Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Хорошо, что мы встретились»: как бывает, если люди женятся в 50+

«Мы с первым мужем ругались постоянно. И до свадьбы, и после. Я думала, это нормально, так у всех. Теперь же Бог решил, наверное, показать, что бывает иначе»

Вероника и Михаил

Когда речь заходит о браках, заключенных в зрелом возрасте, я вспоминаю советскую комедию «По семейным обстоятельствам». Ее финал остается приоткрытым: бабушка, ее муж, мама, папа, внучка и собака бегут за поездом, который увозит героиню актрисы Евгении Ханаевой с пожилым женихом на его родину, но вот что там, за кадром? Выйдет ли бабушка замуж? Будет ли замужем счастлива?

Если перевести историю фильма на сухой язык статистики, мы поймем, что все, показанное – случай почти уникальный. Согласно данным Росстата за 2016 год, в нашей стране браки в возрастном сегмене 50+ заключают нечасто: в них вступаю 5,2% женихов от общего числа брачующихся, а зрелых невест и того меньше – только 3,7%. В группе 60+ показатели составляют 2,5% и 1,5% соответственно.

Как правило, для обоих супругов это повторные союзы, после развода или смерти предыдущего супруга. Хотя и первые свадьбы у пожилых людей случаются – но таких союзов меньше процента.

Зато на Западе сейчас бум зрелой любви. Например, в сегменте сайтов знакомств для людей старше 50 лет идет лавинообразное развитие:

по данным за последнее десятилетие, их совокупная аудитория составляет порядка 60 млн человек со всего мира (в основном развитые страны: США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, Европа), при этом большинство пользователей настроены на серьезный результат – более 35% сложившихся там пар за период с 2009 по 2016 год официально поженились.

Нам пока до таких результатов далеко, да и знакомятся пожилые люди в России не в интернете, а в основном старым добрым способом: на улице, в транспорте, в общих компаниях. Часто случается, что жених и невеста уже были знакомы ранее, но состояли в официальном браке, и обратили друг на друга внимание лишь после развода или смерти супруга.

«Я совсем не собиралась замуж»

Похожая история произошла с волонтером службы «Милосердие» Вероникой Маловой: 1 октября 2017 года она обвенчалась с человеком, которого знала с юности. Невесте было 54 года, жениху – 52. На свадьбе гуляли друзья Вероники, добровольцы, родные и близкие.

«Я замуж не хотела, – рассказывает Вероника, – хотя мои друзья и знакомые советовали «искать»». Сама Вероника видела совершенно иной путь. Она была вдовой – ее первый муж погиб в 2011 году при трагических обстоятельствах. Беда привела женщину в храм, там Вероника и осталась, затем уволилась с престижной работы и стала работать координатором волонтеров в службе «Милосердие». Это и стало ее смыслом жизни, а еще – дочь и маленький внук.

«Я и дома-то почти не ночевала тогда, когда не на работе – помогала дочке», – поясняет Вероника. А личное, казалось, все в прошлом.

«Я даже на молебны о создании семьи не ходила. Хотя своим более молодым подругам и коллегам по добровольческому движению советовала.

Их проводит у нас владыка Пантелеимон (епископ Орехово-Зуевский – прим. ред.). Думала, зачем мне это? А когда меня замучили разговоры друзей и родных о том, что надо бы и мне мужа найти, я спросила у своего духовника: «Может, и правда надо? Может, помолиться мне об этом?» Он улыбнулся и говорит: «Вероника, вы что, замужем не нажились, что ли?».

«Я жену искал»

 

Да вроде и нажилась, решила Вероника. И тут случилась встреча. Хотя на первый взгляд все выглядело банально. Вероника и Михаил встретились в компании общих друзей. Знакомы будущие супруги были давно – учились на одном факультете, мехмате МГУ.

Порой виделись у друзей, он был женат, она – замужем, шапочное знакомство, не более. А тут вдруг что-то произошло – то, что словами описать порой бывает не возможно.

От Михаила к тому времени уже 14 лет как ушла жена, он один воспитывал сына и дочь: дети не ужились с новым маминым мужем и сами пришли жить к отцу. Он, в отличие от Вероники, о создании семьи задумывался, и всерьез. К моменту встречи с Вероникой его сыну было уже 24 года, а дочери – 16.

«Я вдруг понял, что дети скоро вырастут, а я останусь один.

А ведь ради себя одного жить невозможно: это бессмысленно, глупо. Мне нужен был кто-то, о ком я смогу заботиться, кого буду любить. Я был уверен, что я найду кого-нибудь. Так и случилось!» – говорит он теперь.

Как все происходило в тот вечер в гостях – оба молчат, хранят свою тайну. Но на следующий день Михаил позвонил Веронике – разузнал телефон у тех самых общих друзей – и пригласил в ресторан. Она была немного удивлена, даже звонила подружке с вопросом – зачем, мол, для чего все это. Но на встречу пошла. И там оба поняли, что они друг другу – подходят, что вдвоем им – хорошо.

С Вероникой и Михаилом я беседую по отдельности, но о той, самой главной, встрече, они говорят одними и теми же словами. «Мне сразу так хорошо с ним было, сразу стало понятно, что это мой человек», – это Вероника. «Я как-то сразу почувствовал ее симпатию к себе, беру на себя смелость это сказать. Вернее, не так. Не я, мы почувствовали – это взаимно», – Михаил. Они не могут объяснить, за что полюбили друг друга. Но оба уверены – это не влюбленность была, а сразу любовь.

«Нас благословили подождать год»

Буквально через две недели Вероника сказала дочери и зятю: «Наверное, я скоро выйду замуж». А уже через месяц Михаил сделал предложение. «Я не пытался красиво завоевать ее – нас и так многое объединяло: взгляды на жизнь, общее образование, интересы. Умение слушать друг друга и молчать вместе».

Но было и препятствие: когда Михаил узнал, что будущая жена верующая, сказал, что его это не смущает: Вероника будет ходить в храм, а он в это время – в спортзал. «Он не понимал, наверное, тогда, что я не могу выйти замуж за невоцерковленного мужчину, с которым самого главного – не разделить. И я решилась познакомить Мишу с владыкой Пантелеимоном».

Беседа была непростая, и после нее потенциальный жених взял паузу, три дня на размышление. А потом что-то почти неуловимо стало меняться: постепенно Михаил стал посещать воскресные службы, несколько раз ходил к владыке на исповедь, а в прошлом году впервые причастился.

Но было и условие: владыка Пантелимон благословил пару венчаться не раньше чем через год: присмотреться друг к другу, узнать получше. Аргументы, что, жених и невеста «уже не юные», и все для себя решили, не действовали. В ожидании свадьбы Вероника и Миша посещали театры и выставки, вместе съездили в паломничество на Валаам, а там пришел черед готовиться к венчанию.

«Я не хотела пышного торжества. Думала, мы тихо обвенчаемся и уедем в путешествие. Не хотела белого платья – думала, будет голубое или зеленое», – вспоминает Вероника. Но платье оказалось белым – цветные не подходили, а традиционный свадебный цвет очень шел невесте. И торжество было шумным и многолюдным: вмешались друзья Вероники, волонтеры.

«Сын сказал: «Молодец, папа, женись!»

А потом началась… жизнь. И оказалось, что в этой простой жизни с ее бытовыми заботами и мелочами есть место счастью. «Я не устаю благодарить Бога за то, что он мне послал такого мужа – заботливого, доброго, щедрого. Даже не ожидала, что так получится. Может быть, конечно, эйфория пройдет, но за первые полгода брака мы и не поругались ни разу», – делится Вероника и тут же со смущением добавляет, что все так хорошо, что даже страшно и немного непривычно. – «Мы ведь с моим первым мужем ругались постоянно. И до свадьбы, и после. Я думала, это нормально, так у всех. Теперь же мне Бог решил, наверное, показать, что бывает иначе».

Обычно, рассуждая о зрелом браке, говорят: зачем это нужно, у каждого уже дети, а то и внуки, вдруг будут ревность, конфликты, раздел имущества?

Кажется, лучше уж и не начинать, чтобы потом лишний раз не расстраиваться. Но все вопросы отношений с детьми Вероники и Миши, все вопросы быта наладились будто «сами собой». Сначала договорились, что молодожены будут жить у Михаила, с его детьми и пожилой мамой. Вероника сомневалась, но последовала совету духовника слушаться мужа. И вдруг Мишины дети сами уговорили папу переехать к супруге. Затем, буквально через несколько месяцев, женился Мишин старший сын и стал жить отдельно. А Мишина дочь от бабушки переехала жить к отцу и его новой жене.

Вероника волновалась – сможет ли она стать доброй мачехой?

Как устроить, чтобы было удобно, уютно? «Чего я боялась, этого ничего не случилось! Бывают, конечно, конфликты у папы с дочерью – из-за учебы, например. Он ворчит на нее, учит жизни – как все отцы. Я стараюсь не вмешиваться». А Михаил признается: для него было очень важно, чтобы дочь и жена поладили. Уже приняв решение о браке, он продолжал переживать: что скажут дети? «У дочери не сложились отношения с отчимом и я очень не хотел, чтобы она вновь пережила похожее. Мне было важно, чтобы у моей прекрасной жены и у моей любимой дочери сложились отношения, так и вышло. Это было облегчение! Последние сомнения развеялись».

Ну а старшие дети – дочь Вероники и Мишин сын родителей сразу поддержали, заботливо оберегали до свадьбы их роман, спрашивали, как дела, с нетерпением ждали свадьбы… Сейчас большая семья только привыкает жить вместе, начинает закладывать собственные традиции. Пока что сюжетообразующим компонентом стал Вероникин внук – мальчику почти пять лет, он часто гостит у бабушки, и большая семья собирается вместе.

Вышло, что найдя друг друга, Вероника и Миша нашли и новых родных людей.

А что же быт? Вот ты привык жить один, особым образом вешать полотенца, под нужным углом ставить зубную щетку, так, а не иначе заваривать чай – и тут врывается кто-то со своими представлениями о «правильном»? «С возрастом люди становятся более гибкими, толерантными к чужим привычкам, – возражает Михаил. – Если меня в молодом возрасте могло что-то раздражать, то сейчас уже понимаешь все и относишься к мелочам спокойней. Это не главное».

Вероника добавляет, что некоторые детали лучше обговорить «на берегу» – все ведь взрослые люди, любое замечание можно высказать спокойно и так же спокойно принять.

Это как инструкция к стиральной машине – просто необходимо друг другу объяснить, что будет, если нажмешь ту или иную кнопку, какая последует реакция.

Во всяком случае, разве двое состоявшихся людей не смогут договориться?

«Я взлетаю к небесам»

А что же главное? Для чего нужно жениться в зрелом возрасте? Да в общем-то, для того же, для чего и в другом возрасте. Потому что есть любовь. И плохо человеку быть одному, – так сказал Бог в раю Адаму и познакомил с Евой.

«Знаете, у меня был стереотип, что женщины все время на одни и те же грабли наступают, за одних и тех же мужиков выходят, и по-разному с ними несчастны. Но вот мне встретился совсем другой человек.

Не могу передать ощущение счастья, в котором я живу. Мне Бог показал, что в семейной жизни может быть так много счастья», – рассказывает Вероника.

Ее муж объясняет основательней: «А я считаю наоборот – в молодом возрасте, может быть, не нужно бегом бежать под венец. Люди не совсем понимают еще, что такое семейная жизнь. А в нашем возрасте, если уж понимаешь, что встретил свою половину – это более осознано. Уже видишь разницу между влюбленностью и любовью».

Возможно, все получилось и потому, что у Вероники и Михаила одинаковый взгляд на то, что такое брак, на роли мужчины и женщины в этом совместном проекте. «Я всегда считала, что брак – это прежде всего взаимная ответственность. Женщина создает уют, ухаживает за мужем и детьми. Супруг же отвечает за базу, благосостояние. К сожалению, мой первый муж жил какими-то своими целями, не связанными с семьей – написать диссертацию, например. Он говорил: «Хочешь ты или не хочешь, я пойду в аспирантуру». А это были 90-е годы, нам порой есть было нечего. Мне приходилось крутиться за двоих», – рассказывает Вероника.

Михаил свою роль в браке понимает именно так, как видится его жене: заботится не только о ней и о детях, но и о своей престарелой матери, чем заслужил огромное уважение Вероники. «Все что он делает, это для семьи», – говорит она.

«Мне всегда было важно, чтобы человек был умный, добрый, великодушный, чтобы было с ним интересно. А вот внешность не важна. Хотя, наверное, я бы раньше на своего мужа, возможно,  не посмотрела бы из-за небольшого роста, хотя я и сама невысокая – добавляет Вероника. – А сегодня благодарю Бога, каждый день за нашу встречу».

Конечно, в ситуации, когда брак не первый, не обойтись без сравнений, анализа и попыток избежать уже допущенных ранее ошибок. Наши герои говорят, что это было легко – благодаря тому, что движение навстречу друг другу было взаимным, и это сгладило возможные трения. Да и поводов для претензий друг к другу почти нет.

«Я своего первого супруга постоянно пилила, а потом чувствовала свою виноватость за частые ссоры. А сейчас стала мягче, да и Михаил во многом идет на встречу».

Но есть и нюанс – о прошлом друг с другом лучше не говорить. Наши молодожены рассказали друг другу о том, что было до их встречи, лишь однажды, и больше к этой теме не возвращались.

Еще один секретный ингредиент, входящий в состав цементирующего вещества любого брака – это взаимная поддержка. Имея это драгоценный дар, и поддерживать друг друга не составляет труда, как не составляет труда, например, вместе ходить на прогулку, на концерты, путешествовать. «С Мишей я к небесам взлетаю. Все время думаю: наверное, я во сне – такого не бывает. Хотя я видела среди моих друзей прекрасные примеры семей, некоторым даже по-доброму завидовала. Но мой муж оказался лучше всех. Вот только думаю: почему же мы не встретились раньше? Ведь мы были так близко друг от друга», – говорит Вероника.

«Не важно, рано или поздно мы встретились. Хорошо, что все-таки встретились», – рационально, но верно замечает ей в ответ Михаил.

Фото из семейного архива Вероники и Михаила

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?