, которую ни за какие коврижки мира сего не купишь, поэтому это самое ценное, что я имею. Спаси Господи отца Серафима за его труды.

Василий: Можно сказать, что я родился в интеллигентной московской семье. Во времена перестройки мне было 10 лет. В те годы лозунг «бери от жизни все» был очень популярен. Вскоре в нашем дворе появились наркоманы. В возрасте 14 лет я попробовал героин. Очень быстро моя жизнь превратилась в ад. Но одновременно я всерьез стал задаваться вопросом «для чего я живу?». Героиновый дурман лишь на время успокаивал метущуюся душу. К 16 годам я выглядел мрачным, больным человеком, потерявшим смысл жизни. К счастью, мой отец через своего православного друга познакомил меня с игуменом Серафимом. Разговор с батюшкой изменил всю мою последующую жизнь. Помню как отец Серафим, предлагая поехать на реабилитацию, сказал: «Принимай решение сейчас же. Я завтра возвращаюсь в Петровское. Если останешься в Москве, бесы тебя так закрутят, что потом будет уже поздно». И я принял решение ехать. В Петровском я провел летние каникулы, принял Святое Крещение, полюбил физический труд, научился читать по-церковнославянски. Вернувшись в Москву, закончил школу. Затем еще год прожил у отца Серафима. После чего определился с дальнейшей судьбой: получать высшее образование в столичном вузе. В настоящее время у меня очень интересная работа, прекрасная жена и замечательный ребенок.

Таких историй со счастливым концом множество, и они опровергают распространенное мнение, что наркомания неизлечима. О том, как в Петровском появились первые реабилитанты, в чем заключается работа с ними, приносящая такие внушительные плоды рассказывает отец Серафим.

Эта прекрасная чистая жизнь

– Никогда не мыслил работать с наркозависимыми. По своим делам поехал в командировку в Петербург, там знакомые верующие попросили меня встретиться с руководителем недавно созданного реабилитационного центра Дмитрием Островским. Мы встретились с ним после литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, и он предложил мне поехать в их центр, который на тот момент снимал один из корпусов пионерского лагеря в Зеленогорске. Там я индивидуально пообщался с каждым реабилитантом, потом провел общую беседу, и несколько человек изъявили желание приехать потрудиться к нам на приход. С тех пор у нас и наладилась связь Петровское-Санкт-Петербург. Когда сюда в мае 1995 года прибыли первые пять реабилитантов, здесь была сторожка в очень запущенном виде и один жилой домик. За годы существования центра нам с ребятами удалось создать своими руками благоустроенный приход. Работа с таким контингентом для меня была в новинку. Начал с личной беседы с каждым, узнал биографии ребят и девушек, попытался найти с ними что-то общее. Ведь наркоманы далеко не всегда так испорчены, как принято считать. Мне было непонятно как им помочь, только до тех пор, пока я не узнал их внутренний мир, не осознал их путь к наркотикам, пока не понял причин пагубного влечения.

Конечно, в основу реабилитации, мы заложили приобщение к благодати через Таинства Церкви, покаяние, молитву. Православный образ жизни приводит к возрождению души, человек начинает чувствовать изменения в себе, открывает новую неведомую до этого жизнь. Глубокое воцерковление помогает не только избавиться от зависимости, но и наполняет жизнь подлинным смыслом. В процессе знакомства с православием ребята открывают его красоту. Почти все, кто жил у нас, обучились пению на клиросе, чтению на церковнославянском. Конечно, приобретаются и трудовые навыки. Я смотрю, у кого какие склонности и стараюсь их развивать. Некоторые задатки впервые начинают проявляться именно здесь, особенно по столярной работе. Ребята с удовольствием открывают в себе эти возможности, познают материал, инструмент. Им самим очень приятно видеть, как из-под рук выходят красивые и полезные вещи. Созидание всегда приносит удовлетворение. Приходит осознание, что труд это не только обязанность, но и удовольствие. К сроку пребывания реабилитантов на приходе тоже подход индивидуальный, кто-то прожил здесь год и этого оказалось достаточно, кто-то пожелал остаться на более долгий срок, все зависит от степени духовного повреждения человека и от его силы воли. Есть те, кто задержался на приходе на 10 и даже на 13 лет. В нашу задачу также входит подготовить человека к жизни в миру. Ведь чаще всего по возращении он остается без навыков жизни в социуме и без знакомых, которые могли бы помочь, развивается риск попасть в прежнюю среду. Большинство реабилитантов из мегаполисов, там не организованно, а стихийно создались наши общины, готовые принять в объятия вновь пребывающего, помочь ему с работой, жильем. В нашей системе реабилитации преемственность играет значительную роль, потому что на первых порах слово, идущее от священника, воспринимается труднее, чем от своего собрата, который был таким же и стал другим, а значит, может поделиться личным опытом в преодолении зависимости. Удивительно наблюдать, как ребята может быть впервые открывают для себя, что жизнь прекрасна, а без наркотиков она еще прекрасней, узнают, что наряду с греховными, есть и чистые увлечения, не приводящие в тягостное состояние, а только радующие.

От себя

Хочется поделиться и своими впечатлениями от петровского прихода при Свято-Троицком храме, где мне довелось гостить. Его территория будто является продолжением окружающего пейзажа. Русское поле, яблоневый сад, березовая роща будят воспоминания не то мои, не то рассказанные бабушкой. Тоскующее по капитальному ремонту здание величественного пятиглавого храма, с новыми куполами, увенчанными крестами, золотом горящими на солнце, аккуратные приходские домики, баня, теплицы, стройные грядки, ласковые кошки, любопытная коза – все кажется родным и знакомым. Особый уют и простая красота прихода выдают тонкий художественный вкус отца Серафима, до пострига он был художником и свой талант к изящным искусствам непритязательно и практично воплотил в обустройстве церковной территории. Кроме настоятеля на приходе проживает еще три человека. Реабилитант Дмитрий живет здесь два с половиной месяца, ремонтирует нижний храм, помогает по хозяйству. Для Димы это не первое место реабилитации, но именно здесь, по его словам, он чувствует себя на своем месте. Сотрудница центра Ольга, чья жизнь уже десять лет связанна с приходом, будучи богословом по образованию, раньше проводила здесь занятия по литургике и катехизису, сейчас, за неимением помощников, работает в трапезной и выполняет прочие женские обязанности по ведению приходского хозяйства. Третий жилец прихода – Дионисий, бывший наркозависимый, а теперь сотрудник центра. После реабилитации он три года прожил в родном Санкт-Петербурге, но узнав, что приход переживает сложный период, приехал, чтобы помочь месту, благодаря которому уже 10 лет живет в трезвости.

Удаленность от города, первозданная красота окрестностей, умело облагороженная живущими здесь людьми, тишина, молитва, духовное наставление отца Серафима лечебно действуют на душу. Но безлюдность прихода, на котором некогда жизнь бурно кипела, а теперь лишь поддерживается несколькими верными своему делу людьми, наталкивает на горькие размышления.

Правительство страны признало наркоманию национальной проблемой, разрабатываются концепции ее преодоления, проходят конференции, высказываются мнения. Государственный антинаркотический комитет предоставляет отчеты, печатает диаграммы, с количеством зарегистрированных лиц, больных наркоманией (а регистрируется лишь малая доля от всех наркопотребителей), и столбики этих схематичных изображений с каждым годом все выше и выше. Глядя на статистические данные, зная, что даже сами чиновники называют государственную систему реабилитации репрессивной, становится непонятно, как может пустовать место, где существует апробированная и годами доказывающая свою эффективность система помощи наркозависимым, где десятки молодых людей вернулись к полноценной жизни, где изгои общества становятся здоровыми гражданами нашей страны.

Центр православной реабилитации наркозависимых при Свято-Троицком приходе села Петровское
Адрес: 155122, Ивановская область, Лежневский район, п-о Воскресенское, с. Петровское, храм Святой Троицы.
Телефоны: Телефон: (493-57) 222-47, 8-493-57-222-47, 8-903-632-14-16 – игумен Серафим, Ольга Валерьевна.
e-mail: kwfs@rambler.ru

Марина ЛАНСКАЯ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?